Русская линия
Православие.Ru Артемий Слезкин15.08.2014 

Можно ли представить себе райское блаженство?

Лоно Авраамово, Богоматерь на престоле, Благоразумный разбойник. Византия. Константинополь; X в.;

Лоно Авраамово, Богоматерь на престоле, Благоразумный разбойник. Византия. Константинополь; X в.;

Рай, Царство Небесное, Новый Иерусалим, Горний мир. Цель жизни каждого православного христианина и в то же время самое малознакомое, непонятное и неописуемое место, состояние души.

Господь наш Иисус Христос упоминает 55 раз Царствие Небесное и 32 раза — Царствие Божие. О нем — 12 евангельских притч. И всё же мы крайне мало знаем о нем, об этом Царстве. Знаем, что там будет хорошо, что попавших туда ждет вечное блаженство. Однако характер этого блаженства, его степени нам неизвестны. Апостол Павел ясно сказал об этом блаженстве: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Ничего себе «ясно»! Как раз наоборот!

Господь скрыл от нас, в чем конкретно будет заключаться блаженство вечной жизни, которое во всей силе мы ощутим (дай Бог!) после смерти. Однако Иисус Христос дал нам замечательную подсказку: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Это значит, что предощутить будущее посмертное блаженство мы можем еще здесь, на земле, при условии, если будем иметь в сердце Царство Божие. Вот об этом блаженстве, вполне доступном для каждого человека, и хочется порассуждать.

Блаженство и счастье — одно ли это и то же?

Слово «блаженство» каждый понимает по-своему. На ум приходят «эйфория», «экстаз», «наслаждение», «кайф». Мера блаженства у всех своя, однако, чтобы как-то обобщить разрозненные понятия, подведем их к знаменателю «счастье». Счастье — наиболее понятно для нас, наиболее осязаемо, что ли. Да, у всех оно разное. Для примера я приведу некую усредненную «линейку»: счастье свидания с любимым человеком после долгой разлуки, встреча родителей сына после армии, свадьба, новоселье, спортивная победа, «первый раз в первый класс».. Вот оно, простое человеческое счастье.

Да, за счастье можно посчитать и выезд с друзьями на природу «на шашлыки», веселое хмельное застолье, близость с красивой женщиной. А для кого-то счастье — переночевать зимой в теплом доме, на кровати, а не в подвале, найти на свалке вполне приличную одежду, и просто — сытно поесть сегодня.

«Радости жизни» — истинные и мнимые

Мера счастья, повторюсь, у каждого своя. Объединяет все «виды и роды счастья» одно — одномоментность, фрагментарность, нечастость. Счастье — это, я бы сказал, пик, вершина радости. Это нечто чувственное, то, что мы можем осязать органами чувств или переживать душой. Но всё равно — счастье, как любой всплеск, вспышка, волна, сходит на «нет», угасает. И жизнь привычно входит «в берега». Значит ли это, что и блаженство (как синоним счастья) столь коротко? Но ведь Господь нам обещает вечное блаженство, то есть непрекращающееся, не угасающее ни на минуту! Как это? Наверное, все-таки счастье и блаженство — не одно и то же. А что же? На что равняться? Есть другое понятие, которое, думаю, стоит ближе к блаженству — «радость».

Радость воодушевляет человека, наполняет его позитивом. Радостей в жизни много больше, чем «чистого» счастья, потому что радость может быть «растянута» во времени. Например, радость от интересной работы или учебы, радость общения с близкими по духу людьми, радость от возможности самореализации. Пессимисты, правда, пытаются нас убедить, что в нашей жизни радостей мало и больше печальных моментов. Но тут, опять же, всё зависит от человека, к чему он больше стремится — к радости или к печали? Понятно, что радость — явление внутреннего порядка, она зависит от настроя, от отношения: к миру, к людям, к себе.

Фактически индустрия развлечений, а с нею — махина средств массовой информации, новинки потребительских товаров и прочее — предлагают человеку «счастье в целлулоидной упаковке». Хозяева индустрии давно смекнули, что на стремлении человека к новым эмоциям и радости, связанной с ними, можно делать огромные деньги. Хотя источники радости чаще всего находятся вне нас, уметь радоваться — великий дар. Мы еще поговорим о нем. А пока хочется поразмышлять о «мнимой радости», «мнимом счастье», которые нам вовсю продвигает индустрия. Я уверен, современный высокотехнологичный мир навязывает человеку «пилюли счастья», предлагая в качестве «источников радости» развлечения. Люди так устроены: мы тянемся ко всему новому. Человек испытывает постоянную потребность в новых впечатлениях, новых эмоциях. И для миллионов людей источником этих эмоций и связанного с ним «кайфа» являются развлечения.

Вот откуда на киноэкранах каждую неделю появляются блокбастеры со всё более умопомрачительными спецэффектами.

Вот откуда соревнование телеканалов во всё более немыслимых проектах: увлечь телезрителя, которому уже приелся стандартный набор «секс-кровь-смех» и который ждет от телеэкрана новых, неведомых ему развлечений.

Вот откуда столько онлайн- и обычных компьютерных игр.

Вот откуда столько разрекламированных товаров-новинок, которые миллионы людей стремятся поскорее купить, чтобы получить очередной «укол счастья», «укол радости». Да, это «лекарство» действует недолго, эмоции быстро стихают, «новое» становится «старым» и. бег по кругу продолжается.

Неужели райское блаженство будет похоже на описанный процесс поглощения новых впечатлений, эмоций, «радостей»? Конечно, нет! Задача теневых хозяев современного мира — как раз отвлечь как можно больше людей от мыслей о Том мире, о рае, Царстве Небесном. Нам предлагают грубые суррогаты радости и счастья, мишень которых — тело, телесные чувства, страсти и похоти. Бессмертная душа и дух человека не интересуют предприимчивых дельцов. Всё нацелено на одну идею: человек, ты живешь здесь и сейчас, в этом материальном мире, другого мира нет и не будет, так что бери от жизни всё! Блаженствуй, пока жив! «А когда я умру?» Давайте не будем говорить о плохом.

Нет, блаженство Тамошнего мира будет иметь совсем иной характер. Попробуем представить, какой.

Всегда радуйтесь!

Чему же нужно радоваться? Апостол Павел, на которого мы ссылались в начале этой статьи, сказал удивительные слова, которые считаются прямым указанием к правильной христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16−18).Мы веруем в Бога и Богу сердцем, душой. Но если рассуждать даже логически, то получается, что мы, живые люди, не сможем войти в радость вечного Царства Божия, если не научимся радоваться здесь, на земле. Как было сказано выше, радость может быть разной. Та радость, которая нам жизненно необходима для спасения, должна быть связана с Богом, с Небом, с раем. Вот тут-то мы и подходим к заданной теме: возможно ли представить будущее вечное блаженство? В полной мере, во всей своей силе — нет, не можем, поскольку нам это не позволяет тело. Но предощутить ее — попробуем.

О какой радости говорит Апостол? Я разумею так: радости о всякой твари и творении Божием. Как прекрасен созданный Богом мир, наша Земля, Луна, Солнце, звезды, Вселенная! Оглянись, человек, вокруг, присмотрись к тому, что тебя окружает: пчелам, ласточкам, кошкам, щенкам, бабочкам, листикам, благоухающим цветам. А как причудливы и сказочно красивы облака, неторопливо плывущие над головой! Если выехать за город, то всему можно удивляться и восхищаться: горам, речушке, морю, лесу, полям. Как тут не возрадоваться, не возликовать о красоте земного мира!

Откуда же взяться радости в сердце человека, если формально «меня это дерево не касается», «облака вообще недосягаемы», «мне дела нет до этой синички или пчелы»? Действительно, так думают многие, поэтому не умеют радоваться обыденным, как им кажется, вещам. А если посмотреть по-другому? И дерево, и облако, и синичка, и пчела — это творения Божии. В них, как в зеркале, отражается невидимый премудрый Творец. И если научиться искренне радоваться этим творениям, то в душе будет рождаться славословие Господу за эту земную красоту. И Господь тут же откликнется, наполнив душу неземной радостью — радостью о Нем. В ответ захочется возблагодарить Его — за дар жизни, за здоровье, за возможность созерцать созданную Им красоту, радоваться ей. Видите, как быстро исполняется повеление святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите». Одно идет за другим, рука об руку.

Поцеловал жену перед уходом на работу, потрепал вихрастую шевелюру сына — скажи сердцем: «Слава Тебе, Господи, за эту тихую семейную радость». Увидел нищего на улице, положил ему в протянутую руку 5−10 рублей, или булочку, или печенье: «Слава Тебе, Господи, за радость служения ближним». Удалось сегодня кому-то оказать милость, помочь, поддержать: «Благодарю Тебя, Господи, за братьев Твоих меньших, которыми Ты посетил меня сегодня». Здоров? «Слава Тебе, Боже, за дар здоровья, за дар свободного дыхания, за дар нормального пищеварения». Встретил одаренного добром и светом человека? «Слава Тебе, Иисусе Христе, за встречу со светом Твоим.."В суете повседневной беготни мы разучились вот так, искренне радоваться. Утром проснулся: «Слава Богу, жив, могу увидеть это солнце, могу встать на свои ноги, могу пойти, куда хочу». Казалось бы, мелочь, пустяк. Но ведь полотно жизни нашей соткано из этих мелочей и пустяков. Мы гоняемся за каким-то немыслимыми, экстремальными удовольствиями, ищем новых острых переживаний, которые почему-то именуем «счастьем», а простое, обыденное счастье — оно ведь рядом. Нужно только захотеть увидеть его, обрести его, прочувствовать его.

Большая беда наша в том, что в стремительной погоне за земными удовольствиями и ширпотребовским счастьем мы не замечаем этих вещей. Углубленные в себя, в свой «волшебный внутренний мир», мы не видим красоту облаков, не слышим аромата распустившейся розы, не чувствуем теплого дыхания летнего ветерка, не понимаем, а зачем мы вообще здесь, на земле. А ведь понимание смысла жизни, своего высшего предназначения — великое счастье, открывающее человеку двери в невидимый огромный мир, в котором наш, земной мир — пылинка.

Вечное блаженство

Если мы научимся видеть отражения Творца в созданном Им мире, если мы всей душой полюбим эти отражения, и через них — Бога, нам захочется увидеть Самого Творца — и в этом будет заключаться вечное блаженство в мире, где мы будем видеть Его «лицом к лицу» (1 Кор. 13: 12).

Если мы научимся жертвенно любить ближних, отдавать всего себя ради блага ближних, то войдем в вечное блаженство общения с Тем, Кто из любви к нам пожертвовал Собою, отдал всего Себя ради нашего блага.

Если мы научимся радоваться о Господе, обращать к Нему свой благодарный мысленный взор всякий раз при соприкосновении с добром, любовью, благостью, совершенством, которыми полон наш мир, то войдем в вечную радость добра, любви, благости, совершенства в Том мире, ибо именно ею «дышит» Тот мир, имея источником любви и добра Самого Бога.

Если мы посвятили жизнь поиску правды и истины, жаждали и алкали этой правды и истины, если научились находить эту правду и истину единственно в Боге — то в жизни будущего века войдем в полное обладание этой правдой и истиной, что принесет, само собой, блаженство, по слову Спасителя: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6).

Если мы искали свет в этом погруженном во мрак греха мире и радовались, находя свет в сердцах добрых людей, посвятивших жизнь другим Христа ради, свет в своих добрых делах — то в Царстве Небесном войдем в вечный свет жизни, свет Христов, по слову Его: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12).

Если мы находили утешение и радость в молитве к Господу, Божией Матери, святым, ангелам, то в Горнем мире эта радость останется с нами, усиленная в неисчислимое число раз, ибо мы будем лицезреть тех, к кому мы на земле изливали свою душу. И сама молитва будет доставлять великое наслаждение.

Логичный итог праведной жизни

Да, нужно покаяние, ибо мы ежечасно впадаем в грехи, нужно очищение, ибо ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (см.: Откр. 21: 27). Нужна борьба со своим «ветхим» человеком ради человека нового, обновленного благодатью Христовой. И крайне нужна нам радость о Господе — предвестница вечной радости, вечного блаженства жизни с Тем, к Кому были устремлены все чаяния и надежды, Кому была посвящена земная жизнь, Кем живились душа и тело. Таким образом, как мне кажется, райское блаженство не станет для верующей, любящей Бога души каким-то совершенно неожиданным, свалившимся из ниоткуда счастьем. Скорее всего, это блаженство будет усиленным в миллионы раз состоянием души человека, состоянием, которого она достигла добродетельной и благочестивой жизнью на земле. Не зря же все святые в один голос говорят, что земная жизнь — это подготовка к вечной небесной жизни.

Трудно приобрести эту искреннюю радость, ибо много зла в мире, да и сатана сильно мешает. Но если ее стяжать, если припасть всем существом своим к Творцу, всюду искать Его волю и исполнять ее, всюду видеть Его благой Промысл и Его созидающую руку — то райское блаженство начнет разливаться в сердце еще при земной жизни.

А как призовет нас к Себе Господь наш Иисус Христос, как покинем мы этот временный мир и эту тленную телесную оболочку, то вступим в блаженство обладания сокровищем, которое мы собирали на земле — день за днем, милостью за милостью, молитвой за молитвой. Дай, Господи, нам вечное блаженство Твое, Источник которого — Ты, Господи!

Лоно Авраамово. Деталь иконы

Лоно Авраамово. Деталь иконы «Символ веры» из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1680-е годы

http://www.pravoslavie.ru/put/72 952.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика