Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина28.05.2003 

ОБЗОР СМИ: 19−26 МАЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19−26 мая. — День рождения Николая II. — Статья за богохульство. — Рулевые и религия — Интервью с Дворкиным. — Католическая многоголосица. — Удивительное рядом. — Святые учители словенские.

В понедельник прошлой недели — 19 мая — отмечался день рождения святого царя-страстотерпца Николая II. Материал об этом был опубликован «Православной газетой». Речь в нем идет о любви человека к своей родине: «Любовь к Отечеству, привязанность к своей родной стране и родному народу, соединенные с искренней готовностью служить их целям и пользе, прежде всего внушаются нам самой природой… История и нашего собственного Отечества представляет нам множество самых великих жертв, принесенных для блага и спасения Церкви и государства лицами обоего пола, всякого звания, положения и состояния, например, во время владычества татар, появления самозванцев, нашествия поляков или галлов и проч. Такие примеры благочестия и доблестей предков наших заслуживают от нас всегдашней почтительной и благодарной памяти и вместе ревностного подражания, если мы хотим оставаться достойными их потомками».
На сайте «Русской линии» появился материал, названный «Кругом измена и трусость, и обман», касающийся исторической ситуации в России в 1917 году и личности Государя императора Николая II.
Между тем, от России Николая II Россию современную отделяют не только временной отрезок в 86 лет, но и мировоззренческая, духовная пропасть. То, что когда-то казалось невозможным, сегодня стало настолько обыденным явлением, что требует юридического регулирования. В частности, речь идет о таком явлении как «богохульство». Сегодня — это достояние «свободы слова». Однако депутат Госдумы от фракции «Единство», член парламентского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев не считает такую ситуацию нормальной. А потому предложил внести в Уголовный кодекс преступление под названием «богохульство». Об этом сообщает «Лента.Ru». «По мнению депутата, наказанием за подобное преступление должен быть штраф в размере примерно 15 тысяч долларов. А в отдельных случаях богохульников нужно будет даже отправлять в тюрьму».
На сайте «Газеты» появилась подробная статья по этому поводу, названная «За распятие голой женщины — пять лет лишения свободы». По мнению депутата — богохульство — это вид преступлений, аналогичных разжиганию межнациональной и религиозной розни. Однако, по словам автора статьи, «сенаторам проект не понравился». Однако «заключение сенатского комитета не ставит крест на проекте»: «Законопроект уже внесен на рассмотрение. О том, что в Думе к нему отнеслись более чем серьезно, говорит хотя бы тот факт, что соисполнителями проекта назначены сразу три комитета: по госстроительству, по законодательству и по религиозным организациям».
Другая тема, находящаяся в ведении Государственной думы и Сената, — а именно «земельная» — вновь возникла на прошлой неделе в газете «Московские новости» в материале «Священный ящик Пандоры». Это — интервью с председателем Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иваном Стариковым. В нем идет речь о возвращении Церкви тех земель, на которых находятся храмы, и о том, что эти предложения не противоречат законодательству: «С 1 января 2004 года религиозные организации, как и другие юридические лица, должны будут либо выкупить, либо взять в аренду те участки, на которых стоят культовые сооружения. Большинство храмов, монастырей находятся в центрах городов, на лучшей, самой дорогой земле. Мы должны сделать так, чтобы духовная власть от светской не зависела. Ведь выкупную цену будут определять чиновники на местах… Мы не стали опять вводить определения вроде „бесплатного безвозмездного пользования“, а решили передавать эту землю в безвозмездное срочное пользование до прекращения существования юридического лица». Поднимается вопрос и о сельскохозяйственных землях: «Да нет ничего в законопроекте о передаче этих земель! Но — кстати, это уже вопрос на будущее — почему бы не восстановить право религиозных организаций владеть землями? У нас около сорока миллионов гектаров находится в фонде перераспределения. Пашни зарастают». В качестве примера положительного землепользования сенатор приводит в пример колхоз «Восход», который усилиями Сретенского монастыря превратился в образцово-показательное хозяйство.
На эту же тему появилось и другое интервью — с наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием (Лавриненко). По его мнению, «вся социальная работа Церкви упирается в имущественные отношения». В частности, он говорит о том, что «Церковь не ждет, что ей все передадут, и тогда что-то сдвинется в самом государстве. Но пока не будут полностью решены имущественные отношения между Церковью и государством, Церковь не сможет раскрыть себя в том качестве, в котором она важна для государства. Та же самая социальная работа должна иметь под собой почву, землю, здания, средства материальные. А Церковь должна это откуда-то это брать. И поэтому, если раньше, например, у Лавры половина Невского проспекта было доходных домов, то, естественно, лавра имела средства для того, чтобы иметь богадельни и работать с нищими, инвалидами. Всё упирается в имущественные отношения». Также в интервью архимандрит Назарий называет те социальные проекты, которые осуществляются Лаврой сегодня, и в заключение говорит о том, почему, по его мнению, темы, подобные земельной, постоянно муссируются в прессе: «Церковь православная вот в чём проигрывает: в том, что она не кричит на всех перекрестках и углах, что она вот это делает. Она делает и делает. Пиар у нас очень слабый. Проводя какие-то акции, мы не стараемся говорить об этом в прессе, хотя, наверное, и нужно было бы. И тогда не возникало бы вопросов у общества: а что же Церковь православная делает? К сожалению, в прессе об этом пишут мало».
Однако дело не только в «слабом пиаре», а в существовании сознательной, направленной против Православной Церкви политики. Как частное проявление подобной стратегии стало заявление уполномоченного по правам человека в РФ Олега Миронова, который считает, что «привилегированное положение отдельных религий противоречит Конституции». Говоря о Законе о религиях, Олег Миронов указывает на его некоторое «несоответствие европейским нормам»: «Например, в преамбуле закона вопреки конституционному принципу равенства всех религиозных организаций, по сути, закреплено привилегированное положение отдельных религий. Помимо этого проводимое в законе различие между религиозными объединениями и религиозными группами ведет к дискриминации отдельных конфессий». В целом же, интервью, появившееся на сайте «НГ-Религий» выглядит скорее отчетом о работе уполномоченного по правам человека в области религии. Этакой своеобразной рекламой. Возможно, появление этого материала связано с тем, что в четверг, 22 мая, «истек срок службы уполномоченного по правам человека в России Олега Миронова», и на ближайший месяц назначены выборы нового омбудсмена. Судьба же самого Миронова — будет ли он переизбран или же займется какой-то другой работой, — пока неизвестна.
Другая тема, уже неоднократно обсуждавшаяся в СМИ, вновь была поднята на этой неделе приложением «НГ-Религии». Она касается попытки некоторых чиновников реанимировать идею создания некоего государственного органа по делам религий и воплотить ее в жизнь. В частности, речь идет о заместителе председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрее Себенцове, слово которому и было предоставлено на сайте. Андрей Себенцов написал статью с названием «Ошибки стоят дорого», в которой пытается убедить читателя в том, что «для решения проблем во взаимоотношениях власти и Церкви необходим квалифицированный государственный орган». По словам автора, «подобное пожелание высказано практически всеми субъектами Федерации и большей частью религиозных организаций, от которых в правительство поступают предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственно-церковных отношений». По словам Себенцова, «характер деятельности такого государственного органа должен в определенной степени носить политический характер». «Думаю, что такой орган не должен быть министерством. Какое-то время он мог бы, как МИД или Минюст, находиться под непосредственным руководством президента и работать в контакте с Советом безопасности». Затрагивает автор в статье и вопрос резко отрицательного отношения Русской Православной Церкви к воссозданию органа «по делам религий», пытаясь доказать, что новый орган будет отличаться от прежнего своей открытостью и компетентностью.
В ответ на этот материал на том же сайте размещена статья заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, протоирея Всеволода Чаплина «Кто хочет „порулить“ религией», который утверждает, что «за идеей создания госоргана скрываются интересы узкого круга лиц». Автор отмечает, что сегодня «за деятельностью религиозных объединений, в том числе деструктивных новообразований, наблюдают Минюст, правоохранительные органы, экспертное сообщество». Однако централизация в этой сфере может сильно навредить самому же государству: «Передача их функций под единое начало естественным образом приведет к утрате объективности, к навязыванию государственному руководству односторонних рекомендаций и оценок». Всеволод Чаплин делит всех сторонников создания «госоргана» на три группы, в число которых входят «сами лидеры некоторых религиозных новообразований», понимающие, что «навязать свою волю небольшой группе чиновников в одном ведомстве гораздо проще, чем сделать то же самое с представителями разных государственных структур, волей-неволей контролирующих друг друга». Есть и другая группа — «небольшая, но влиятельная»: «это идеологизированные ученые и государственные служащие, которые надеются, что госорган поможет им реализовать некие проекты по переустройству духовной сферы России». Следующая группа — «чиновники среднего звена, мечтающие о создании эксклюзивной „буферной зоны“ между религиозными объединениями и всеми ветвями и уровнями власти».
В конце автор делает следующий вывод: «Крупнейшие религиозные организации являются одними из самых надежных и благонамеренных партнеров государства в созидании мирной и благоденственной жизни общества. Обсуждать их нужды и проблемы без их участия — значит, демонстрировать откровенное недоверие десяткам миллионов верующих граждан России. Тем более что обязанность государственной власти консультироваться с религиозными организациями по проблемам, затрагивающим их интересы, закреплена в ряде норм международного права и в отечественном Законе „О свободе совести и о религиозных объединениях"… Нельзя исключать из консультативного процесса и религиозные организации. Наоборот, именно к их голосу власти было бы полезно прислушиваться, дабы знать настроения верующих из первых уст, а не через услужливых посредников, которые претендуют на всезнание, но подчас не видят дальше личной перспективы“.
В связи с появлением этих двух материалов в „НГ-Религиях“ возникает вопрос: почему именно сейчас вновь возникла эта тема? Судя по содержанию материалов, можно предположить, что инициатором выступил господин Себенцов со своей статьей, второй же материал был уже скорее ответом и появился в качестве дискуссионного противовеса. Возможно, в связи со здоровьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а также с обсуждаемыми в СМИ и кулуарах разного рода предположениями о кадровых перестановках, уже произошедших и, возможно, предстоящих, государственный чиновник решил, что наступило удобное время для очередного хода в политической игре.
Тема здоровья Патриарха Алексия также возникала на информационном поле. Первым ее подняло агентство „Интерфакс“ „Патриарх Алексий II госпитализирован в ЦКБ с простудой“. Краткая информация о здоровье Патриарха Алексия II появилась на сайте „Вестей“. „Газета“ напечатала статью Надежды Кеворковой „Монаху болеть полезно“. Напоминает Патриарх Алексий II». А сайт «Newsru.com» разместил «обзорный» материал под названием «Что сообщалось в СМИ о здоровье Патриарха за последний год». В конце заметки упоминается о «возможных преемниках», а также приводятся слова представителя ОВЦС МП Михаила Дудко о том, что «говорить при Патриархе, который, слава Богу, обладает всей полнотой власти, будто кто-то ведет подковерную борьбу за его пост, просто оскорбительно не только для Его Святейшества, но и для всей для всей Русской Церкви». Сайт «Газета.ру» опубликовал статью Сергея Ивашко «Алексий II снова в больнице», в которой также пересказывается «история болезни» Патриарха Алексия II, а, кроме того, кратко упоминается проблема кадровых перестановок в Патриархии.
Статьи, касающиеся прошедшего три недели назад заседания Священного Синода и кадровых решений, принятых на этом заседании, появлялись и на прошлой неделе. Но все они принадлежали перу откровенно оппозиционных Православной Церкви авторов (в том числе суздальских раскольников). Эти материалы вновь проводят мысль о победе митрополита Кирилла в кадровой борьбе и пересказывают разного рода слухи и домыслы, обсуждая развернувшуюся в СМИ информационную кампанию, авторство которой приписывают клирикам Русской Православной Церкви. Это статья Виталия Портникова на сайте «Политком.ru» «Кирилл и Мефодий», материал Максима Шевченко «Противостояние разрешилось в пользу Кирилла» на сайте «Кремль.org» и публикация Александра Солдатова «По пути Ватикана» <Кремль.org> на сайте «Московских новостей».
На сайте журнала «Фома» появилось большое интервью с заведующим Информационно-консультативным центром священномученика Иринея епископа Лионского, заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института, профессором Александрм Дворкиным, в котором он рассказывает о своей жизни, о приходе к вере. Много внимания уделяется проблеме деструктивных сект и рассказу о принципах работы центра св. Иринея Лионского.
В четверг 22 мая Православная Церковь отмечала праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в итальянский город Бари, которое состоялось в 1087 году. Агентство «РИА-Новости» кратко сообщает об этом празднике, а также пересказывает некоторые фрагменты жития Николая Чудотворца: «В 1087 году барские купцы вывезли из Мир Ликийских мощи святителя Николая. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных. А через год в городе была построена церковь во имя святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари»
На сайте «Православной газеты» опубликован более подробный материал, рассказывающий о святителе Николая и об этом празднике.
Другим актуальным вопросом этой недели стала, так называемая, католическая тема. По сути, она объединяла три информационных повода, которые развивались в одном направлении. Первый повод — строительство православного храма в Ватикане, о чем уже сообщалось двумя неделями раньше. На этот раз, с опозданием, возможно сознательным, для того, чтобы «пролонгировать тему», выступил сайт «Итогов» с материалом «Русские у стен Ватикана». Автор Валерия Снычева попыталась в материале объединить тему строительства храма с темой послания Патриарха Алексия II о создании Западной митрополии. Вывод, предлагаемый автором читателям, не нов, и без устали повторяется светскими журналистам, видимо, гораздо лучше церковных иерархов разбирающихся как в вопросах веры, так и в вопросах дипломатических: «Да, проблема православных на Украине, чрезвычайная миссионерская активность папских нунциев и прелатов в традиционных епархиях Русской Православной Церкви — «кровоточащая рана в отношениях между Церквами-сестрами». Но происходящие в мире процессы глобализации в политике, экономике, культуре естественным образом диктуют необходимость сближения столь влиятельным структурам. Постепенного, шаг за шагом — противостояние было слишком долгим. И вполне возможно, что со строительства православного храма у стен Ватикана и начнется давно ожидаемое религиозно-дипломатическое «уврачевание».
Вторым поводом стало создание в Казахстане католической митрополии: «Астанайская апостольская администратура возведена в ранг архиепархии, именующейся «архиепархией Пресвятой Девы Марии в Астане», — сообщает «Благовест-инфо». «В прошлом году подобным образом были преобразованы католические структуры в России, когда 11 февраля 2002 году четыре апостольские администратуры были возведены в ранг епархий и была создана архиепархия с центром в Москве». При этом «госсекретарь Ватикана считает, что создание архиепархии в Астане и епархии в Алматы не станет поводом для споров с РПЦ», так как, по мнению кардинала Анджело Содано, «в этой ситуации все понимают пастырскую важность папского решения», — сообщает «Русская линия».
Однако, вопреки мнению Содано, «Московский Патриархат не приемлет решений Ватикана по созданию митрополии в Казахстане», — сообщает сайт «Newsru.com» со ссылкой на РИА «Новости. «Русская Православная Церковь категорически не приемлет решения о создании новых католических епархий в Казахстане и считает этот шаг еще одним серьезным ударом по всему комплексу православно-католических отношений», — говорится в заявлении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В заявлении отмечено, что «данное решение было принято без каких-либо консультаций с Русской Православной Церковью, несмотря на то, что подавляющее большинство христиан Казахстана входит именно в ее каноническую юрисдикцию», причем «входят традиционно, согласно своему историческому выбору». «Предпринятое католической стороной действие окончательно подтверждает нежелание нынешнего руководства Ватикана осуществлять консультации по вопросам представляющим интерес для двух Церквей» и «означает фактический отказ от диалога, направленного на совместную выработку конструктивных решений». Полный текст заявления Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «О создании новых католических епархий и архиепархии в Казахстане» можно прочесть на официальном сайте.
Этой же теме посвящена статья Кирилла Василенко в издании «Время МН» «Патриархия опять обвиняет католиков в недобросовестной конкуренции». Автор, с явной симпатией к католикам и с интонацией сожаления по поводу «упрямства» православных, кратко излагает историю конфликта между Православной и Католической Церквами.
Третьим поводом в этой католической «симфонии» стала проблема возвращения в Россию иконы Казанской Божией Матери, с которой автор статьи «Держать и не пущать. Московская Патриархия возмущена поведением Папы», появившейся на сайте «Gobalrus.ru», увязывает и проблему прозелитизма. Статья выдержана в прокатолическом духе. Вывод автор сделал с такой интонацией превосходства, словно он только что закончил длительные поучения чего-то недопонимающих «иерархов», которым все что-то «кажется»: «Православие далеко не столь слабо, как это кажется нашим иерархам, оно вполне способно пережить и визит Папы, и католические епархии в Казахстане. В конце концов, и не такие испытания выпадали на его долю».
На официальном сайте Русской Православной Церкви можно прочитать официальное заявление об иконе, хранящейся в Ватикане. Этой же темы касается сообщение агентства РИА «Новости» «Папа Римский пока не едет в Россию»: «В заявлении ОВЦС подчеркивается, что «попытки связать вопрос о возвращении данной иконы с вопросом о визите в Россию Папы Римского вызывают удивление, тем более, что переговоров о таком визите Ватикан с Русской Православной Церковью не вел и не ведет».
На сайте «Радонежа» появился материал «от редакции», названный «Время удивлять» с подзаголовком «Философия эпохи постмодерна». Заметка посвящена так называемым «комментариям экспертов», которые сегодня «исправно производят вместо мудрости (и даже вместо социальной напряженности) только удивление». Например, «удалось-таки удивить аудиторию эксклюзивом и телекомпании Рен-ТВ: на днях, в анонсе очередного выпуска новостей сообщено было, что в Ивановской области «открылся храм для некрещеных». Из самого же сюжета мы узнали, что в Российской Империи все были крещены, и до некрещеных поэтому дела никому не было, а в советское время возникла проблема, изящно очерченная одной газетой: «Всем нам памятны времена всеобщего атеизма, когда даже те, кто имел истинную веру, не могли по известным причинам пройти обряд крещения, посещать храмы, совершать молитвы и отмечать православные праздники». По каким таким «известным причинам» не могли «пройти обряд крещения и совершать молитвы», те, кто «имел истинную веру», — не очень ясно. Может быть, «страха ради большевицка». Хотя, при чем тут тогда истинная вера?».
Кстати, не менее удивительную фразу можно прочитать в заметке «20 мая Русская Православная Церковь чтит память великого подвижника Древней Руси — преподобного Нила Сорского» автора РИА «Новости» Ольги Липич. Оказывается, Нил Сорский «возглавил религиозное движение «нестяжателей» и противостоял Иосифу Волоцкому и его сторонникам, выступавшим за приумножение материального богатства Церкви». Так и видишь, как собирал святой на партийные собрания членов своего «религиозного движения"… Да и насчет противостояния Иосифу Волоцкому есть другие мнения: «В исторической действительности имело место определенное противоборство направлений, известных сегодня под названиями «иосифлянство» и «нестяжательство"… Но это противоборство, начавшееся, как доказано, уже после кончины преподобного Нила Сорского (7 мая 1508) было неправомерно, без каких-либо фактических доказательств, перенесено на взаимоотношения самих преподобных. С особенной очевидностью и резкостью эта «операция» выразилась в подмене взаимоотношений преподобных совершенно иным «сюжетом» — взаимоотношениями преподобного Иосифа Волоцкого и «князя-инока» Василия Ивановича Патрикеева-Вассиана, которые начались, как неоспоримо показывают факты, только после 1508 года». Подробно об этом, а также о том, как «Вассиан превратил глубокое духовное учение о «нестяжании"… в чисто политическую программу и даже в козырную карту в своей собственной борьбе за власть» можно прочитать в книге В. Кожинова «История Руси и русского слова» (глава «Духовное величие Руси»).
«Удивительную» публикацию разместила на прошлой неделе и «Российская газета», заявившая, что ученые «уточнили» Библию. «Астрономы рассчитали, что сегодня не 2003-й, а 2010 год, а Христос умер в 40 лет, а не в 33». Со ссылкой на неназванных неизвестных румынских астрономов в статье рассказываются совершенно невразумительные факты и «уточнения» Библии. На самом деле, подобные материалы, периодически появляющиеся в «желтой прессе», используются для того, чтобы под маской веры — например, в Евангельские события, посеять неверие. Потому как само опровержение или «уточнение» библейских фактов основано на сомнении и неверии. То есть, к христианству подобные «сенсации» отношения не имеют, как, впрочем, и к науке. Скорее их можно отнести к категории как антихристианских, так и антинаучных.
24 мая Русская Православная Церковь почитала учителей словенских святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На сайте «Православной газеты» рассказывается о служении этих святых: «Желая прочного утверждения христианства на славянских землях, Кирилл и Мефодий решили изобрести славянскую азбуку. После усердного поста и молитвы, задуманное с помощью Божией было исполнено, и братья стали переводить Евангелие с греческого языка на славянский. Четыре с половиной года трудились святые в Моравии и Паннонии, призывая народ к познанию истинного Бога. На славянский язык были переведены Евангелие, Псалтирь, многое из Ветхого Завета, Литургия и богослужебный чин. Проповедь святых братьев принесла им множество бедствий. Латинские епископы непрестанно преследовали их. От беспрестанных изнурительных трудов святой Кирилл тяжело заболел и перед кончиной просил Мефодия не оставлять дела просвещения славян. Он преставился в 869 году на сорок втором году жизни. Похоронив брата, святой Мефодий в сане епископа Паннонского и Моравского продолжил свои труды и вскоре прочно поставил в славянских землях дело евангельской проповеди. В течение шести лет почти все славянские народы стали совершать службу на славянском языке. Почил святой Мефодий в апреле 885 года».
На сайте газеты «Благовест» также опубликован материал иерея Сергея Гусельникова, посвященный святым Кириллу и Мефодию «Первоучители славян». «В истории Православной Церкви есть святые, к молитвенному предстательству которых особенно важно именно сейчас обращаться русским людям. Это равноапостольные Кирилл и Мефодий, называемые учителями славян. Они были не только святыми подвижниками, апологетами христианства среди языческих и инославных народов, проповедниками Евангелия и борцами за Истину среди враждебного к ним латинства, но и создателями боговдохновенной славянской азбуки, на основе которой развивались письменность и культура всех славянских народов, в том числе и русского. И поэтому именно сейчас, когда православные россияне пытаются вернуться к истокам своей родной культуры, давшей миру величайшие образцы человеческого духа; когда пытаются добиться введения в систему школьного образования изучения хотя бы основ этой самой культуры, необходима небесная помощь святых солунских братьев».
В этот день в России отмечается Праздник славянской письменности и культуры. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с приветственным посланием ко всем участникам праздника, центром которого стал город Воронеж. Текст послания можно прочитать на патриаршем сайте «Седмица.ру». В частности, в нем говорится: «Будем всегда помнить священный призыв древнего песнопения: «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!». Вознесем же наши благодарственные молитвы святым равноапостольным просветителям славян и Воронежским небесным покровителям — да укрепят они нас в святой православной вере «.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика