Православие.Ru | Священник Леонид Кудрячов | 01.12.2014 |
Коротенькая притча о безумном богаче учит многому.
Однако пищу обыкновенно едят ложку за ложкой. И тот, кто сегодня намерен вкусить от этого евангельского отрывка, пусть подставляет свою. Хотя бы одну, хотя бы чайную, но наполню. Приготовьтесь, содержимое не очень вкусное, поскольку речь пойдет о внезапной смерти.
Факт остается фактом — о смерти мы предпочитаем не думать. И в этой притче мы склонны увидеть только лишь обличение гордости, самости, жадности, глупости. Все это есть, но и тема смерти — тоже. Один мой собеседник, когда разговор коснулся памятования о смерти, резко заявил, что он не желает заниматься подобным мазохизмом. Что ж, тот человек был далек от Церкви, в Которой без каких-либо превратных чувств мы вновь и вновь просим у Бога «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной».
Внезапная смерть, тем не менее, не редкость. Несчастные случаи ежеминутно вычеркивают из списка живущих огромное множество людей. Только в России ежегодно на дорогах гибнут около 30 000 человек. Прибавим сюда бесчисленные жертвы пожаров, потопов, землетрясений и прочее. Картина неутешительная.
Следующая категория — неожиданный обрыв здоровья в виде инфаркта, инсульта, отравления и т. д. Регулярно встречается и смерть совершенно здорового человека, такого как богач из притчи, во время сна.
Господи, не я ли на очереди?
Большинство же внезапных смертей происходит, как ни странно, на смертном одре, то есть тогда, когда приближающийся конец осознается всеми, только не самим умирающим. Он еще надеется, что поживет — если не год-другой, то хотя бы месяц-другой. Ну, или день-другой. Ладно, пусть даже час-другой. А смерть пришла в следующую же минуту.
Трагедия внезапной смерти не в том, что человеку «еще бы жить да жить», а в том, что это огромный риск умереть не готовым к встрече с Богом. Самая большая ошибка в жизни — закончить ее с неподготовленной душой. Прочие ошибки поправимы. Что-то можно изменить, что-то отмолить. Но внезапную смерть не прокрутишь обратно. Готовиться к ней нужно постоянно, не рассчитывая на какой-то запасной резерв времени. Его может не быть.
Некоторые люди откладывают свою религиозную жизнь в долгий ящик, успокаивая себя такими нехитрыми умозаключениями. Мол, благоразумному разбойнику Спаситель открыл райские двери уже после нескольких сказанных им слов — и нам достаточно только успеть выкрикнуть перед смертью от всей души и от всего сердца: «Господи, помилуй!»
Но Бог «кого хочет милует, а кого хочет ожесточает» (Рим. 9:18). Не стоит играть с огнем! Один и тот же огонь топит лед и сушит глину. Один и тот же Бог милует сердце сокрушенное и ожесточает упрямое. Многократно отказываясь от духовной жизни, человек может в предсмертный миг о ней и не вспомнить. И этого мига может, как мы видели выше, не быть как такового.
Как же не допустить этой роковой ошибки? как обычно, учась на ошибках других людей.
Сегодня поучимся, глядя на безумного богача, в следующий раз — у гроба ближнего. И, конечно, всю нашу христианскую жизнь мы должны бодриться и трезвиться духовно, «горе» иметь сердца. Вершина этих трудов — непрестанная молитва. Но начать нужно с малого, элементарного: не забывать о Боге, не отрываться от Него в своих будничных делах. Апостол Иаков дает на этот счет практический совет: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль«; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое«, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:13−16).
Другой совет мы получаем от псалмопевца Давида, которому вторит апостол Павел. Первый говорит: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5). Второй: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).
Общий смысл понятен: проживать каждый день, как последний, лечиться от духовной прокрастинации. Готовы начать с сегодняшнего дня? Я готов! Только дай, Боже, вспомнить об этой готовности завтра. Если живы будем.