Русская линия
Православная Эвенкия22.03.2005 

21 марта — пять лет со дня мученической кончины иеромонаха Григория

2000 год на стыке двух тысячелетий запомнится многими трагическими событиями. Одно из них произошло в ЭВЕНКИИ: в Туре в церкви Святой Троицы был зверски убитиеромонах Григорий (Яковлев). Отсеченную голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол.

Не иссякает на нашей земле исповедничество и мученичество за Христа. В Туре — в центре далекой, суровой и, как говорят Богом забытой Эвенкии происходит еще одно ритуальное убийство, которым потрясены не только жители поселка, не только знавшие отца Григория, но и все православные россияне. На земле тунгусов, в бескрайних просторах северной тайги и лесотундры появился свой мученик и исповедник веры Христовой…

Место, где упал тунгусский метеорит

По благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония в 1997 году отец Григорий был направлен в Эвенкию в столичный поселк Туру. Дальше как бы уже и некуда. Далекий не обжитый край. Редкие селения через многие сотни километры северной тайги и лесотундры, ни единого города. Суровые климатические условия, а также и суровые условия жизни. В поселке в то время практически нет света, в храме температура +5 С. Во всем оскудение, доходит до разговоров об эвакуации населения.

В Туре отец Григорий настоятель. С ним его духовный сын, обращенный им к вере, крещенный им в Енисее, призванный к монашеству, собрат по Спасскому монастырю иеромонах Тимофей. Они так и были вместе как отец и сын. С прибытием отца Григория в Туру весьма активизировалась приходская жизнь, о чем свидетельствуют многие прихожане и жители поселка. Проповедь, служба, клирос, воскресная школа для детей, административные заботы и хлопоты, встречи и беседы вне храма. А с какой любовью благо украшалось это простое молитвенное помещение в простом доме, переустроенном под церковь. Многим настоятелям было бы чему поучиться.

Отец Григорий всегда много болел. С юности тяжелая гипертония, болезнь почек. Бывал в реанимации на грани жизни и смерти. В такие моменты не хотелось уже ничего. Реально ощущал возможность наступления смерти. Но ожидать ее он мог только от болезни. О мученичестве никогда не помышлял. Был боевитый по характеру, но страданий не искал, знал цену боли. Вполне любил жизнь богодарованную, радовался ей.

Здесь царство сектантов

В Туре отец Григорий разворачивает активную противосектантскую деятельность. Православной Церкви в течение многих десятилетий в Эвенкии не было. На ее обширных просторах, в селениях Туре, Байките, Ванаваре и других множество сект, как правило, не зарегистрированных.

Не желая подчиниться закону — государственной регистрации, эти верующие при этом вовсе не отказываются от законных прав: имеют молитвенный дом, посещают школы и больницы и т. д. Пользуются активной зарубежной материальной поддержкой. Отец Григорий видел в этом их, по сути, беззаконное устроение, желание никому не подчиняться. Непризнание ни власти духовной, ни земной, хотя та и другая по Слову Божию, которое они читают, от Бога. То есть фактически они готовы признавать только себя, выдавая это за Божие.

Деятельность отца Григория крайне напрягла ситуацию в Туре между православными и сектантами. Он хотел сломить своеволие сектантов и беззаконных привести к закону, а безблагодатных к благодати, даруемой Христом во святой Его Церкви. И не редко ему это удавалось. Может, был при этом резок, может, делал это рьяно, но не уклонялся от совести. Обращение к власти не считал грехом, ибо видел в ней Божие установление (Рим.13,1−7) и взывал к ней только по поводу того, чтобы она сама исполняла свои же законы. Другие будут судить о правильности пути отца Григория, он же поступал по своей совести, ревновал об Истине Божией и спасении душ людей, в том числе самих сектантов.

В этой ситуации баптисты боялись отца Григория и стали молиться с постом. 28 февраля сего года. Руководитель баптистской общины Виктор Боев с сопровождающим его лицом пришел в храм (ворвался, по словам отца Григория) и заявил, что после поста и молитвы Бог поручил ему предупредить отца Григория о грядущем на него наказании и угрожал от имени Бога. Отец Григорий прямо спросил, — В чем выразится эта Божья кара: в убийстве, поджоге храма или чем-то другом? На что тот ответил, что скоро узнаешь. Об угрозах со стороны баптистов отец Григорий говорил верующим и даже заявил прокурору. С этой стороны он ожидал беду.

Убийца пришел из дремучего леса

…В году 1999-м в Туру пришел человек без рода, без племени, без паспорта и документов. Говорил, что пришел пешком с севера Томской области. Никто не знал его подлинного имени. Называл себя Рамой Харисовичем Кришниным. Считал себя кришнаитом. Бывал и у православных и у баптистов. Не раз пользовался гостеприимством отца Григория. Случалось вместе ели, беседовали. За три дня до происшествия, — говорит его хозяйка, что он как обезумел, изменился взгляд. Он возбужденно говорил, что шел к этому три года! - К чему? — спрашивала она его настороженно. - О, если бы ты знала какое это удовольствие! — говорил он дальше - Кришна требует жертвы, я принесу жертву Кришне! - Ты о чем говоришь? — и вовсе всполошилась хозяйка.

Тот же говорил еще что-то о полнолунии (произошло, кстати, на полнолуние накануне весеннего равноденствия) и о том, что первой жертвой будет ваш батюш-ка.

Женщина сообщила об этом разговоре отцу Григорию. Но он не внял.

— Да ну, не может быть, мы ведь бывало вместе ели, беседовали!

С этой стороны отец Григорий беды не ждал. Пост и молитва одних привели к тому, что некто велел предупредить отца Григория о грядущей каре за борьбу с сектантством. Кришна велел другому принести ему жертву…

Было время, когда в полнолуние обостряется действие нечистых духов на одержимых…

День Торжества Православия

Шел Великий пост. Отец Григорий и отец Тимофей отслужили ежедневно все службы первой седмицы Великого поста. В пятницу первой седмицы отец Тимофей улетает из Туры в Москву на учебу в Духовной семинарии. Отец Григорий остается один. В воскресенье 19-го марта отец Григорий служит свою последнюю службу — День Торжества Православия. Православия, — которое сам обрел из тьмы безбожия и сектантских заблуждений. Православия, — которому посвятил всю свою жизнь до конца.

Жил отец Григорий, как и отец Тимофей, при храме. Это обычный дом, обустроенный под храм. Небольшая маковка с крестом на крыше. У обоих батю-шек по комнате — их келии. В основном помещении — храм с алтарем, в коридоре — притвор.

Двадцать первого марта, где-то между четырьмя и шестью часами, когда кончалась ночь, и приближалось утро, странник — кришнаит пришел к отцу Григорию в храм. Тот открыл ему. Дверь была не взломана, открыта естественным образом. Как произошла их встреча?… Кришнаит наносит заточенным электродом отцу Григорию удар в сердце посередь груди. Удар в левый бок и в шею слева. Бил значит правой рукой. Отец Григорий, видимо, пытался защититься, — тот нанес сквозной удар в кисть его правой руки. Раны от этих ударов мы видели своими глазами. Отец Григорий упал, но удары электродом не умертвили его сразу. Он был еще жив. Об этом свидетельствует как сам убийца, так и медицинская экспер-тиза. Был еще удар перочинным ножом по шее слева. После этого с живого убийца начинает этим перочинным ножом срезать голову священника. Отец Григорий при этом плакал, а убийца приговаривал, — еще верующий, а плачешь!

Кровавое жертвоприношение

В притворе море крови — на полу, под линолеумом, на скамье, на стене. Обезглавленный труп остался на полу, одежда обагрена кровью. Кришнаит — убийца с головой в руках входит в храм. Посреди храма аналой, на нем, как принято во многих храмах в Великий пост икона Христа в терновом венце. Убийца обходит с головой по кругу вокруг аналоя. На полу кровавый круг. На вопрос, — Зачем это делал? — ответил, — Так требовал Кришна, так надо! С головой священника он входит северными дверьми в алтарь и кладет отрезанную голову на престол между Евангелием и напрестольным крестом. Престол обагрился кровью. В крови два сложенных илитона. Внутри два антиминса — оба чисты. Жертва принесена.

Убийца удалился к себе домой. Пытался очиститься от крови. Решил отдохнуть…

Утром вскоре приходят верующие. В притворе ужасное зрелище — батюшка в крови. Дальше ужас увеличивается — он без головы. Вызвана милиция. Все заснято на видеофильм. Раб Божий Георгий своими руками снял голову с престола. Полы помыли. Все остальное оставили, так как есть до приезда священников из епархии.

Некогда апостол Павел писал евреям: «Вы еще не до крови сражались, подвизались против греха» (Ев.12,4). Отец Григорий сражался до крови.

Убийца тут же был обнаружен и взят под стражу. Он ни от чего не от-казывался. По повелению Кришны, свидетельствует он, принесена жертва, совершено для этого ритуальное убийство. В тюремной камере он воспевает гимны Кришне.

Еще одним мучеником восполнилось число под небесным жертвенником «убиенных за слово Божие и за свидетельство». Через эту мученическую кончину дана на небе отцу Григорию одежда белая, кровным крещением очистился он совершенно от грехов, от коих едва ли чаял очиститься при жизни.

Долгое прощание

Весть о злодейском убийстве отца Григория быстро распространилась по многим городам. В Красноярском Кафедральном соборе уже в день убиения архиепископ Антоний служит панихиду об иеромонахе Григории. На следующий день, по благословению архиепископа в Туру вылетают два священника — про-тоиерей Геннадий Фаст и иеромонах Агапий для исполнения последнего долга перед убиенным…

Он лежал омытый с ранами на теле. Лицо полностью узнаваемо, как при жизни. На лице не было ни скорби, ни улыбки. Оно было бесстрастно, покойно. Окончена борьба. Завершена жизнь, оборвалась. Началось бессмертие. От людского взора лицо сокрыто покровцом и наметкой монашеского клобука.

Люди непрестанно шли прощаться в храм. Скорбь прощания. Слезы. Стыд за то, что такое могло случиться в родном поселке на древней родной эвенкийской земле.

В половине двенадцатого дня по иерейскому чину началось отпевание. Все было необычно, не как при обычных отпеваниях и погребениях. То ли прощаемся с покойником, то ли прикладываемся к мощам мученика… Народ все прибывает. В храме свободна уже только узкая тропка к царским вратам и престолу. А так все заполонено, включая солею с обоими клиросами. Пришли и Губернатор с Председателем Законодательного Суглана. Поем слабо. Нет отца Григория, ведь он вел пение клироса. Струна оборвалась, но звучит в сердце…

Зачитываются факсы соболезнования от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия и Архиепископа Антония…

Крест на вершине горы

Принято решение пронести убиенного через весь поселок по разным его ули-цам. С пением износится гроб. Почти у каждого дома, у каждого ларька, магазина, у правительственных учреждений, учебных заведений, у больницы — везде группы людей вышли проститься с отцом Григорием. Многие присоединялись к шествию. На одном из поворотов мы с отцом Агапием оглядываемся — за гробом огромное шествие людей. Проходим недалеко от молитвенного дома баптистов. Там никто не стоял и не провожал. Пусто и как-то не по себе. Погребальное шествие идет дальше.

Кладбище за поселком километрах в восьми. Поселок внизу на берегу извивающейся ленты Нижней Тунгуски. Вокруг горы, покрытые редкой северной тайгой — лиственницы, не ожившие еще после зимы, нестройные с извивающимися стволами березки. Север. Море света и ослепительный снег. Поднимаемся на машинах в горы. На вершине горы — кладбище. Там, в одиночестве, вдали от своих близких и друзей, близ места мученической кончины нашел свое последнее пристанище прах убиенного. Там читается над ним разрешительная молитва, к небу восходят молитвословия. На могильном холме крепкий сосновый крест.

P. S.

Вспомним слова Христа, сказанные правоверным иудеям, которые то же молились Богу, а Христос сказал им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8,44). Есть о чем подумать и молящимся Богу туринским баптистам и кришнаитам — не один ли и тот же нечистый дух предупреждал их о карах над о. Григорием и требовал жертву Кришне?…

Есть о чем подумать всем нам, и сделать выводы. Господь говорит имеющим уши, чтобы слышать.

Отрывки из книги протоиерея Геннадия Фаста жизни и мученической кончине иеромонаха Григория (Яковлева) 1949−2000 Заказать полную версию книги можно на сайте http://enisey.wallst.ru/index.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика