Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина11.11.2003 

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ПОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3 — 10 ноября. — Казанская икона. — Визит вежливости. — Очень тонкие намеки. — Защита Конституции. — Востребованная теология. — Карма-кола в центре Москвы. — Праздник смерти. — Пешком в обитель.

Во вторник Православная Церковь отмечала праздник Казанской иконы Божией Матери. Эта икона — «одна из наиболее почитаемых Русской Православной церковью. По традиции, 4 ноября отмечается праздник в ее честь. В этот день в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов. Считается, что именно этот чудотворный образ способствовал сплочению разрозненных сил защитников города в борьбе с захватчиками», — сообщает сайт «Вести».
На сайте Казанской епархии можно подробнее прочитать о том историческом событии, в честь которого и был установлен праздник: «Когда с престола российского в 1606 году свергнут был последний отпрыск фамилии Рюриковичей — Василий Иванович Шуйский, на Руси прекратился царский род. Наступило время междуцарствия, сопровождавшимися разными насилиями, смутами, грабежами и всякою неправдою. Множество препятствий пришлось встретить прибывшему в Москву нижегородскому воинству. … Тягота положения усилилась еще и от того, что разоренные местности не могли доставлять продовольствие для русского воинства. К Москве стали двигаться со всех сторон нашей обширной родины полки и вольные дружины. В числе других ополчений прибыла из Казани рать, собранная кличем князя Пожарского. Это храброе воинство сильно было и верою. Вместе с собою ополчение принесло и принадлежавший князю список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С великим упованием на заступление Царицы Небесной тогда устремились русские полки на врагов, и Владычица не оставила верных почитателей Своих. Ратники отняли у врагов укрепленный ими Новодевичий монастырь и взяли множество врагов в плен…, но окончательного спасения Руси от своеволия иноземцев еще не последовало. В Московском кремле в плену у поляков томился прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремиею архиепископ Арсений Еланский. Архипастырь от тяготы плена и страданий впал в болезнь и лежал в своем заключении. В это время его темничная келья исполнилась необычного света, и Арсений в сиянии его узрел преподобного Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей земли русской Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу. При этом святой Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов», что и произошло 22 октября 1612 года: «Устрашенные поляки в трепете бежали из-под Москвы».
В сообщении «Интерфакса» отмечено, что Казанская икона Божией Матери — «один из самых любимых народом образов». Также об этом событии говорится в информации РИА «Новости». О патриаршем богослужении, прошедшем в этот день, рассказывается на сайте «Вестей»: «В день праздника Казанской иконы Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Примечательно, что в этом году праздник Казанской иконы Божией Матери совпал с 10-летием со дня освящения Казанского собора».
«Слово Святейшего Патриарха после Божественной литургии и молебна в Казанском соборе на Красной площади» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Сайт НТВ в предельно кратком сообщении отмечает, что центром торжеств в день Казанской иконы Божией матери стал Казанский собор на Красной площади: «Он был разрушен в начале прошлого века… Сегодня исполняется ровно десять лет с тех пор, как храм был восстановлен». Праздник Казанской иконы Божьей Матери отметили во вторник во всех православных храмах России. О том, как прошла первая служба в восстановленном храме в алтайском селе Советское рассказывает корреспондент «Вестей» Андрей Буймов.
На сайте «Православной газеты» можно прочитать не только о самом событии, в честь которого был установлен праздник, но и узнать о значении этого праздника для православных: «Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, — и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы… благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы. … Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. … И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим».
Между тем, Казанская икона Божией Матери вспоминалась на прошлой неделе не только в связи с любимым праздником, но и в связи с темами политическими, а именно — визитом президента России Владимира Путина в Италию. Помимо встреч с политиками, у главы Российского государства была запланирована встреча с Папой Римским: «Во время краткого визита в Ватикан состоится беседа с Папой Римским Иоанном Павлом II, в ходе которой планируется обменяться мнениями по глобальным проблемам, а также вопросам российско-ватиканских отношений», — сказал заместитель руководителя администрации Кремля Сергей Приходько. «Вместе с тем, источник в Кремле в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС назвал предстоящую встречу в Ватикане «визитом вежливости» и сказал, что Москва «не рассчитывает на подробное обсуждение острых проблем», — сообщает сайт «Newsru.com».
О политических аспектах президентского визита можно прочитать статью Николая Паклина «Дипломатия теплых чувств» на сайте «Российский газеты». В статье автор отвечает, что за приглашением Владимира Путина на прием в папские покои стоит ничто иное, как жгучее желание Папы Римского посетить Россию: «в России ему так и не удалось побывать. Русская православная церковь против папского визита. Предварительным условием она выдвигает урегулирование существующих разногласий между двумя церквями. Учитывая преклонный возраст и состояние здоровья Иоанна Павла II вряд ли ему теперь суждено осуществить свою «голубую мечту» — посетить Россию».
Однако шаги для осуществления «голубой римской мечты» постоянно предпринимаются. Так, в течение последних шести месяцев в российской прессе активно муссируется тема возвращения в Россию одного из списков с образа Казанской Божией Матери, который ныне хранится в Ватикане. Попытка использовать икону в своих целях была предпринята и во время президентского визита: «Папа Римский Иоанн Павел II поблагодарил президента Путина за все то, что он делает для сближения Русской Православной и Римско-католической церквей, для укрепления мира во всем мире. «Я молюсь за Россию», — сказал Папа по-русски. Он захотел, чтобы на этой встрече находился знаменитый список иконы Казанской Божьей Матери, находящийся в его личных покоях. Он благоговейно поцеловал икону и показал ее президенту», — сообщает сайт «Мир религий».
Гораздо трогательнее описала эту сцену впечатлительная корреспондентка «Известий» Светлана Бабаева в статье «Президент не опоздал ни на секунду»: в частности, она сообщила, что Папа Римский, которого Светлана Бабаева записала в «святые старцы», часто думает о России и надеется получить от президента «хорошие известия». Оказалось, что причиной большой любви к понтифику стало то, что даме «посчастливилось» «дотронуться до руки святого отца»: «Она была сухой, прохладной и твердой», — сообщает автор удивительные подробности. Затем в статье следуют трогательные рассказы о желании Римского понтифика вернуть икону в Россию, дежурные сообщения о российско-итальянской дружбе и т. д.
В сообщении сайта «Мир религий» цитируется комментарий протоиерея Всеволода Чаплина по поводу «присутствия Казанской иконы Божией Матери» во время встречи российского лидера с Папой Римским: «Всеволод Чаплин выразил сожаление по поводу того, что некоторые западные СМИ вновь говорят, будто речь идет об иконе, явленной в XVI веке. «Между тем, — напомнил представитель Русской Православной Церкви, — сегодня всем известно, что это не так: речь идет о гораздо менее древней иконе. Таких икон в Россию возвращается довольно много, и не очень понятно, почему именно для возвращения этой иконы должны быть созданы какие-то из ряда вон выходящие условия». И если бы желание Ватикана вернуть икону, не ища никаких выгод для себя, было действительно искренним, то за последние полгода это могло быть сделано уже не однажды, в том числе во время последней встречи с президентом России.
«После встречи в Ватикане Путин позвонил Патриарху», — сообщает сайт «Newsru.com». «Как сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС пресс-секретарь главы российского государства Алексей Громов, Президент и Патриарх «договорились о встрече в Москве после возвращения Владимира Путина» из зарубежной поездки в Италию и Францию», — отмечено в сообщении. «Путин лично расскажет Алексию II о своей встрече с Папой Римским», — заявляет «Страна.Ru».
На сайте «Религия в светском обществе» можно ознакомиться с материалом протоиерея Евгения Шестуна, настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского города Самары, кандидата педагогических наук, по проблеме преподавания основ православной культуры: он говорит о том, что у нас создано много юридических мифов, которые придуманы для того, «чтобы нам запретить изучать собственную, отечественную культуру». В частности, касаясь проблемы «многонационального состава нашего государства», он отмечает: «…многонациональное государство — это юридическая формула государственного устройства. Если вы это говорите, значит это должно быть зафиксировано в наших законах. Скажите мне, где в Конституции написано, что наше государство многонациональное? Там этой формулы нет. В первых статьях там отмечено, что мы — многонациональный народ России. Но определения, что государство у нас многонациональное, я нигде не встречал. Употребление в речи формулировки «многонациональное государство» — признак бытового языка, бытового жаргона, а не языка нашего закона, Конституции». По мнению прот. Евгения, Россия, «по международному праву», — государство мононациональное, поскольку «у нас титульная нация — русский народ — порядка 85%». Попытка утверждать обратное, по его словам, — «это просто провокация, идеология и желание запретить нашей традиционной национальной культуре стать основной культурой нашего государства».
Он отмечает, что в настоящее время целью государственного образования является воспитание «американоподобного и европееподобного человека». Православие же «все время мешает этой задаче». Однако, продолжает протоиерей Евгений, «в Конституции написано, что каждый гражданин России обязан беречь и сохранять национальные культурные традиции. А как можно беречь, сохранять то, что не знаешь? Беречь, сохранять можно то, что знаешь, бережешь, ценишь и передаешь другим — детям, внукам, чтобы они тоже сберегли. Конституция нам это предписывает. Поэтому многие действия наших чиновников по запрету изучения Основ православной культуры можно считать действиями антиконституционными, антизаконными».
Интервью архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия «Теологическое образование востребовано» опубликовано на сайте «Образовательного портала Русской Православной Церкви». Владыка рассказывает о том, что в Сургутском госуниверистете открывается специальность «теология»: «Приходит понимание, что нам нужно преодолеть пробел в знании наших традиций, духовных, нравственных, культурных. … Точка отсчета появления образования у славян — святые братья Кирилл и Мефодий. Постепенно в славянских народах образование стало распространяться и до XV века на Руси (то есть, на протяжении 500 лет) оно шло исключительно в монастырях и при отдельных храмах. И потом только появляются первые семинарии, академии, школы, да и то — лишь церковные. Ломоносов выделил светское образование в отдельное, но и оно было в ведении Синода. Ничего плохого нет в том, что появилось светское образование, Церковь даже приветствовала это. Плохое — в разрыве одного с другим. Единую систему образования стали разделять на части, противопоставлять, сталкивать. А образование-то — из одного корня. Оно — как дерево, и может ветвиться. Как можно единое целое — дерево — раздирать? Корни все равно опять в Кирилла и Мефодия упрутся. А их отрезали и выбросили. Поэтому теология как бы послужит скрепом, позволяющим восстановить утерянное мирно, спокойно, разумно, просто, четко, ясно, чтобы появилось согласие, что мы — единая страна, единый народ, у нас единая православная культура».
Однако далеко не все хотят, чтобы такое понимание закрепилось в народе. Расшатывание основ национального сознания, подрыв едва появившейся веры, продуцирование псевдодуховности в экзотических обертках — всем этим занимаются разного рода секты. Сайт «Русская линия» публикует статью диакона Андрея Кураева «Можно ли будет в Москве приносить жертвы индийским богам?», в которой рассматривает деятельности секты «Общество сознания Кришны» на территории России. «Кришнаиты — не столько индийский продукт, сколько американский религиозный «Фаст-Фуд» на индуистский мотив, этакая «карма-кола». И опять же не стоит забывать, что в ХХ веке именно группы, возрождающие язычество, проявили себя наиболее тоталитарным образом — достаточно вспомнить немецкий нацизм, весь настоянный на оккультизме и индо-арийских богах… Сегодняшний индуизм не похож на пассивно-фаталистичный индуизм прошлых столетий. Индуизм конца двадцатого века — это потрясающе активное, миссионерское и при этом фанатичное религиозное движение, которое расценивает христианство и ислам как частные (и несовершенные) случаи проявления своих собственных божеств и потому готово поглотить другие религии».
Однако в Москве будет построен огромный «центр для последователей «Харе Кришна» и ведической религии в центре Москвы», отмечает отец Андрей. «Здание стоимостью 10 миллионов долларов, высотой в 52 метра, площадью в 10 000 квадратный метров и вместимостью в 8000 человек, будет воздвигнуто в районе стадиона ЦСКА, у Ходынского поля в районе элитных новостроек… Что ж, это по-своему естественная плата за статус Москвы как одной из мировых столиц. Раз мы хотим влиять на всех — то и эти «все» будут влиять на нас. Но в тоже время Москва не Лондон. Лондон — столица Британской Империи, жемчужиной в короне которой, собственно, и являлась Индия. … Индуистский храм в Москве может быть; никакие наши законы не могут запретить его возведение. Но при решении вопроса о его строительстве нужно все-таки подумать: мы продолжаем политику Горбачева-Ельцина, когда государственная власть декларировала, что у России нет никаких национальных интересов и нет никаких своих опорных точек в мире, или мы все же будем проводить политику защиты своих национальных интересов».
Кроме того, подчеркивает диакон Андрей Кураев, «в Индии на данный момент положение христиан хорошим не назовешь. Христианство — одна из традиционных религий Индии, насчитывающая уже 20 веков; еще в апостольские времена апостол Фома дошел до Индии и создал христианскую общину. В Индии сейчас христиан больше чем буддистов — по переписи 1991 года христиан в Индии 19 миллионов (2,4% населения), а буддистов — 6 миллионов (0,76%) — это даже при учете многочисленных буддистов-беженцев, покинувших Тибет после его оккупации Китаем. Тем не менее, статус христиан в Индии достаточно проблематичен. В 70-е годы в ряде штатов были приняты законы, просто запрещающие обращение индуистов в христианство и ислам. В 90-е годы к власти в стране пришли националистически настроенные партии. В итоге началась политика тихого удушения христианства». А посему, считает о. Андрей Кураев, было бы странно «открывать в Москве индуистский религиозный центр, не дождавшись и не добившись улучшения положения христиан в самой Индии».
«Однако, если индуистское святилище появится в сегодняшней Москве, то его жрецы отнюдь не ограничатся работой с индуистской общиной… Строится пропагандистский центр, рассчитанный на русских, а не на индусов. Он станет центром раздробленных, но довольно многочисленных языческих групп; центром, который будет разрушать остатки христианской традиционной культуры в сознании многих и многих москвичей. …Если же индусам, проживающим в Москве, нужно место для своих молитвенных собраний — то такое место им вполне могло бы предоставить посольство Индии на своей территории (именно так создаются сегодня православные приходы в Пекине или Риме)». Однако, московские власти, видимо, считают по-другому, а кроме того, располагают излишками земли, которую беспрепятственно выделяют иностранным миссионерам.
Как утверждает корреспондент «Newsinfo.ru» Татьяна Волжская тоталитарные секты в России «переживают вторую волну популярности»: «В этот раз дело не ограничится массовыми сборищами и приставаниями на улицах городов. Сектанты поставили цель проникнуть во властные структуры. Пока это удалось сделать на региональном уровне. Приволжский федеральный округ уже взят без боя вместе с руководством, молодым и прогрессивным… Специалисты по сектам отмечают, что наиболее неблагополучным регионом в этом смысле является Урал. В Свердловской области активность тоталитарных сект достигла катастрофических масштабов». Автор отмечает, что «как это ни удивительно, есть заинтересованные в том, чтобы секты продолжали существовать», сектанты пользуются поддержкой властей и влиятельных бизнесменов. Автор приводит конкретные примеры проникновения сектантов во властные структуры.
Демонстрацией внедрения новых странных обрядов стало и воспетое журналистами празднование американского Хэллоуина. Вот краткий отчет об «итогах безобидного праздника»: «в Риге во время Хеллоуина осквернили православное кладбище», «Новые жертвы Хеллоуина: в Перми осквернено более 70 воинских могил» (Седмица.Ru), «В Москве «праздновали» Хелоуин: на Преображенском кладбище осквернены 12 памятников» (Там же). Как сообщает «Русская линия», не только в России люди чувствуют опасность «праздника смерти»: «Власти Эквадора пытаются запретить празднование Хэллоуина, так как находят эту традицию «языческой» и чуждой культуре страны. Министерство образования Эквадора выпустило накануне приказ, согласно которому в школах республики запрещается размещать какие-либо атрибуты праздника. Вместо этого школам рекомендуется отпраздновать 31 октября день герба Эквадора».
«Российская газета» публикует материал «Кровавое Христово воскресение», посвященный событиям, произошедшим в Оптиной пустыни на Пасху 1993 года: «В тот день сатанист Николай Аверин зарезал троих монахов. Убиенные иноки Трофим и Ферапонт, иеромонах Василий слыли великими подвижниками. Прошло десять с лишним лет. Дело идет к тому, что монахов причислят к лику святых. Православный же народ давно прославил святых мучеников, а на их могилах в обители происходят чудеса». Автор Анна Петросова рассказывает об убитых насельниках монастыря, а в завершение материала отмечает, что убившего их Николая Аверина «после шести месяцев принудительного лечения в психиатрической больнице выписали с редким диагнозом — инвалидность третьей группы. При серьезных расстройствах психики, утверждают психиатры, эту группу не дают. За убийство ему также предписали лечение, но, похоже, сейчас он опять гуляет на свободе».
На прошлой неделе появились два материала, посвященных Троице-Сергиевой лавре. Один — в «Московском комсомольце». Он называется «Императоры-"челноки» и рассказывает о традиции паломничества в обитель: «Эта традиция появилась в XIV веке. Прослышав о христианских подвигах игумена Троицкого монастыря Сергия, на поклон к старцу отправлялись бояре, крестьяне, торговые люди… Посещал обитель и князь Дмитрий Донской, а его преемники на московском престоле почитали за правило хотя бы раз в году совершать сюда паломничество. С давних пор принято было всем богомольцам — без различия чинов и заслуг — идти к преподобному пешком, а не ехать в повозке или верхом. Иногда даже цари отправлялись из Москвы в 70-километровый путь на своих двоих (известно, что Алексей Михайлович, например, по крайней мере, дважды за время своего правления путешествовал до Троицкого монастыря пешком)». В материале можно узнать о том, каким образом совершали паломничества представители высшей власти России. Второй материал — автора «Труда» Татьяны Горбачевой — называется «Царский звон». Это интервью с заместителем директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой лавре Виктором Дмитриевым, который рассказывает о том, каким образом отливают колокола для звонницы Троице-Сергиевой Лавры и об уникальных технологиях современного литья.
Корреспондент «BBC» Александр Добровольский сообщает о том, что «древний иконостас из Соловецкого монастыря может никогда не вернуться в Россию»: «Его владелец после полутора лет безуспешных переговоров с представителями российского бизнеса решил обратить свой взор на возможных покупателей на Западе… Его цена была установлена в 1.7 млн евро». Однако, как утверждает «продавец» иконостаса, из России ему не только не предложили денег, но и не проявили никакого интереса: «Я с изумлением наблюдаю поведение современных русских чиновников и капиталистов, — удивляется владелец. — Пытаюсь найти похожие им персонажи в великой русской литературе, и нахожу их только у Салтыкова-Щедрина! Поразительно: несмотря на внешний лоск и манеры, суть их до сих пор осталась прежней. Я вообще не могу понять, как российское государство и его бизнес, борющиеся за свой имидж, даже копейки не дали, чтобы вернуть домой национальную святыню».
Однако самое большое количество материалов прошлой недели появилось в связи с кончиной митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Светские и церковные журналисты прощались с владыкой. Он отошел ко Господу 4 ноября, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в Центральном военном госпитале. На сайте «Седмица.Ru» опубликован текст телеграммы, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил епархиальным архиереям Русской Православной Церкви в связи с кончиной митрополита Питирима. Также на сайте можно прочитать его биографию.
«Невосполнимую потерю понесла Русская Православная Церковь, вся Россия, весь православный и христианский мир. Неизлечимая болезнь оборвала жизненный путь игумена Иосифо-Волоцкого монастыря, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (в миру Нечаев Константин Владимирович). … Очевидно, владыка Питирим был одним из последних выдающихся деятелей отечественной духовной и культурной жизни XX века нашей страны. Понять весь масштаб личности митрополита Питирима, глубину его церковных и мирских деяний сможет только время. Его искренне и глубоко любили многие. Его ненавидели враги, не его личные враги, а враги православия и нашего Отечества», — такие слова можно прочитать в материале «Прощайте, владыко…» на сайте «СМИ.Ru».
Светлой памяти митрополита Питирима посвящены материалы в «Независимой газете» — «Инженер душ» Николая Константинова, в «Газете» — «Умер митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим» Надежды Кеворковой, на сайте «Globalrus.ru» — «Ушел из жизни Митрополит Питирим — один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви», на сайте «Русской линии» — «Прощание с почившим митрополитом Питиримом», на сайте «Страна.Ru» — «Скончался митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим», а также сообщения в информационных агентствах и другие статьи.
«Утром 7 ноября в Богоявленском Кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту Питириму. Ее возглавил архиепископ Верейский Евгений, которому сослужили епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва и Дмитровский Александр. После литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин отпевания новопреставленного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Перед отпеванием предстоятель Русской Православной Церкви произнес надгробное слово, в котором отметил обширные и плодотворные труды митрополита Питирима в его архипастырском и общественном служении. При совершении чина отпевания Его Святейшеству сослужили члены Священного Синода и собор архиереев Русской Православной Церкви… После прощания с новопреставленным митрополитом Питиримом архиереи и священнослужители обнесли гроб с телом почившего владыки вокруг Богоявленского собора», — сообщает сайт «Регионы России». Как передает «Седмица.Ru», митрополит Питирим погребен на Даниловском кладбище Москвы.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика