Фома | Игумен Дамаскин (Орловский) | 06.01.2015 |
6 января Русская Православная Церковь празднует память священномученика Сергия (Мечева). Он был сыном не менее известного отца — протоиерея Алексия Мечева, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках в Москве, прославленного Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.
Протоиерей Сергий принадлежал к тем людям, которые, выбрав путь служения Богу, оставались Ему верны до конца и никогда не были равнодушными к судьбам паствы, неожиданно оказавшейся в таких трудных обстоятельствах, которые призывали обращаться к опыту древних мучеников и взывать к их молитвенной помощи. Он родился 17 сентября 1892 года в Москве. Духовное воспитание мальчика проходило в храме, где он прислуживал в алтаре, помогая отцу. В 1910 году он окончил с серебряной медалью 3-ю московскую мужскую гимназию, дальнейшее образование Сергей продолжил в Московском университете на историко-филологическом факультете.
В августе 1914 года началась Первая мировая война, и он вместе с другими студентами-добровольцами сначала прошел подготовку в госпитале, а затем уехал на фронт санитаром во 2-й подвижной лазарет Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества, действовавший в прифронтовой полосе.
В июне 1916 года Сергей Алексеевич возобновил занятия в университете, участвуя одновременно в работе студенческого Богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого, в котором изучались творения святых отцов, читались и обсуждались доклады на богословские темы. Окончив в 1917 году университет, он был призван в армию. В том же году была создана Комиссия Русской Православной Церкви по сношению с гражданской властью, члены которой избирались на собрании в Храме Христа Спасителя; среди других в списке, опубликованном в газетах, значился и солдат С. А. Мечев. Работа в Комиссии позволила ему присутствовать на Поместном Соборе, где он познакомился с Патриархом Тихоном.
Решение стать священником было принято Сергеем Алексеевичем осенью 1918 года в Оптиной пустыни во время беседы с иеросхимонахом Анатолием (Потаповым). 17 апреля 1919 года он был рукоположен во священника и стал служить вместе с отцом в храме святителя Николая в Кленниках.
Протоиерей Алексий Мечев скончался 22 июня 1923 года. Попрощаться с ним пришла едва ли не вся православная Москва. День и ночь одна за другой приходили церковные общины во главе с пастырями и служились панихиды. В день похорон прибыл Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения.
Отец Сергий заботился и о духовном возрастании паствы и о благолепии храма. Так, в 1926—1928 годах приглашенные им опытные реставраторы восстановили утраченные во время многочисленных пожаров элементы декоративного украшения храма, была восстановлена древняя архитектура нижнего этажа, по оставшимся в стенах нишах было определено, что здесь находился алтарь, который и был воссоздан и освящен во имя преподобного Алексия, человека Божия.
28 октября 1929 года протоиерей Сергий был арестован, приговорен к трем годам ссылки и отправлен в город Кадников Вологодской области. В Кадникове он снял две смежные комнаты в тихом доме у пожилой хозяйки и старался здесь, как делали это гонимые исповедники в древности, неопустительно совершать богослужение. Сюда к нему приезжали духовные дети и привозили письма от тех, кто не мог приехать или кому не следовало приезжать из соображений безопасности, чтобы не быть обвиненным в создании контрреволюционной организации.
Живя на положении ссыльного в Кадникове, 8 марта 1933 года отец Сергий снова был арестован и заключен в Вологодскую тюрьму. На это раз он был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Условия общих работ и лагерный быт были очень тяжелыми, уголовники отбирали все, что присылалось из дома. Состояние здоровья отца Сергия резко ухудшилось. После обращения в Красный Крест он был переведен с общих работ на работу фельдшером, что значительно облегчило его положение.
После освобождения он стал работать в поликлинике города Твери, где вел самостоятельный фельдшерский прием в отоларингологическом кабинете. Иногда он приходил на работу до начала рабочего дня, чтобы исповедать и причастить приехавших к нему из Москвы духовных детей.
В марте 1940 года отец Сергий Мечев переехал в Рыбинск, где устроился на работу в городской поликлинике фельдшером. Поселился в пригороде, на другом берегу Волги. Ввиду неминуемого ареста близкие советовали ему уехать куда-нибудь подальше, и тогда было найдено жилье в одной из отдаленных деревень на Волге под Тутаевом, где отец Сергий собирался прожить лето 1941 года.
7 июля 1941 года, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, отец Сергий был арестован в Рыбинске, куда ему пришлось поехать по делам прописки и заночевать.
На допросе отец Сергий категорически отказался называть знакомых, мотивируя это нежеланием подвергать их неприятностям. За уклонение от требуемых показаний он был приговорен к пяти суткам заключения в карцере. В ходатайстве о продлении сроков следствия по делу протоиерея Сергия Мечева следователи указали, что он по религиозным убеждениями отказался дать показания о составе своей церковной группы и ее антисоветской деятельности.
Протоиерей Сергий Мечев был приговорен к расстрелу, расстрелян 6 января 1942 года и погребен в безвестной общей могиле.
ЦИТАТА
«Суд Божий совершается над Церковью Русской. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению.
Многие русские подвижники не только предвидели это страшное время, но и свидетельствовали о нем. Не во внешнем усмотрели они опасность для Церкви. Они видели, что истинное благочестие оставляет даже иноческие обители, что уходит дух христианства неприметным образом, что наступил уже самый ужасный глад — глад Слова Божия, что имеющие ключи разумения и сами не входят и возбраняют вход другим, что, при кажущемся внешнем благоденствии, монашество, а затем и христианство — при последнем издыхании. Оставлен путь опытного делания, путь, по которому прошли отцы древности и который запечатлен ими в их писаниях. Тайны сокровенной жизни нет, и научиться ей негде. Извне уже началось гонение на Церковь, и нынешнее время напоминает первые века христианства.
Святитель Филарет Московский неоднократно в беседах с близкими ему по духу указывал, что давно уже в России наступило время, подобное гонению первых веков, и плакал о детях, которым, по его словам, придется испытать худшее.
Многие из подвижников XVIII и XIX веков смотрели на время своей жизни как на предбедственное для Церкви Христовой.
Не нужно забывать, что все это говорилось во времена полного внешнего благополучия. Не только существовали, но и благоустроялись монастыри, основывались даже новые обители, строились новые храмы, расширялись и украшались прежние, открывались мощи святых угодников. Народ русский прославлялся как хранитель чистоты православия и истинного благочестия. Никому и в голову не приходило, что Церковь тяжело страдает и развязка не за горами. Иначе смотрели познавшие царство Божие, имевшие его в сердце своем. С сокрушением сердечным смотрели они на окружающую их среду и, не находя в ней жизни Христовой, предрекали грядущую катастрофу.
«Одна особенная милость Божия может остановить ее на некоторое время», — говорил епископ Игнатий (Брянчанинов). И милость Божия остановила. Перед угасанием светильник вспыхнул ярче. Так произошло и с Русской Церковью. В последний век истинный свет Христова делания возжегся в некоторых обителях иноческих и из них, как раньше во времена Феодосия Печерского и преподобного Сергия Радонежского, перекинулся в мир.
Со времени преподобного Сергия не было еще такого животворящего сдвига. Казалось, делание духовное, начавшись так дружно, расширится по всей земле нашей. Но иными путями повел Невесту Свою Жених Церковный. Вот она, оплеванная, заушенная, поруганная, возводится на Голгофу и, обнаженная, пригвождается ко Кресту.
Для верных чад ее открывается путь исповедничества, мученичества, а, главное, величайших скорбей и величайших лишений".
Из письма