Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина04.06.2003 

ОБЗОР СМИ: 26 МАЯ — 2 ИЮНЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 мая — 2 июня. — Юбилей Петербурга. — Миссионерский съезд. — Без права на православие. — Слова и буквы. — Возвращение чудотворной иконы. — Европа и непризнанные ценности.

Эта неделя для нашей страны прошла под знаком празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга. Во вторник в северной столице прошли церковные торжества, посвященные 300-летию града святого апостола Петра. Об этом сообщает РИА «Новости». «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении других иерархов Русской Православной Церкви совершил праздничную литургию в Исаакиевском соборе. Во время богослужения в храме находились мощи апостола Андрея Первозванного, привезенные со Святой Горы Афон».
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к 300-летию Санкт-Петербурга можно прочитать на сайте «Седмица.Ru», а также на официальном сайте ОВЦС. В частности, в поздравлении говорится о том, что история Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей России и Русской Православной Церкви: «Здесь на протяжении двух столетий находился Святейший Правительствующий Синод. Многие храмы Санкт-Петербурга строились в память побед российского воинства… Александро-Невская Лавра, основанная по повелению Петра Великого на месте победы князя Александра Невского над шведами, доныне является духовным светочем северной столицы… С Лаврой связаны имена великих подвижников веры и благочестия — святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Филарета Московского, Феофана Затворника. В обители расположена Санкт-Петербургская Духовная академия — крупнейший центр православной учености… С именем Санкт-Петербурга связан подвиг великих русских святых — праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении… Нет смысла вновь говорить об особом, уникальном значении Санкт-Петербурга для всей России, для Европы, для человечества. Здесь сохраняется неоценимое богатство исторического наследия, памятников разных эпох… Но главное, чем богат и славен Санкт-Петербург, — это живущие здесь люди: глубоко культурные, верные своим убеждениям и своему долгу, преданные городу и Родине».
На этом же сайте можно прочитать послание Патриарха Алексия Президенту Российской Федерации и главам государств, прибывшим на празднование 300-летния Петербурга.
О празднике, в том числе о церковных торжествах, сообщали сайты «Newsru.com» и «Вести» и другие.
«Аргументы и факты» опубликовали статью «Апостол тихо ступил на питерскую землю», в которой рассказывается о прибытии в Петербург мощей святого Андрея Первозванного: «Возможно, самое главное событие юбилея свершилось тихо, почти келейно… У восточного входа в храм, со стороны Казанской улицы, было пустынно. Даже журналистов собралось мало — слишком высокая концентрация праздничных мероприятий пришлась на этот день. Без всякого милицейского эскорта и мигалок подъехал автомобиль с затемненными окнами, из него вышли монахи с золотым ковчегом в руках. Раздался колокольный звон, навстречу из собора появился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в праздничном облачении… Один из сопровождающих достал золотой ключик и отпер ковчежец: стоило открыться крышке, как воздух наполнился благоуханием. В ковчежце оказалась стопа апостола, забранная в позолоченный футляр с маленьким оконцем, в которое, очевидно, можно рассмотреть мощи… Знаменательно, что мощи побывают в городах-портах, ведь над российскими кораблями уже 300 лет вьется Андреевский флаг, апостол — покровитель нашего флота».
На патриаршем сайте также большой сюжет посвящен празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга. Кроме текста поздравления Патриарха Алексия, рассказа о праздновании 200-летия города, можно прочитать главы из монографии В.Н. Топорова «Петербург и «Петербургский текст русской литературы». В размещенном отрывке исследуется такое понятие как «Петербургский текст» — его генезис и структуру, язык и предназначение его мастера. «Как и всякий другой город, Петербург имеет свой «язык». Он говорит нам своими улицами, площадями, водами, островами, садами, зданиями, памятниками, людьми, историей, идеями и может быть понят как своего рода гетерогенный текст, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте… Но уникален в русской истории Петербург и тем, что ему в соответствие поставлен особый «Петербургский» текст, точнее, некий синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы и цели. Только через этот текст Петербург совершает прорыв в сферу символического и провиденциального. Петербургский текст может быть определен эмпирически указанием круга основных текстов русской литературы, связанных с ним, и соответственно хронологических рамок его». Далее следует исследование феномена «Петербургского текста».
Другой, также важной темой прошлой недели, стал I Всеукраинский Миссионерский съезд, проходивший с 27 по 29 мая в Киеве. «Работу съезда по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира была организована Синодальным отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, возглавляемого епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом. Девизом съезда стали слова преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся», — сообщает «Седмица.Ru». Приветственное послание делегатам Миссионерского съезда Предстоятеля Русской Православной Церви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также можно прочитать на этом сайте.
На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован комментарий архиепископа Сумского и Ахтырского Иова, который отметил важность прошедшего съезда, «особенно в наше время, когда Православие возрождается после жестоких гонений, которые обрушились на Церковь в годы безбожного режима». Также там можно прочитать мнение профессора Александра Дворкина: «хорошо, что люди со всех регионов Украины, России и Белоруссии, желающие заниматься миссионерством, встретились, и, познакомившись, пообщались между собой. На съезде были выявлены сильные и слабые стороны миссионерства в Украине, а также намечены пути дальнейшей деятельности на ниве проповеди христианства… сегодня, как никогда, очень важно уметь говорить с невоцерковленными людьми на их языке. Кроме того, всегда находились и по сей день находятся недоброжелатели, старающиеся найти в миссионере какие-то изъяны для того, чтобы его так сказать «пригвоздить» или «расстрелять». Поэтому миссионерская деятельность требует терпения и выдержки».
Близкие к вопросам миссионерским — вопросы богословского образования поднимал и заместитель председателя Синодального Учебного комитета протоиерей, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института Владимир Воробьев на своей пресс-конференции, прошедшей 29 мая в библиотеке кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Информацию о ней можно прочесть на сайте «Радонежа». В начале пресс-конференции о. Владимир Воробьев рассказал о современном состоянии религиозного и духовного образования в России. О. Владимир отметил, что дипломы духовных учебных заведений «не воспринимаются чиновниками в соответствии с тем уровнем, который они имеют в Церкви. Церковная наука и духовное образование загнаны в некое гетто, а церковные ученые искусственно исключены из научного и образовательного пространства России». Отвечая на вопросы об отделении школы от Церкви, отец Владимир заявил: «Отделение школы от Церкви — устаревшая норма из ныне недействующего ленинского декрета, которая в современном российском законодательстве уже не используется. Сейчас говорится о том, что наше образование имеет светский характер, но, к сожалению, определения термину «светский» негде не дано. Это и порождает противоречивые интерпретации. Люди, воспитанные при советской власти, нисколько не сомневаются в том, что «светский» означает «атеистический». Но, на самом-то деле, светскость не подразумевает господство атеизма. Светское — значит неклерикальное. Например, критериям светского образования соответствуют все православные гимназии и средние школы, которые выдают обычные аттестаты государственного образца и готовят детей к поступлению в обычные светские вузы».
Также он отметил, что «есть… силы, которые сознательно противоборствуют развитию религиозного образования в России. Они-то прекрасно понимают, что религиозное образование может привести к духовному возрождению и консолидации русского народа, к укреплению государства. Атеистическое воспитание и образование привело наше общество к тяжелому нравственному и экономическому кризису. Некоторые хотят, чтобы кризис продолжался и углублялся. Православие было духовным стержнем России на протяжении многих столетий и дало русским великую культуру и место в истории».
К числу таких сознательных и упорных противников относится Общероссийское общество «За права человека», которое продолжает воевать с учебником А. В Бородиной «Основы православной культуры». «Правозащитники обжаловали в кассационной коллегии Мосгорсуда решение суда нижней инстанции, признавшего законным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры в возбуждении уголовного дела по факту нарушения должностными лицами закона в связи с изданием и внедрением в школах этого учебника… Первыми на эту книгу обратили внимание члены Атеистического общества Москвы (АтОМ), которые ознакомили с ней правозащитников. 18 июня 2002 года лидеры Движение «За права человека» обратились в Генеральную прокуратуру РФ в связи с изданием этого учебника… 30 декабря 2002 г. Мещанский райсуд признал незаконным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело. Однако прокуратура 15 января 2003 года вновь направила свой отказ, который вторично был рассмотрен тем же судом и на этот раз был признан законным… Скандальная история выходит на следующий виток. Мосгорсуд направил дело в Мещанский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение в ином составе», — сообщает «Мир религий». Воюя с единственный на сегодняшний день приемлемым для школ учебником по предмету «Основы православной культуры», правозащитники, на самом деле, пытаются уничтожить саму возможность преподавания подобной дисциплины в школе.
Именно поэтому глава Миссионерского отдела Московской Патриархии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн предложил законодательно закрепить возможность преподавания православной культуры в школе. Слова эти были сказаны на круглом столе «Русская филология, история и православная культура», который состоялся 26 мая в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Московском доме национальностей. «Отсутствие представителей Министерства образования РФ, выступления которых ожидались в начале заседания, руководитель педагогических программ Славянского фонда России Лариса Бурмистрова объяснила их участием в «настоящей битве за православную культуру, которую им уже целый год приходится вести с Минюстом». В этот спор, считает ведущая круглого стола, «должны вмешаться органы федеральной безопасности», так как борьба против преподавания православной культуры направлена, в конечном счете, «на развал нашей родины».
Завершившимся на прошлой неделе Дням славянской письменности была посвящена статья Леонида Малаховского «Потом были буквы» в газете «Россiя». В статье рассказывается про то, как прошли торжества, посвященные Дням славянской письменности, в Воронеже, который в нынешнем году стал столицей праздника: «Традиционно праздник начинается ударом вечевого колокола. В Воронеж его привезли из Новосибирска, где в прошлом году прошли Дни славянской письменности и культуры. Открытию торжеств предшествовали Божественная литургия в Покровском кафедральном соборе, крестный ход… Торжественный молебен стал венцом церковного торжества». Далее в статье говорится о светской стороне торжеств, а также о связи Воронежа и Петербурга, в котором также на прошлой неделе отмечался большой праздник. В конце статьи приводятся мнения митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия и губернатора Воронежской области Владимира Кулакова о значении Дней славянской письменности, о роли святых Кирилла и Мефодия в русской истории.
Теме богослужебного языка посвящена телепрограмма «Православной энциклопедии» «Нуждается ли богослужение в переводе с церковно-славянского на русский?», также приуроченная к Дням славянской письменности. Текст передачи можно прочесть на патриаршем сайте.
«Америка решила вернуть России чудотворную икону», — сообщает сайт «Регионы России». «Считается, что бесценная Тихвинская икона, изображающая Богоматерь с Младенцем, была создана святым Лукой-евангелистом еще в пятом веке нашей эры. Когда-то она хранилась в Иерусалиме, но потом была перевезена в Константинополь. А за несколько десятков лет до взятия турками Константинополя исчезла оттуда и возникла в 1383 году на Ладожском озере. Местные рыбаки в одно прекрасное утро увидели на озерной глади поразительной красоты икону, от которой исходило сияние. Впрочем, никому в руки тогда она не попала, а вновь погрузилась в пучину озера и в следующий раз была обнаружена лишь три столетия спустя на берегу реки Тихвинки, что в Псковской области. На этом месте был построен Тихвинский — по названию иконы — монастырь. Но главное — Тихвинская икона обладала чудодейственным даром исцелять от болезней: 24 раза в год к ней приходили слепые и глухие, и она дарила им зрение и слух. Икона счастливо пережила революцию, а во время Великой Отечественной войны немцы перевезли ее из Пскова в Ригу, но при эвакуации случайно забыли забрать с собой». Затем она попала в Америку.
Более подробный материал, посвященный предстоящему возвращению в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, публикует газета «Известия». Это статья Евгения Бая «Возвращение святыни» «Небольшой Свято-Тихоновский монастырь затерялся в лесах штата Пенсильвания. От Вашингтона — почти четыре часа езды, столько же от Нью-Йорка, но на большом поле у стен монастыря я вижу машины с номерными знаками Флориды и Аляски. В эти дни здесь проходит массовое паломничество: тысячи людей хотят увидеть легендарную икону, которая совершает своего рода прощальное турне по Америке — в будущем году ей предстоит возвращение на родину… В том, что икона возвращается, ее хранитель тоже видит волю Господа. Впрочем, к этому было добавлено и несколько вполне земных условий. В России должен был смениться режим, верующие должны были обрести свободу, а Тихвинский монастырь — возрожден. «Это решение пришло не сейчас, не вчера и не год назад. Иоанн, в чьем ведении находилась Тихвинская икона, всегда знал, что ее нужно будет вернуть России, — говорит мне митрополит Герман, архиепископ Вашингтонский, глава всей Американской Православной Церкви в США и Канаде. — Но в то же время он чувствовал некий моральный долг вернуть ее лишь тогда, когда в России ей ничто не будет угрожать, когда она может себя чувствовать там в безопасности». Далее в статье рассказывается об Американской Православной Церкви.
О другом событии, корни которого уходят в глубь истории, рассказывает автор «Парламентской газеты» Владимир Блинов в статье «Паломник-швед покаялся за грех земляков-разбойников». В этом материале говорится о Трифоновом Печенегском монастыре, о его роли в жизни Мурманской области. В завершение статьи вспоминается удивительный случай, произошедший в стенах Трифонова Печенгского монастыря: «Самой трагической страницей в истории северной обители стало убиение 116 мучеников-монахов отрядом разбойников, подданных шведского короля, в 1589 году. Несколькими годами ранее вокруг основателя монастыря преподобного Трифона собрались его единомышленники в последние минуты перед кончиной. «Не плачьте обо мне, братья, — еле слышно произнес старец и заплакал сам. А потом пояснил причину внезапно нахлынувшей грусти: скоро многим из вас предстоит принять мученическую смерть…» Слова оказались пророческими… Четыре с лишним столетия ждала Печенгская земля покаяния за злодейское деяние. И оно пришло. Монастырь навестили иностранные гости, среди которых был шведский гражданин. Приехал он неспроста, а чтобы поклониться праху убиенных и извиниться перед монахами за содеянное своими предками».
Между тем, Европа документально закрепляет свою постхристианскую сущность в новой конституции объединенной Европы. По сообщению «Немецкой Волны», «в проекте европейской конституции не говорится о христианских корнях». На этом сайте можно прочитать обзор прессы, посвященный этому документу. Итальянская газета «Мессаджеро», комментируя споры вокруг новой европейской конституции, пишет: «Председателю Европейского Конвента д’Эстену удалось настроить против себя Ватикан и народнические политические течения. И действительно, в преамбуле будущей европейской конституции нет чЈткого признания религиозных ценностей и христианско-иудейского наследия, как того неоднократно требовали Папа Римский Иоанн Павел Второй и христианско-демократические партии». Тему продолжает итальянская газета «Коррьере делла сера»: «Папе Римскому не удалось добиться того, чтобы в проекте европейской конституции чЈтко упоминались Бог и христианские корни».
Однако Ватикан, столь неудачно действующий в Европе, пытается отыграться на России. И при этом обижается «на обвинения в прозелитизме». Как сообщает «Благовест-инфо», «одна из причин конфликта двух Церквей на территории России в том, что лидеры Русской Церкви продолжают считать Католическую церковь «церковью для иностранцев», убежден архиепископ Торан… (Кстати, на прошедшей недавно в Риме экуменической конференции также обсуждалась тема католического догмата о примате папы Римского как основы для объединения христианских конфессий)».
В США задержаны осквернители православного Cвято-Владимирского кладбища. Меньше месяца назад «вандалы осквернили Свято-Владимирское русское православное кладбище в Джаксоне, штате Нью-Джерси (США). Было опрокинуто и поломано более 70 крестов и памятников в казачьем отделе кладбища. Пострадала и кладбищенская часовня, выстроенная в память выдачи казаков в Лиенце. Окна часовни были разбиты брошенными в них камнями, лампадами и вазой от цветов. У входа в часовню находились бронзовые фонари из Германии — они также были повреждены. Ручка от двери была поломана и брошена на землю. Пасхальные яйца, положенные верующими на могилы родных в день Радоницы, были брошены о стенку часовни и скорлупа везде валялись на земле. Возмещение убытка выразится в сумме около 70,000 ам. долларов». «Разрушителями оказались два американских мальчика 10 и 12 лет из города Джонсон (штат Нью-Джерси)… Полиция установила, что дети, катаясь на велосипедах, заехали на кладбище после пяти вечера, где устроили погром, длившийся два или два с половиной часа… Священник Филипп Петровский, члены семьи которого похоронены на кладбище, сказал, что «это показатель отсутствия ориентиров в жизни детей. Они совершили действие абсолютно бессмысленное, которое к тому же ввергло их в беду».
Акции против Православия, против христианских святынь сегодня не редкость. Украинские «неокомсомольцы провели антицерковную акцию у Ионинского монастыря», сообщается на официальном сайте Украинской Православной Церкви. «В акции приняли участие около 20 человек, которые подъехали к монастырю на двух микроавтобусах и в стиле демонстрантов за свободу Южноафриканской Республики, резво пританцовывая, выкрикивали «Руки прочь от сирени. Вон попов из ботсада». Так как вскоре начался дождь, то уйти из ботсада пришлось не «попам», а комсомольцам». Подобное уже происходило в Киеве — в 1966 г. предшественники нынешних комсомольцев варварски поглумились над нетленными мощами преподобного Ионы Киевского.
К числу подобных борцов с Православием относятся и раскольники, такие как «Богородичный центр». При этом отпадение от Церкви становится причиной не только видимого противостояния, но и внутренних духовных изменений и искажений, которые приводят к полному духовному маразму. На прошлой неделе «Богородичный центр» заявил, что в ближайшее время из «тонкого пространства» явится «последний русский царь-патриарх», сообщает «Русская линия». Самозванный «архиепископ Иоанн» (Береславский) «рассказал о «мистическом откровении», в котором ему была открыта тайна последнего русского царя. Дело в том, сообщил выступавший, что великий князь Михаил Романов не погиб от руки большевиков под Пермью, как принято считать, а чудесным образом избежал смерти после десяти выпущенных в него пуль. По словам Береславского, ангел привел его в Белогорский монастырь, где он стал иноком Серафимом и был наставляем старцем Николаем (возможно, это был сам св. Николай Мирликийский, предполагает рассказчик). Серафим якобы получил откровение, что он станет «последним царем Новой Святой Руси» и будет править ею в течение третьего тысячелетия. На пресс-конференции впервые была обнародована фотография, которая, по мнению последователей ЦБМД, убедительно подтверждает, что незадолго до своей кончины св. Патриарх Тихон рукоположил во епископы инока-царя Серафима, а через несколько месяцев после этого он стал «Патриархом-царем"… «Архиепископ Иоанн» утверждает, что он, разумеется, является преемником Серафима, так как тот незадолго до смерти «рукоположил» Геннадия, а Геннадий, в свою очередь, — его, Иоанна… Изложение всей упомянутой ахинеи «предстоятелем» ЦБМД было эмоциональным: он взмахивал руками, закрывал глаза и восклицал: «Сюда бы Мусоргского с «Хованщиной»! Сюда бы Гоголя времен «Вечеров на хуторе близ Диканьки»! Сподвижники Береславского — «профессора» и преподаватели «академии» ЦБМД: «доктор богословия, епископ Феодосий» и «священники» Викентий, Илья и Максимилиан, … пояснили, что … по их мнению, «царь-патриарх Новой Святой Руси» Серафим Романов существует в «тонком пространстве» и уже «сходит с неба», чтобы вывести Россию из кризиса».
Но отношение к расколу в Православии всегда было и остается однозначным: «Монахи-святогорцы осудили раскол, учиненный сторонниками лжепатриарха Филарета Денисенко». Отвечая на вопрос о ситуации в украинском Православии, священноигумен Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — 88-летний старец, 36 лет подвизающийся на Святой Горе, — сказал: «Мы знаем о расколе, который терзает Церковь в Украине… Филарета обуяла гордыня бесовская, начаток многих других грехов и страстей, застилающая глаза и сердце для покаяния. Возврат из этого состояния очень труден, и отлучение от Церкви для него — это грозное напоминание о грядущем Суде Божием». А на сайте «Русской линии» раcсказывается и о том, как на Святую Гору Афон не пустили «клирика» непризнаваемого мировым Православием «Киевского патриархата»: «После того как филаретовец назвал свою юрисдикционную принадлежность, ему было отказано в посещении Святой Горы. Монахи-святогорцы заявили, что никакого общения с раскольниками у православных быть не может».
Обозрение «Радонеж» опубликовало отрывок из дневников композитора Георгия Васильевича Свиридова <Радонеж>, в которых приоткрывается «дверь в потаенную жизнь свиридовской души и ума». В них Свиридов рассуждает о значении искусства, о правде и лжи, о русской культуре: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне — есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое». О времени: «Мы живем в эпоху мировых конфликтов, носящих прежде всего религиозный характер, во вторую очередь — национальный, и, менее всего, характер социальный. Именно такой и была прежде всего Октябрьская революция, Октябрьский переворот. Он проходил под знаком истребительной борьбы против Христианства и, в первую очередь, Православного Христианства. Истребилось уже в наши дни окончательно православное государство, почти весь православный народ, главным образом, русские».
Сообщения о здоровье Патриарха Московского и всея Руси Алексия носили на этой неделе эпизодический характер. В основном это были новости, касающиеся выписки Патриарха из больницы.
Однако «Еженедельный Журнал» не преминул все же разместить большой материал, посвященный кадровым вопросам, привязав статью к теме здоровья Патриарха Московского и всея Руси. При этом Алексей Макаркин начал свою статью «Патриархальные нравы» именно с рассуждений о спекуляциях на эту тему: «Очередная госпитализация патриарха Алексия II снова оживила спекуляции на тему о том, кто будет следующим главой Русской православной церкви. А нынешние события способны перевести эти спекуляции в ранг вполне обоснованных предположений». Таким образом, автор как бы отмежевывается от «спекуляций» и должен восприниматься читателями не как один из «спекулянтов», но как заслуживающий доверия аналитик. Далее следуют рассуждения на уже не раз обсуждавшиеся темы визита Папы Римского в Россию и результатов последнего заседания Святейшего Синода. Вывод автор делает следующий: «Опытный дипломат и церковный политик, патриарх Алексий II дал ясно понять, что, несмотря на нездоровье, способен контролировать положение дел в Церкви и заставить государственную власть считаться с собой — как в кадровых вопросах, так и в вопросе о папском визите в Россию. «Церковь большинства» сохраняет свою автономию от государства, что, впрочем, не исключает возможности взаимных компромиссов и уступок».
Вновь актуализируется тема строительства с Сергиевом Посаде мусульманского молитвенного дома или мечети. При этом мусульмане, выигравшие «дело о платках», видимо, сочли, что пришло время активизироваться. «Общероссийская исламская газета обращает внимание губернатора Московской области на дискриминацию мусульман в Сергиевом Посаде», сообщает «Религия и СМИ».
Последний день прошлой недели — 1 июня — Русская Православная Церковь почитала святого благоверного князя Димитрия. «Дмитрий Донской /1350−1389/, князь Московский /1359/ и Владимирский /с 1362/ - воплощение идеи единства страны, национального освобождения, величайшего воинского самопожертвования во имя свободы Родины. «Звездным часом» Дмитрия стала Куликовская битва в 1380 году, которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Разгром противника объясняют не только высочайшим героизмом русского воинства, но и полководческим талантом князя. Именно тогда он стал Донским. Летописи гласят, что князь Дмитрий сражался на Куликовом поле пешим, как рядовой ратник, хотя уже тогда от полководца не требовалось личного участия в рукопашных схватках. Современником, единомышленником и зачастую наставником Дмитрия был Сергий Радонежский. Показательно, что Сергий провожал и благословлял русское воинство на Куликовскую битву. Его проповедь единства и национального освобождения во многом помогла Дмитрию Донскому в объединении сил русских княжеств в борьбе против ига. Именно при Дмитрии Донском Москва начинает становиться столицей Русского государства. И хотя еще долгие годы после Куликовской битвы сохраняются великие и удельные княжества, случаются междоусобные распри, но все весомее звучит слово Москвы, которая выступает как защитница общерусских интересов».

Исполнился ровно год с того момента, как на сайте «Православие.Ru» начали публиковаться еженедельные обзоры публикаций СМИ по религиозной тематике. Пересмотрев эти материалы, каждый сам может сделать выводы о тенденциях в современной журналистике, направленности информационных кампаний, уровне полемики и т. п. О важности этих обзоров свидетельствуют весьма высокий устойчивый интерес читателей к этим публикациям и многочисленные отклики. Летом, когда информационная жизнь несколько замирает, мы сделаем перерыв в мониторинге прессы, но уже в конце августа еженедельные обзоры Анны Гальпериной вновь появятся на нашем сайте.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика