Русская линия
Кремль.org19.03.2005 

Российская оборонка против «контрольного выстрела»

Что по этому поводу считает наука и практика?

Кто — про что, а я опять про ОПК. Однако, в данном случае, утончённая натура пацифистов не будет травмирована.

Завод, на котором я работаю, строит и ремонтирует базовые тральщики проекта 12 650. Это противоминные корабли. Подводная лодка (она хоть того «атомнее»), крейсер (хоть того «авионосней»), без тральщиков — легкодоступные цели. Потому как именно в задачу наших кораблей входит, не только в военное, самое главное — в мирное время, производить поиск и уничтожение мин на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах.

Ни один пассажирский лайнер не может чувствовать себя в полной мере безопасно, выходя из бухты без сопровождения наших кораблей. Если у российского флота на вооружении будет в достатке тральщиков, не появится вторая серия фильма «72 метра». (Хотя это и ущемляет интересы проката.)

В какой степени высокая боевая готовность вооружённых сил помогает укреплять престиж страны на международной арене, судить не берусь. А, на бытовом уровне, приходилось наблюдать не раз: приятельские отношение переходят в крепкую дружбу только после добротной взбучки.

Свою работу на заводе я совмещаю с учёбой.

Президентская программа. Группа «финансовый менеджмент».

Зачем этот менеджмент мне сдался при наличии двух дипломов о получении высшего образования? Хочется узнать, что в науке появилось прогрессивного и — применить на практике. (Ситуация в экономике завода не простая.) Тему для своей дипломной работы я подбирал со значением: «Особенности антикризисного управления оборонным машиностроительным предприятием, на примере ОАО «Судостроительный завод «Авангард». Через месяц — защита диплома.

Экономическая теория гласит:


«Уровень предстоящей угрозы банкротства диагностируется с помощью двух показателей: коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии. Эти показатели рассматриваются в динамике за ряд периодов. Оптимальное значение коэффициента текущей платежеспособности составляет 0.7, а коэффициента автономии — 0.5.

Существуют также методы интегральной оценки угрозы банкротства. Одним из таких методов, используемых в зарубежной практике финансового менеджмента, является «коэффициент финансирования трудноликвидных активов». Для этого определяется, в какой мере эти активы (сумма всех внеоборотных активов и оборотных активов в форме запасов товарно-материальных ценностей) финансируется собственными и заемными средствами (заемные средства при этом подразделяются на кредиты долго- и краткосрочного привлечения).

Однако наиболее распространен метод интегральной оценки под названием «модель Альтмана» (или «Z -счет Альтмана»). Она представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства. На основе обследования предприятий-банкротов Э. Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана имеет следующий вид: Z=1.2X1+1.4X2+3.3X3+0.6X4+1.0X5 «.


Причём, что характерно: при значении «Z» до 1.80 — вероятность банкротства очень высокая; в пределах 1.81−2.70 — высокая; 2.71−2.99 — возможная; 3.00 и выше — очень низкая.

Кто хочет узнать полный перечень коэффициентов, сами поступайте на экономический факультет и флаг вам в руки.

До знакомства с финансовым менеджментом, в миру?, я определял возможность угрозы банкротства иначе. Хотя тоже не по народным приметам. Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ст. 33 п.2 трактует несостоятельность «как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

Нашему заводу (предприятие в списке стратегических) допустимый срок — шесть месяцев. «Для возбуждения дела о банкротстве… принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей».

Сумма просроченной задолженности в балансе нашего завода существенно выше, а срок озвучивать просто не прилично. Спрашивается: нужны ли нам эти коэффициенты?

Вы научите преодолеть угрозу банкротства в данных условиях!

Если смотреть на оборонный завод «Авангард», исключительно как на хозяйствующий субъект, то, вроде и двух мнений быть не может: пора ликвидировать. Так обычно и происходит. (Пожалуй, это тот редкий случай в России, когда наука и практика едины в своём порыве.) Из пятнадцати оборонных предприятий Республики Карелия на сегодняшний день осталось одно — наше. Остальные уничтожены.

Может в целом по стране иная картина?

Нет.

Заместитель руководителя администрации Президента РФ Виктор Иванов не разделяет данную точку зрения. По его информации велика доля заказных банкротств, когда арбитражный суд нередко «становится орудием в руках дельцов». При этом дела о банкротстве возбуждаются «в целях разорения и разворовывания», а число предприятий, преодолевших банкротство и восстановивших платёжеспособность, ничтожно мало — примерно 30 из 10 тысяч в 2003 году. В ряде регионов перестали существовать целые отрасли, особенно оборонной промышленности. «Если банкротство пойдёт такими же темпами, через несколько лет наши вооружённые силы останутся без оружия», — подытожил заместитель главы президентской администрации. (Газета «Коммерсант» 12 февраля 2004 г., N25).

Только за последние четыре месяца три раза предпринимались попытки введения процедуры банкротства на ОАО «Судостроительный завод «Авангард». (Выходит, коэффициент — ?! (Я теперь всё перевожу в коэффициенты. Одним словом — Школа!)

Инициатива, порой, принадлежит чиновникам. Они этого даже и не скрывают.

С каждым годом всё труднее подбирать кадры на должность руководителя исполнительного органа Общества. За последние годы несколько генеральных директоров предприятия были вынуждены уволиться под угрозой привлечения их к уголовной ответственности. Причиной тому ст. 9, всё того же Закона о банкротстве, которая обязывает руководителя-должника обратиться с заявлением о несостоятельности своего предприятия в арбитражный суд и, тем самым, лично инициировать процедуру банкротства.

Не подал заявление — уголовное дело.

А то, что завод исполняет социальный заказа и отапливает половину г. Петрозаводска; что наше предприятие находится в списке стратегических; что сейчас (по своему профилю) мы единственные в стране ; что предприятие имеет установленное Правительством РФ мобилизационное задание (и, значит, его производственные мощности не могут быть разукомплектованы); что масштаб угрозы политическим и экономическим интересам России, в случае ликвидации завода, никак не сопоставим с мнимой выгодой от банкротства; а то, что трудовой коллектив не обременяет своими проблемами службу занятости; и ещё много других «что» — остаются без внимания.

Да, сегодня государство не в полном объёме получает доходы от нашего предприятия в виде налогов. Это называют «упущенной выгодой страны». Не знаю, не знаю… как считать.

Мне кажется, что «Авангард», являясь по характеру выпускаемой продукции, по степени важности для страны — государственным учреждением, не отвлекает на собственное содержание из бюджета страны ни одного рубля .


Думаю, на сегодня ни у кого не осталось сомнений в том, что единственным мотивом к банкротству стратегического предприятия России служит желание ряда чиновников-бизнесменов «стырить», используя своё служебное положение то, что ещё представляет ценность. Да ещё и придать всему государственный лоск.

А что касается коэффициентов из дипломной работы…

В Советском Союзе, например, государство полностью владело средствами производства. Экономика была закрытой. Отсутствие экономических стимулов компенсировалось административными рычагами: за опоздание на работу — до шести месяцев тюрьмы; более серьёзные проступки, равно как и подозрение в их совершении, наказывались длительными сроками лагерей или расстрелом; основной упор делался на подневольный труд.

Не существовало самого понятия — «банкротство оборонного предприятия».


Но ведь и в странах с рыночной экономикой предприятиям, работающим в составе военно-промышленного комплекса, банкротство также не угрожает. И, не смотря на то, что владельцами фирм там выступают частные лица, именно государство, используя экономические рычаги, делает подобную деятельность сверхприбыльной.
Исполнение Государственного оборонного заказа и угроза банкротства, в странах с развитой рыночной экономикой, — явления не совместимые.

За последние годы многое в мире изменилось — Советский Союз распался в 1991 г, и Россия, ставшая правопреемницей бывшей супердержавы, взяла курс на проведение рыночных реформ.

Однако и поныне Россия не признана мировым сообществом страной с рыночной экономикой. Внешними признаками этого является тот факт, что до сих пор не отменена поправка Джексона-Вэника и наша страна не принята в ВТО. Потому и коэффициент Альтмана пусть тоже пока ждёт. Не до него.

Сейчас дело даже не в методике подсчёта.

Важно, чтобы к тому времени, когда страну, НУ ВСЕ признают рыночной, в принципе сохранились предприятия стоящие на страже национальной обороны. Чтобы было — что считать!

А пока по стране мечется эхо «контрольных выстрелов».

В отношении ОПК уже сегодня, не откладывая, целесообразно принять государственные решения на самом высшем уровне. Актуальность их продиктована ситуацией переходного периода.


Провести для стратегических предприятий амнистию задолженности по налогам, пеням и штрафам в бюджеты всех уровней.
Отменить налог на землю для стратегических предприятий и организаций.
Освободить стратегические предприятия и организации от налога на имущество, не занятого в производственном цикле.
Запретить принудительное ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов стратегическим предприятиям.
Внести изменения в действующее законодательство, регламентирующее вопросы банкротства стратегических предприятий и организаций, с тем, чтобы решение о подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, принималось Администрацией Президента Российской Федерации.

P. S. Четвёртого апреля мне предстоит защита диплома. (Там я всё буду говорить — как учили). И мне хотелось бы, чтобы к моменту получения заветного документа наше оборонное предприятие не было уничтожено. Тогда и коэффициенты пригодятся.

12.03.05г.

Председатель Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард» Александр Костюнин


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика