Православие.Ru | Священник Леонид Кудрячов | 13.12.2014 |
«Яндекс» подсказывает, что апостол Андрей в основном воспринимается как покровитель Руси-России, Шотландии и моряков. Чего-то не хватает. Не хватает того качества, которое напрашивается, чувствуется в Первозванном апостоле при чтении Священного Писания. Всмотревшись в его евангельский образ, мы увидим покровителя и предводителя еще и миссионеров. Если не всех, то «малых». Малый миссионер — миссионер малоизвестный или вовсе неизвестный, незаметно, но преданно проповедующий Христа. Таким был апостол Андрей. Новый Завет не пестрит его именем. Только трижды мы видим его в действии, но каждый раз он кого-то приводит ко Христу: своего брата Симона, ставшего впоследствии первоверховным апостолом Петром (см.: Ин. 1: 42), мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками (см.: Ин. 6: 8−9) и, наконец, эллинов (см.: Ин. 12: 22).
Апостол Андрей — предводитель тех миссионеров, которые начинают со своих ближних. В самом лучшем варианте. А худший вариант кому не известен! Самовлюбленный неофит, надергавший из книжек поверхностных обрядовых познаний и тиранящий ими своих ближних, — не его последователь. Андрей Первозванный, думается, первым из апостолов научился от Спасителя кротости и смирению и в этом состоянии духа вел людей к воплощенной Истине.
Апостол Андрей — предводитель миссионеров, которые не боятся нести слово Божие дальше, за пределы круга родных и знакомых, братьев и сестер. Они идут навстречу людям незнакомым и непривычным, чтобы ввести их в христианскую семью, преобразовать в братьев и сестер по вере.
Апостол Андрей — предводитель таких миссионеров, проповедь которых проста, немногословна и безыскусна, но произносится от пережитого опыта и со стопроцентной искренностью: «Мы нашли Христа!» Это проповедь не столько в словах, сколько в делах. Малые миссионеры не дожидаются большой аудитории, прежде чем начнут вещать, а дорожат и одной парой ушей. Говорить перед толпой им и не свойственно. Они не умеют, подобно апостолу Петру, обратить за один раз три тысячи человек (см.: Деян. 2: 41). Они работают «в фоновом режиме»: тихо, но старательно.
Апостол Андрей — предводитель обычных работников на ниве Христовой. Так сказать, людей с одним талантом, которые не дерутся за первенство и не спорят, кто сядет справа, а кто — слева от Христа в Царстве будущего века. Спаситель сделал его ловцом человеков, но Андрей из тех, кто предпочитает ловить пескарей (и не только их) удочкой, а не сетями или динамитом. Рыбак с удочкой должен владеть, помимо техники подсечки, искусством сидеть тихо, незаметно, не привлекая к себе внимания рыбы. Малый миссионер всеми силами старается подавить внимание людей к своей персоне и направить на Христа.
Апостол Андрей — покровитель простых тружеников Божиих, которые живут в тени «звезд», но им не завидуют. Он сам оказался в тени своего яркого и прославленного брата, но мы не находим в Священном Писании ни малейшего намека на конфликт, зависть или недовольство. Вспомним, ведь Андрей сам привел Петра к Господу. Апостол Андрей был из тех, кто высматривает для воинства Христова лучших, не боясь соперничества, не опасаясь быть оттесненным в сторону.
Обычная картина: по дороге шествует дружеская компания из трех лиц. Двое — по асфальту, а третьему — обочина и ноги в цветочной пыльце. Таким «человеком обочины» был апостол Андрей. С одной стороны, во всех евангельских перечнях учеников Христовых он входит в первую «четверку». С другой, исключен из «тройки» особенно приближенных. Ему то и дело приходилось сойти на обочину событий: у постели дочери Иаира, на Фаворе, в Гефсиманском саду со Спасителем оставались только Петр, Иаков и Иоанн. Почему Господу не угодно было объединить обе пары братьев: Иоанн-Иаков, Петр-Андрей? Это тайна, но так бывает. В подобных ситуациях проверяется и проявляется характер. Будь на его месте Иуда, предательство совершилось бы намного раньше. Но апостол Андрей мирен и спокоен, потому что любовь не завидует и не ищет своего (см.: 1 Кор. 13: 4−5). Апостол Андрей — предводитель и покровитель всех тех, кто смотрит на мир глазами бескорыстной любви.
И если мы так настаиваем, что он наш Апостол, не стоит ли почаще браться за миссионерскую удочку?