Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19−26 апреля. — Радоница. — Не стыдиться корней. — Москва стоит насмерть. — Плевок в соотечественников. — Государственный муляж и патриотизм. — Что такое русский? — Закон и вера. — Запрет на язык.
Через 9 дней после Пасхи Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших. Именно на вторник прошлой недели — 20 апреля — пришлась в нынешнем году Радоница. Сайт «Регионы России» пишет, что «этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности». А «особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную». Как отмечено в материале «Радоница — день особого поминовения усопших» на сайте «Православной газеты», «этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость». «Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. … Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается». Далее в статье рассказывается о том, как поминают усопших в Дни Пасхи, как вести себя на кладбище, как относиться к могиле православного христианина и как правильно поминать усопших. Также на этом же сайте опубликована проповедь святителя Иоанна, архиепископа Сан-Францисского «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», в которой святитель рассуждает о загробной участи человека, о мытарствах души после смерти, о том, чем живущие могут помочь своим почившим родным. Статья Алексея Буторова «Грустная и веселая жизнь после Пасхи» рассказывает читателям о Красной горке — так в народе называют первое воскресение после Пасхи, и о Радонице. «Совершаемая же на Радоницу вселенская панихида — знак веры и надежды на всеобщее воскресение. Обычай предполагает именно в этот день, а не в канун Пасхи посещение семейных могил. Считается, что именно тогда Христос сошел во ад, к мертвым». На сайте «Народного радио» в материале «Помянем», посвященном Радонице, рассказывается, как правильно подавать записки об упокоении умерших родственников в православном храме, а также перечислены особые дни поминовения усопших. «Радоница объявлена нерабочим днем в ряде регионов России», сообщает сайт «Религия в светском обществе». На сайте «Российской газеты» была опубликована статья «Ангелы ходят среди нас», приуроченная к одиннадцатой годовщине убийства в Оптиной пустыни иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева). «Иноков Ферапонта и Трофима Аверин убил, когда они возвещали на колокольне миру Воскресение Христа. А иеромонаха Василия — когда он шел исповедовать в скит», — пишет автор Ирина Антонова. Далее в материале она рассказывает о некоторых деталях биографии убитых насельников Оптиной. Другой темой прошлой недели стала давно обсуждаемая в СМИ тема преподавания в школе «Основ православной культуры». Как сообщает РИА «Новости», «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II убежден, что в регионах компактного проживания верующих традиционных религий России школьникам должны преподаваться основы соответствующей культуры (факультативно по желанию родителей и учащихся)». Об этом Святейший Патриарх Алексий II заявил, выступая в среду на ежегодном собрании Российской Академии образования, членом которой он является. «Вся наша страна выросла на христианских, православных культурных основах, и от этого не надо прятаться», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви. «В ряде российских регионов, в том числе в отдельных районах Подмосковья, основы православной культуры уже преподаются. Между тем на минувшей неделе представитель департамента образования Москвы заявил, что в столичных школах этого предмета не будет — вместо него предполагается ввести историю религий», — отмечает сайт «Newsru.com». На это, «не полемизируя с московским департаментом, Святейший Патриарх Алексий II отметил, что речь идет всего лишь о добровольном изучении предмета, причем — не закона Божьего, а культурологической дисциплины, которая рассказывала бы о российской истории и культуре». «Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства», — убежден Предстоятель Русской Православной Церкви. Об этом же пишет и автор «Российской газеты» Анна Спицына. «Работа над учебниками по факультативному курсу «История религий» будет завершена к концу лета. С «Основами православной культуры» российские школьники так и не познакомятся», — сообщает «Радонеж». «Что же касается факультативного преподавания «Основ православной культуры», о необходимости введения которого говорил на этой же встрече Святейший Патриарх, то тут министерство образования решило, видимо, «стоять насмерть» — никакой православной культуры». В конце сообщения автор недоумевает: «Странно, что Минобразования, игнорируя конфессиональный выбор подавляющего большинства россиян и навязывая российским детям традиционные ценности кого угодно, только не русского народа, при этом как бы не замечает того, что в средних школах Чечни с этого года уже вводится обязательное преподавание основ ислама». Кроме того, как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «мы должны совмещать образование с воспитанием и воспитывать достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою родину, знали бы свою историю, были бы патриотами», — цитирует в другом сообщении слова Главы Русской Православной Церкви корреспондент РИА «Новости» Ольга Липич. «Когда мы слышим, что в нашей стране один миллион беспризорных в начале ХХI века (и, в основном, при живых родителях) — это заставляет задуматься и принять меры», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. О намерениях братии Свято-Данилова монастыря создать при обители Центра по реабилитации беспризорных детей рассказывает корреспондент «Труда» Александр Королев в материале «Церковь не готовит детей в монахи». Проблема компьютерных игр и интернета, а также негативного влияния СМИ также была поднята Святейшим Патриархом Алексием II на встрече с сотрудниками Российской академии образования. Как отмечает сайт «Newsru.com», «средства массовой информации сегодня пропагандируют культ насилия, жестокости и безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человека ничего не стоит», — сказал он. «Не меньшую угрозу, по мнению Предстоятеля Церкви, представляют и те компьютерные игры, которые, как выразился Алексий II, «с малых лет приучают к убийству». Потенциальную опасность для развития ребенка представляет также интернет, добавил Патриарх, который, по его словам, «может как обогатить знаниями, так и развратить». В сообщении отмечено, что «сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов разделяет мнение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о потенциальной опасности для детей СМИ, интернета и компьютерных игр». Выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия на ежегодном общем собрании Российской академии образования (РАО) заинтересовало журналистов «Коммерсанта» Павла Коробова и Алексея Волкова. В своей статье «Патриарх благословил академиков на борьбу с интернетом и СМИ» они пишут, что «Первоиерарх Русской Православной Церкви, выступая перед академиками, поставил перед ними конкретные задачи по воспитанию и образованию подрастающего поколения и благословил ученых на их реализацию. Среди главных врагов образования Патриарх назвал интернет и СМИ». Далее авторы пересказывают выступление Святейшего Патриарха, разбавляя его слова своими едкими и пренебрежительными комментариями. Привычное журналистское злобствование начинается неосознанно рефлекторно, как только кто-нибудь из лидеров общественного мнения заикается о безнравственности СМИ, ибо право на свою пошлость, бездарность и распущенность журналисты готовы защищать фактически любой ценой. И сам материал тому доказательство: ведь писать пренебрежительно о Главе Церкви, с которой ассоциирует себя большинство жителей страны — плевок не только в сторону того, о ком написано, но и всех тех, кто разделяет мнение этого человека. Так что, журналисты «Коммерсанта» готовы заплевать полстраны, лишь бы не сдать ни капли своей безнравственной и бездарной «свободы». На официальном сайте Русской Православной Церкви можно прочитать полный текст выступления Патриарха Московского и всея Руси в Российской академии образования. В числе прочего, Предстоятель Церкви сказал: «Часто приходится слышать, как наши люди о России говорят: «эта страна». Меня коробит от этих слов. Понятно, что данное выражение является калькой с английского языка, но любящие свою Родину люди должны говорить о ней как о «нашей стране». Мы должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами, сынами и дочерьми которой мы являемся». Проблема патриотизма сегодня как никогда становится актуальной. Во-первых, потому что в течение последних 15 лет не только самое явление, но и понятие о нем искоренялось из общественного сознания: пришедшие к власти либералы заявили, что любовь к Родине — это не более, чем штамп и пиартехнология, главное не патриотизм — а деньги. Лозунгом последних лет стали слова о том, что «родина там, где есть деньги». Во-вторых, и сегодня патриотизм — не в чести, по сути, любые патриотические заявления встречаются массовыми насмешками в СМИ и приравниваются к национализму, что, в итоге, порождает действительно нездоровые националистские настроения в обществе. В-третьих, в связи с возрождением Православной Церкви среди православной общественности возникло понятие «православной патриотики». «О силе и бессилии православной патриотики» рассуждает Владимир Петрович Семенко, старший научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований, член Центрального Совета Союза Православных граждан. По мнению автора, православные патриоты сегодня не обладают ни достаточным уровнем аналитики, ни адекватным пониманием современной реальности, не имеют достаточной ориентации в политических процессах и не могут эффективно влиять на процессы, происходящие в стране. Однако ситуация в стране — весьма серьезная. Рассуждая о глобализации и об общемировой ситуации автор пишет: «в сильной России не нуждается никто в мире, поскольку умные люди, мыслящие системно, а не обрывками идеологических клише и любимых мыслей, прекрасно понимают, что если Россию не развалить и не уничтожить до конца и если она будет верна своим проектным основаниям (по определению имперским), то рано или поздно вновь захочет стать империей, а этого не могут допустить представители ни одного из конкурирующих миропроектов, в особенности такого сверхпроекта, как глобализация». Для России же «успех в истории определяется, прежде всего, верностью своему миропроекту, который для России есть, разумеется, православная империя, претендующая (в пределе) на вселенское значение. Измена своему миропроекту, своим проектным основаниям приводит к тому, что население и территория страны становятся пассивной ареной борьбы иных конкурирующих миропроектов». По мнению автора, сегодня главная из внутренних проблем России — «абсолютное расхождение реальных интересов так называемой элиты и остального народа, а также страны в целом. Другая важнейшая и, я бы сказал, методологическая проблема уже собственно российской элиты заключается в попытке управлять реальностью при помощи виртуальных пиар-технологий, что заведомо обречено на провал». Реализовать же «Российский миропроект» можно только при наличии патриотической элиты, «включающей не просто высших по положению, но действительно лучших людей страны». Пока же действия российской элиты абсолютно противоположны интересам страны: «заключается он (проект нынешней элиты) в попытке встроиться в западный мир за счет страны и народа». Автор считает, что сегодня «на месте планомерно уничтожаемой российской государственности создается ее муляж, в который все должны поверить». Автор уверен, что сохранение страны возможно при соблюдении ряда условий: «необходимо осознание горькой правды, трезвый реализм сочетать с четко выверенным и системным проектным мышлением. Теоретическое осознание сакрального ядра своего миропроекта и практическая жизнь в нем, неустанное возгревание сакралитета нации должны идти рука об руку с пониманием иерархии ценностей и иерархии уровней как в своем, так и в чужих миропроектах — от высшей метафизики до повседневной конкретики эмпирической реальности… Духовная трезвость, являющаяся основой для трезвости политической, должна стать главным лозунгом дня для православных патриотов, если они хотят претендовать на сколько-нибудь заметную роль в формировании контрэлиты». Газета «Труд», сообщив о том, что «депутаты Госдумы одобрили концепцию законопроекта «О русском народе», цель которого защитить права русских в России, представляет на суд читателя полемику между политологом, генеральным директором Центра политической конъюнктуры России Константином Симоновым и председателем Московской писательской организации, главным редактором журнала «Московский вестник», профессором Владимиром Гусевым. Эксперты рассуждают о том, нужен ли такой закон. И если Константин Симонов выступает в роли безродного космополита против принятия этого закона, требуя сохранять вымирающие народы Севера, то Владимир Гусев считает, что закон сегодня жизненно необходим: «сейчас, когда три четверти русского народа нищенствуют, когда в национальных республиках нашей Российской Федерации, во многих из которых, кстати, русское население находится в большинстве, но, в силу своей «русскости», фактически ущемляется, например, по части доступа во властные органы, — принимать закон, защищающий права государствообразующего народа, самое время». На заявления К. Симонова, что стремление определить русскую нацию — есть фашизм, на его риторический вопрос «что такое русский?», Владимир Гсев отвечает: «Не в крови русскость, а в духе. … Думаю, все же главный определяющий фактор принадлежности к русскому народу — является ли для человека русский язык родным. Известно, что язык очень влияет на менталитет человека; для нас, русских, он определяет такие понятия, как «русский характер» и «русский склад ума». Причем необязательно «говорить по-русски правильно», как рекомендует известная телепередача: диалектов в русском языке множество. Главное — уметь по-русски дышать…» На патриаршем сайте можно прочитать статью О.А. Курбатова «Дети» великой княгини Екатерины Павловны» об особом батальоне «Ея Императорского Высочества Великой княгини Екатерины Павловны» или «Тверского егерского батальона»: «Краткая история батальона представляет собой прекрасную и величественную страницу подвига нашего народа, включая и приходское духовенство, во время той далекой и малоизвестной войны» 1812 года. «Особенно замечательной была личность командира батальона князя Александра Петровича Оболенского… Пожалуй, самым увлекательным предприятием для него и его подчиненных стала вербовка добровольцев в окрестностях Твери. Здесь наиболее отзывчивыми на призыв к защите Отечества оказались юные учащиеся уездных и приходских духовных училищ — как правило, дети священнослужителей. На их «приглашение» во временную воинскую службу последовало официальное предписание из Правления Санкт-Петербургской Духовной академии, а активная запись добровольцев началась через месяц, когда завершились летние каникулы… Всего в батальон записалось 77 семинаристов и 26 «церковнослужителей», в том числе даже один послушник. 17 их этих учеников и 1 служитель семинарии сразу же или со временем получили звание унтер-офицеров… Поступив в батальон, семинаристы влились в спаянный боевой коллектив, воодушевленный общим рвением к защите Отечества». Как оказалось, до сих пор государство не могло для себя решить, к какому ведомству пристроить такое понятие, как «религия», и такое явление как «религиозная организация». Однако, теперь проблема решена. Как сообщает «Радонеж», религиозными объединениями в Правительстве РФ займется Министр культуры. Автор «НГ-Религий» Олег Недумов в статье «Вера в законе» размышляет над недавним заявлением президента России Владимира Путина о необходимости принятия в стране закона о традиционных религиях. Автор называет заявление президента «неожиданным» и пишет о том, что оно «поставило перед аналитиками немало вопросов»: «Главная интрига состоит в том, какие именно религиозные организации будут выделены в разряд традиционных. Как правило, речь идет о православии, исламе, иудаизме и буддизме. Однако все окажется не так просто, если мы обратимся к преамбуле нынешнего Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на которую обычно ссылаются, чтобы обосновать возможность придания особого юридического статуса отдельным религиям. Напомним, что в ней говорится об «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и уважении к «христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Очевидно, что толковать эту формулировку можно достаточно широко. К христианству относятся католицизм и различные протестантские деноминации, которые, по-видимому, также должны быть отнесены к традиционным религиям», в то время, как они не являются традиционными для России. Автор уверен, что обсуждение законопроекта о поддержке традиционных религий «будет сопровождаться бурными дискуссиями»: «Любая сколько-нибудь влиятельная религиозная организация будет стараться заявить о своей «традиционности». «Суд Набережных Челнов оправдал за отсутствием состава преступления председателя местного отделения Татарского общественного центра (ТОЦ) Рафиса Кашапова, которому чуть более года назад городская прокуратура предъявила обвинение в разжигании национальной и религиозной вражды», — сообщает сайт «Седмица.Ru». Кашапов обвинялся в организации и разрушении активистами ТОЦ строящегося православного храма свмц. Татианы в Набережных Челнах 1 октября 2002 года. «В прошлом месяце Рафис Кашапов обратился к суду с заявлением, где частично признал свою вину в «нарушении политической корректности», и попросил снять с него обвинение. Накануне заключительного заседания единомышленники Кашапова пытались оказать воздействие на суд, устроив возле здания пикет». Между тем, вопрос со строительством разрушенного Храма до сих пор не решен. Власти Набережных челнов уже несколько раз меняли место предполагаемого строительства храма, и дело так и не сдвинулось с мертвой точки. На Украине предпринимаются колоссальные усилия для того, чтобы истребить русский язык. «На Украине вступил в силу запрет на русскоязычное телевещание», — сообщает «Радонеж». «На следующем пленарном заседании Совета Федерации 28 апреля сенаторы примут специальное заявление по поводу решения Национального совета Украины по телерадиовещанию запретить теле- и радиовещание в стране на русском языке», — сообщает РИА «Новости». «Решение запретить выдачу лицензий теле- и радиоканалам на русском языке — это историческая ошибка», — заявил Сергей Миронов. Сергей Миронов не исключил, что ситуация, сложившаяся с теле- и радиовещанием на Украине на русском языке, будет обсуждаться и в рамках Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Не менее остро стоит языковой вопрос и в Латвии. «Российский МИД выступил со специальным заявлением в связи с планами латвийских властей ограничить с 1 сентября преподавание на русском языке в школах для национальных меньшинств», — сообщает сайт «Регионы России». «Настораживает тот факт, отмечают в МИДе, что в канун вступления в Евросоюз власти Латвии перешли к открытым угрозам применения административных мер воздействия в отношении участников демократических форм отстаивания своей позиции. Удивляет в этой связи и позиция высшего руководства страны, которое на словах привержено обязательству защищать интересы всех жителей Латвии, а на деле фактически развязывает «охоту на ведьм» и стремится переложить ответственность за нарастающие внутренние проблемы на некие внешние силы, в частности, на Россию, говорится в заявлении». Российский МИД также выразил сожаление, что «страны Евросоюза и США проголосовали против резолюции Комиссии ООН по правам человека, осуждающей попустительство действиям нацистских и других экстремистских организаций. По инициативе России этот документ был поддержан подавляющим большинством стран-членов комиссии. В нем выражается серьезная обеспокоенность подъемом экстремистских движений и партий, пропагандирующих идеологию фашизма и расового превосходства. Как говорится в заявлении, возведение монументов в честь эсесовцев, проведение их шествий и другие подобные действия оскверняют память жертв фашизма и абсолютно несовместимы с обязательствами государств-членов ООН». Однако, такая позиция Евросоюза и США — не удивительна. Фашистские методы уничтожения неугодных народов применяются ими уже не первый раз. И пример этому — ситуация в Косово. Как сообщает сайт «Седмица.Ru», «Недостроенный храм Христа Спасителя в Призрене превращен в общественный туалет. Ранее в храме уже совершалась Божественная литургия, а его фундамент и крест были освящены во время строительства, которое должно было быть законченно в 1999 году, но этому помешали военные действия. Осквернение святыни совершено после того, как на церковном участке около храма образовался поселок цыган, прибывших с территории Албании». Фотографии оскверненного храма размещены на сайте «Косово.com». "Раньше в Призрене проживало 40 тыс. сербов. Во время мартовского погрома в городе была сожжена единственная церковь свт. Николая, и сейчас сербское население полностью покинуло город. Храм Христа Спасителя лишен какой бы то ни было защиты и в любой момент может быть взорван экстремистами, стремящимися уничтожить последние следы присутствия сербского народа и Церкви в городе, основанном в XIV веке святым королем Милутином». Происходящее является очередным свидетельством полного коллапса миссии ООН в Косове и Метохии. Рашко-Призренская епархия требует принять срочные меры по стабилизации положения в крае, «который ускоренно превращается в террористический рай и джамахирию, где нет возможности для существования всему, что носит знак креста и признаки европейской цивилизации». «Россия и Сербия высказались за скорейшую реорганизацию гражданской и военной миссии в Косово», — со ссылкой на РИА «Новости» передает тот же сайт. «Разработан маршрут возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери», — сообщается на официальном сайте Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Америке. «18 июня будет совершено Всенощное бдение с акафистом перед Тихвинской иконой в Свято-Троицком кафедральном соборе Чикаго. 19 июня там же состоится Божественная литургия. 20 июня самолет из США с реликвией на борту возьмет курс на Ригу. Латвийская земля примет его 21 июня. 23 июня икону самолетом доставят в Москву. Его прибытие ожидается около 16.00. Вечером состоится поклонение чудотворному образу в храме Христа Спасителя. В столице России Тихвинская Богоматерь пробудет до воскресенья 27 июня. … В северной столице образ будут встречать утром 28 июня. … 8 июля в 8.00 спецвагон с иконой отправится с Московского вокзала в Тихвин. После встречи и крестного хода в Тихвине состоится вечернее богослужение. 9 июля, в День празднования чудесного явления иконы, в город приедет Патриарх Алексий Второй, и состоятся торжества в Тихвинском монастыре». О духовно-патриотической акции «Благословен будь, Дальний Восток» рассказывает автор «Гудка» Владимир Мартынов. Акция посвящена 100-летию Русско-японской войны и явлению Порт-Артурской иконы Торжества Пресвятой Богородицы, покровительницы дальневосточного воинства. Началась она с морского крестного хода с иконой пройдет по местам минувших сражений на паруснике «Паллада». Самая многочисленная пресса прошлой недели была посвящена строительству кришнаитского храма на Ходынском поле в Москве. Как ни странно, но очень легко между собой находят общий язык раскольники и сектанты. Несколько недель назад раскольничий информационный портал пытался запустить «утку» от кришнаитов с целью сорвать митинг на Пушкинской площади против строительства на Ходынке кришнаитского храма. На прошлой неделе со статьей в защиту кришнаитов выступил Александр Солдатов — один из «суздальских раскольников», главный редактор того самого утколюбивого «желтого издания». В его статье «Кришна без крыши», опубликованной в «Московских новостях» можно ознакомиться с совершенно невероятными сведениями: оказывается, «древняя ведическая религия … лежала в основе дохристианских верований славян — ведь известно, что у славян и индусов как индоевропейцев был общий предок, а значит, и общая культурная традиция». Глубина бреда автора позволяет усомниться в его душевном здоровье: он описывает кришнаитов — мучеников за веру на территории СССР, называет свадебными генералами тех, кому сам он не годится и в подметки, например, Н.А. Нарочницкую — профессора, доктора исторических наук, глубоко мыслящего ученого, или доктора исторических наук, генерала Николя Леонова. В конце же автор саморазоблачается: когда Александр Солдатов начинает говорить про трехвековую историю гонений на веру в России, он дерзновенно ставит кришнаитов, да и себя, любимого, в ряд с новомучениками и исповедниками Российскими. Вот в чем родство г-на Солдатова с агрессивной кришнаитской сектой — оказывается, их гонят за веру. «Его логика понятна — это логика сектантской солидарность» и они «вместе дружат против традиционной Русской Православной Церкви», — считает автор сайта «Единое Отечество» Иван Федоров. Самомнение Александра Солдатова может вызывать только сочувствие и сострадание к полному непониманию духовной ситуации в России, неразличению исторических тенденций и полной безграмотности в вопросах веры. На сайте «Соотечественники» в материале Ивана Корнева «Ходынка для Кришны?» подробно излагается история конфликта вокруг грандиозных планов кришнаитов и московской мэрии, перечисляются те конфессии и огранизации, которые выступили против строительства кришнаитского храма. Волна возмущения со стороны религиозной общественности вызвала весьма своеобразную реакцию кришнаитов: «они заявили о том, что размеры их сооружения «сильно преувеличены» и обнародовали новый проект, высотой… 38,5 метра, что, по их словам, примерно в 2,5 раза меньше главного православного собора страны. Кроме того, была организована мощная PR-кампания в защиту проекта. В конце февраля кришнаиты передали столичным властям обращение в поддержку строительства храма на Ленинградском проспекте». Не менее резкой была реакция кришнаитов и после митинга на Пушкинской площади: «кришнаиты перешли в атаку, отправив в прокуратуру заявление, в котором высказывания Дворкина, Нарочницкой и Кирсанова на мартовском митинге расценили как «разжигание межрелигиозной розни». По мнению авторов «данный конфликт обнажил проблемы, далеко выходящие за пределы собственно «кришнаитского вопроса»: «Весьма показательно то, что в этом вопросе православных поддержали представители всех традиционных для России религий. Столетия сосуществования научили их жить вместе, идти на взаимные компромиссы, соблюдать неписанные «правила игры». Новоявленные же заокеанские миссионеры, за которыми стоят огромные деньги и которыми зачастую преследуются далеко не благовидные цели, ведут себя в России как хозяева, не желая учитывать тот простой факт, что в стране существуют давно сложившиеся традиции межрелигиозных отношений. В итоге в тонкую сферу межрелигиозного диалога вносится искусственное напряжение, которое перерастает в конфликт, грозящий вылиться в радикализацию религиозных настроений». В контексте моментальной и агрессивной реакции кришнаитов на все события, касающиеся существования их общины, интересно проследить еще одно немаловажное событие, произошедшее на прошлой неделе — а именно, заявлением заместителя мэра Москвы, руководителя стройкомплекса Владимира Ресина о том, что кришнаитского храма на Ходынке не будет. О пресс-конференции Ресина сообщили «Вести», «Газета», «Интерфакс» и другие издания. Однако, после заявления Ресина никакой реакции от обиженных, казалось бы, кришнаитов не последовало. Почему? Ответ на этот вопрос, по мнению аналитиков сайта «Нарочницкая.Ru» прост: заявление Ресина было не только продуманным отвлекающим маневром, но и заранее согласовывалось с сектантами. Как отмечено в заявлении на сайте, сказав о том, что «никакого кришнаитского храма на Ходынке не будет», Владимир Ресин в последующих своих словах фактически опроверг свое заявление и повторил то же, что говорилось московскими властями и раньше, а именно: «Кришнаитам будет предоставлено помещение в районе Ленинградского проспекта площадью 3−4 тысячи квадратных метров"… Цель его — успокоить общественность Москвы и отвлечь ее от этой проблемы. Это подтверждает и отсутствие реакции от обычно шумных и агрессивных кришнаитов. После заявления Ресина они промолчали. Видимо, сектанты совместно с чиновниками выбрали такую тактику — отвлечь, успокоить возмущенных жителей Москвы, и, воспользовавшись затишьем, построить чуждое России сооружение». Такой ход вполне возможен для кришнаитов, которые не чуждаются лжи и обмана: по их верованиям, сам Кришна воровал в детстве масло, а в более взрослом возрасте обманывал мужей. У кришнаитов столь неподобающее поведение своего кумира оправдывается и называется всего лишь «трансцендентным лукавством». Видимо, и московские чиновники вполне разделяют эту теорию. Далее аналитиков удивляет, что, «по словам В. Ресина, площадь «предоставляемого» кришнаитам помещения в районе Ленинградского проспекта весьма велика: 3−4 тысячи квадратных метров». Это, отмечено в документе, «как минимум в два раза больше Покровского храма на Красной площади, больше известного как Собор Василия Блаженного. А Церковь Преображения Господня, входящая в комплекс Храма Христа Спасителя занимает площадь 2, 5 тыс. кв. м». Авторы заявления считают, что «давно назрел вопрос о правомерности существования этой агрессивной организации с сомнительной репутацией на территории России», а также призывают прокуратуру «обратить пристальное внимание на обстоятельства получения «Обществом сознания Кришны» разрешения на строительства огромного храма практически в центре Москвы». Об этом же можно прочитать на сайте «Регионы России». Как сообщает сайт «Религия в светском обществе» председатель Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского Александр Дворкин предложил пересмотреть статус (т.е. запретить) ряда зарегистрированных в России религиозных организация. В числе прочих, считает сектовед, на территории России должна быть прекращена деятельность Центра Обществ сознания Кришны. Статья протоиерея Максима Козлова «О церковном этикете» опубликована на сайте «Радонежа». А газета «Труд» в материале «Печаль ваша — в радость» касается проблемы скорбей и болезней в человеческой жизни. «По православному вероучению уныние относится к числу главных смертных грехов. Почему? Помочь разобраться в этой сложной проблеме согласился священник Вячеслав Брегеда, настоятель Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского района, который служит также в храме-часовне при Абрамцевской областной психиатрической больнице N 5». На сайте православного журнала «Глагол» можно прочитать литературоведческий материал «Праведники Чехова». Автор А.Б. Тарасов рассматривает «образ религиозных сомнений и веры писателя». Неделя закончилась празднованием 25 апреля памяти святых жен-мироносиц: «Евангелие сохранило их имена. Это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария и Марфа, Сусанна. Среди них были матери ближайших учеников — Иакова и Иоанна, сестры друга Господа — Лазаря. Женщины эти постоянно следовали за Господом во время Его земной жизни, служили Ему «имением своим», сопровождали Его в Иерусалим, не оставили в часы страданий и крестной смерти. Они принесли к погребальной пещере миро (благовония), чтобы по обычаю помазать им тело Иисуса. Но вместо Почившего обрели ангела, возвестившего им радостную весть, а затем увидели и Самого Воскресшего Господа. И тотчас они снова стали служить Ему, но уже в новом, высшем апостольском призвании понесли народам весть о Воскресении Христовом», — так пишет об этом празднике сайт «Регионы России». «Святые мироносицы представляют собой образец истинного женского образа: самоотверженная и постоянная любовь к Богу и к ближнему, служение не только домашним, но и немощным, страждущим, неимущим, что возможно только при открытом, добром и любвеобильном сердце. День их памяти всегда был настоящим женским праздником». На сайте «Православной газеты» более подробно рассказывается о значении этого праздника: «В то время, как апостолы, боясь разделить участь своего Учителя, разбежались, Петр, клявшийся в верности до смерти, трижды отрекся от Него, жены — мироносицы бесстрашно следовали за Ним на Голгофу, и стояли у креста до самого погребения Его, смотрели, где Его полагали, и едва минул день субботнего покоя, они купили ароматы и раньше восхода солнца поспешили на гроб помазать Его тело благовониями. Они не знали ни смысла Его смерти, ни тайны грядущего Воскресения. Для них, таким образом, в эту ночь все кончалось, все гибло, но именно они оказались верными, пребыли в твердой земной любви. Жены-мироносицы шли отдать последний долг любимому Учителю и навсегда расстаться с Ним». И к райским дверям райским дверям Пасхи они приблизились «путем любви и верности»: «Взирая на подвиг жен-мироносиц прежде всего станем учиться у них любить. Любить Божией любовью, не тем человеческим чувством, когда мы просто нравимся друг другу, а той любовью, которая жизнь свою полагает, чтобы другие нашли жизнь».