Православие и Мир | Священник Ярослав Шипов | 22.10.2014 |
Зависть — это грех наш национальный, русский. Используя его, удобно осуществлять революции, перевороты. «Пойдем — заберем себе Зимний дворец. Или свергнем президента, потому что у его жены 50 шуб. Возьмем шубы и поделим между всеми женщинами»..
Это тяжелое, агрессивное чувство. К сожалению, оно разлито у нас в обществе. Когда началась перестройка на селе, я однажды разговорился с мужиками. Они сидели рядом, друзья с детства, два тракториста — у одного колесный трактор, а у другого гусеничный. «Какое фермерство? — говорит один. — Нельзя нам. Мы вместе росли, вместе работали в колхозе. Но если он станет фермером, и дело пойдет хорошо, я ведь ему трактор сожгу!» Зависть.
Но зависть народ еще исповедует. Не очень охотно, но все же. Гордость исповедует, тщеславие. А есть грехи, которые люди за собой не замечают. Крайне редко исповедуется лукавство, а им пропитана наша жизнь до невозможности.
Лукавство — это первоначальная фаза греха, детонатор. Своеобразный маневр, полуобман, полухитрость, остающиеся где-то за кадром. Оно запускает механизм многих других грехов. На лукавстве и лесть, и человекоугодие, много чего. И в хитрости, и в злобе оно присутствует. Но мы его не видим, хотя часто наблюдаем последствия.
Практически никогда не исповедуют любоначалие, о котором говорится в молитве Ефрема Сирина.
«..Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей".
Так писал Александр Пушкин, считавший любоначалие первородным грехом. Еве-то что предложили, какой грех? Любоначалие. «Ты такая же, как Бог!» И вот его-то мы часто не видим.
Этот грех у мужчин разворачивается по вертикали, для них это — карьеризм и властолюбие. В качестве примера можно вспомнить Наполеона, Гитлера, людей, которые пробрались на самый верх и шли, сметая все на своем пути.
А у женщин он — горизонтален, причем свойственен им едва ли не в большей степени, чем мужчинам. Известно, что плохо уживаются свекровь и сноха, очень трудно невестке с тещей, а вот про тестя и свекра никто ничего не говорит. В чем дело? А в том, кто в доме хозяйка.
Спор этот часто далеко уходит от здравого смысла. Как пример, приходит сноха и говорит: «Мама, я купила зелененькие занавесочки, они хорошо будут смотреться рядом с тем шкафчиком». И они действительно подходят, но свекровь не позволит, скажет — «нет, мне эти не нравятся, я хочу желтые!» Про любоначалие есть очень хорошая сказка — «Сказка о рыбаке и рыбке». Особенно в быту, в семейной жизни, любоначалие часто принимает совершенно уродливые формы.
..Однажды в больнице я услышал, как старшая медсестра обучает молодых девчонок, практиканток из медучилища. «Имейте в виду, — говорила она, — если в мужскую палату поступает новенький, мужики стараются с ним задружить. Мужики — они общественные, корпоративные. Но смотрите, их дружба обязательно приводит к тому, что — кого-то посылают в магазин! За этим следите».
А если в женскую палату поступает новенькая, сразу начинают дружить против нее. Если красивая — потому что красивая. Некрасивая — потому что некрасивая. Замужем — потому что замужняя. Не замужем — потому что незамужняя. Муж молодой — потому что молодой. Муж старый — потому что старый. По любому поводу, но всегда — против.
У мужчин тоже есть дедовщина, но надо учесть, что относится это явление к очень молодому возрасту, когда люди еще полностью не сформировались. Мы какое-то время опекали военную академию, и я заметил один момент, распространенный среди курсантов. Вот они поступили в училище, одногодки, схожей биографии, и вдруг — одного назначают командиром отделения. Остальные возмущены: «Чего это Колька теперь нами командовать будет?»
Начинаю объяснять, и они понимают — что ж делать? Кто-то же должен командовать, почему не Колька? Потом назначают другого из этой компании, он приходит ко мне и говорит: «Да, батюшка, вы все точно заметили: во мне то один грех проявляется, то другой»..
Записала Лада Ермолинская