Русская линия
Православие и Мир Елена Фетисова24.12.2014 

Как вылезти из Интернета и перестать раздражаться на детей?

Сетевое общение, которое многие из нас выбирают в качестве отдыха от домашней рутины, совсем не помогает отдохнуть, считает Елена Фетисова.

«Отдых — это смена деятельности!» — вздыхает молодая мама, отправляясь «развеяться» в сеть на «пару минут» после двухчасовой прогулки с детьми. Но отчего-то попытка использовать интернет как средство «передохнуть» и «переключиться» работает очень плохо. По крайней мере, не так, как ожидается.

Елена Фетисова

Елена Фетисова

Обычно мамы практикуют сетевые «прогулки», когда хотят ненадолго виртуально выйти из детской и «освежить мозги» после игры в «собери раскиданное» и вообще после многих часов сплошного детского лепета. Ведь если спросить молодую родительницу, что в заботе о детях утомляет больше всего, она не обязательно скажет: «Хозяйство!» В конце концов, по хозяйству «утомляется» мультиварка, пылесос и стиральная машинка-автомат.

Зато с детьми частенько устаешь попросту от общения — особенно если детей несколько, и они очень любят обращаться к маме все одновременно. Конечно, в теории это страшно неправильно — уставать от общения с детьми, и много найдется желающих воскликнуть: «А вот я никогда!..» Но.

Слишком много женщин реагирует на многочасовое общение иначе. Это звучит примерно так: «Почему вы не купите нам вот такой же большой дом? А что такое нивелир? Он взял мою-ууу куклу! Неть! Не дям! А ты купишь нам сегодня шоколадное яичко? Я правильно фавну копыта нарисовала? Почитай, пожалуйста. Посьмотьи какой поезьдь! Мама! Варя маркером рисует на диване! Суп не буду ни за что на свете!»

И вот, ты слушала, отвечала, отбирала маркер, убеждала, слушала, отвечала. Читала «Репку», «Незнайку», «Хроники Нарнии» и «про машинки», а потом снова «Репку».. Потом поняла, что все: или немного тишины, или — спасайся кто может. И закрываешься, наивно, в тишине. Перед экраном. Можно, конечно, взять «взрослую» книжку, но думаешь: «Лучше вечером — сейчас мозг в обмороке».

А в итоге, когда через какое-то время ты возвращаешься в детскую, состояние твое зачастую ничуть не лучше, и даже наоборот. К общей усталой раздражительности добавляется чувство вины («Тьфу, опять из-за моего отсутствия обои облепили пластилином, Ваньку подстригли и сыграли в нашествие варваров на шкаф!»). У детей за время разлуки накопились новые вопросы, а ты — ничуть не отдохнула от общения.

Потому что современный интернет — это довольно качественный симулятор общения. По крайней мере, та его часть, которую посещаешь, когда хочешь «просто отвлечься». Про форумы и сети как заменитель общения даже писать уже не комильфо — слишком банально. Кому не доводилось встречать «километровые» посты молодых (часто даже многодетных) мам на всевозможных форумах, на всевозможные темы. Параметры соцсетей и форумов таковы, что за день «пообщаться», вступить в диалог можно с пятью, десятью, пятьюдесятью собеседниками.

Пожалуй, даже самый экстравертный экстраверт может испытывать чувство «выжатого лимона», очно пообщавшись с пятьюдесятью собеседниками за день, особенно если общение сопровождала эмоциональная вовлеченность.

В интернете, кстати, эмоции задействованы почти всегда, хотя общение и происходит заочно. Иначе зачем вы будете напрягать пальцы и писать ответ в два абзаца на чей-то комментарий, если он вас ни в коей мере не интересует и не задевает? Или зачем читать чужие два абзаца, если они уж совсем никак не трогают?

Даже пассивное чтение чужих комментариев и текстов — это тоже общение, выслушивание. В совокупности — слишком интенсивное. Пожалуй, и в качественной публицистике самый удобочитаемый стиль сегодня — это разговор по душам и плетение «баек».

3

Почитал — и вроде бы как лично с автором поговорил. В режиме нескольких одновременно открытых вкладок — то есть все того же многоголосья, что и в детской, разве что разговоры тут «взрослее».. Прочитал пять-десять текстов подряд — считай, что внимательно выслушал десяток собеседников, причем рассуждающих порой на довольно серьезные и совершенно разные темы.

Конечно, любое художественное произведение, любая бумажная книга — это тоже разговор автора с читателем. Но, с одной стороны, мы редко читаем больше трех книг единовременно, а чаще всего одну — то есть с книгой у нас один виртуальный собеседник несколько дней подряд (даже обилие персонажей воспринимается все-таки как часть опыта основного собеседника — автора).

С другой стороны, дистанция между автором и читателем в интернет-пространстве все равно выглядит короче. Самый комфортный для чтения интернет-автор — это искрометный гибрид интеллигента с блестящей логикой и рубахи-парня с хорошим чувством юмора. Читаешь — и именно что слушаешь, общаешься. А от чрезмерного общения в итоге снова устаешь. И к моменту, когда предстоит «выйти из подполья», сполоснуть кофейную кружку и вернуться к детям, ты выглядишь ни капли не свежее.

Впрочем, высказывать подобные соображения на интернет-портале — это, наверное, примерно так же умно, как рубить ветку, на которой сидишь.

Но. Я так часто страдаю от собственной раздражительности на детей, от «усталости общаться бесконечно», и так часто слышу подобные же «исповеди» других мам, что трудно остановиться и не думать о причинах. Вот в данный момент мне кажется, что я говорю об одной из этих причин. Кстати, помимо детей, усталость от большого количества разговоров, пускай и виртуальных, отражается еще и на муже, и на прочей родне.

Наверное, это не стоит воспринимать как призыв совсем «завязывать» с сетью. Но может быть, именно в те моменты, когда мы хотим тишины, компьютер лучше действительно не открывать. Легко сказать, прекрасно понимаю. Но все равно несколько минут отдыха лучше попытаться потратить если уж не на настоящее общение — с Тем, Кто стоит у двери и стучит, — так хотя бы на пятнадцатиминутный сон, когда молиться не получается.

В общем, прошу извинить, что увеличила ваш сегодняшний «рацион» виртуального общения более чем на четыре тысячи знаков.

http://www.pravmir.ru/razdrazhayut-deti-otkazhites-ot-interneta/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика