Русская линия | Дмитрий Соколов | 11.07.2014 |
Художественные произведения, посвящённые событиям Гражданской войны в России, составляют значительный пласт советской литературы. Значительно меньше, но столь же заметно в этом многообразии текстов представлены рассказы, повести и романы, действие которых происходит в Крыму. Не все эти произведения наполнены идеологическим пафосом. Последнее в значительной мере относится к литературе 1920-х — начала 1930-х гг. Авторы, творившие в этот период, в недалёком прошлом сами были современниками, очевидцами и активными участниками событий революции и Гражданской войны, и в силу этого не могли полностью игнорировать их нелицеприятную сторону. В качестве примера можно привести повесть писателя Александра Малышкина «Севастополь», в которой весьма натуралистично описаны матросские самосуды над офицерами в декабре 1917 г., а сами «вершители революционного правосудия» показаны крайне негативно. Или роман Викентия Вересаева «В тупике», действие которого происходит во время «второго крымского большевизма» (март-июнь 1919 г.), и в полной мере отражает присущие тому периоду специфические черты: аресты, конфискации, реквизиции.
Но где-то со второй половины 1930-х гг. натурализм и жестокость в советской художественной литературе уступили место пропагандистскому лоску. Сцены классового насилия перестали отвечать идеологической конъюнктуре. Отныне основной упор делался на героизацию и прославление «подвигов» революционеров. Неважно, имели они место в реальности, или были исключительно вымыслом. В тоже время жестокость противников советского строя описывалась довольно подробно.
Такое положение в советской литературе, посвящённой событиям революции и Гражданской войны в России, сохранялось, по меньшей мере, до середины 1980-х гг., когда под влиянием демократических перемен казавшиеся незыблемыми догмы начали стремительно разрушаться.
В этой связи роман Анатолия Домбровского «Красная Таврида» представляет особенный интерес. Выпущенное в Симферополе издательством «Таврия» к очередному юбилею «Великого Октября» (в 1987 г.), данное произведение примечательно тем, что в период активного крушения марксистско-ленинских догм, с одной стороны, придерживается господствовавших на тот момент официозных трактовок революционных событий в Крыму, с другой — содержит в себе ряд моментов, ломающих привычный канон.
Одной из этих особенностей является то, что наряду с представителями обширного пантеона «красных героев», в романе действуют и представители контрреволюционного лагеря: сторонники и члены Временного и крымских антибольшевистских правительств, руководители Белого движения. Образы белых военачальников при этом выведены особенно выпукло. Несмотря на то, что в книге они фигурируют в качестве условно отрицательных персонажей, автор показал их отнюдь не типично для советской литературы. Безусловно, это сильные личности, имеющие свои убеждения, готовые последовательно отстаивать их.
Сюжетно роман А. Домбровского затрагивает все основные этапы Гражданской войны на территории края — от большевизации армейских и флотских частей в марте-октябре 1917 г. до окончательного установления советской власти осенью 1920 г.
Несколько слов об авторе книги. В литературной и общественной жизни полуострова имя Анатолия Ивановича Домбровского (1934−2001) известно весьма широко. Уроженец Крыма, философ по образованию, этот литератор и общественный деятель не только является автором многих произведений, но и немало сделал для сохранения и приумножения культурного наследия края. Именно Домбровский стоял у истоков создания Союза писателей России, Белоруссии и Украины. В 2009 г. решением городских властей Симферополя с целью увековечивания памяти выдающегося крымчанина была произведена закладка памятного камня и объявлен конкурс на разработку проектов по созданию памятника.
Первой известной персоналией российского контрреволюционного лагеря, предстающей перед читателем на страницах романа, является командующий Черноморским флотом (в будущем — Верховный правитель России) адмирал Александр Васильевич Колчак. Он показан настоящим «морским волком» — властным, требовательным, резким. В определённых ситуациях эти черты адмиралу и в самом деле были присущи.
«Говорят, — писал современник, участник антибольшевистского сопротивления в Сибири и на Востоке России, барон Алексей Будберг, — что когда Колчак разойдётся, то ни в выражениях, ни в жестах не стесняется и штормует вовсю, применяя обширный по этой части морской лексикон».
Грубость и властность в образе адмирала в романе А. Домбровского показаны доминирующими чертами. Вместе с тем, передано и стремление командующего ЧФ сохранить боеспособность флота в условиях войны, ведущейся с внешним врагом, его неприятие революционной анархии. Уступки и компромиссы со стороны Колчака, допущенные по отношению к массам, автор справедливо изображает как вынужденные решения, принятые под давлением обстоятельств. Борьба Александра Васильевича против распространения опасных тенденций среди моряков и солдат, его стремление обуздать деструктивные проявления, сгруппировав вокруг себя патриотические здоровые силы, преподносится в книге с большевистских позиций. А именно: как «реакционность».
В целом адмирал изображён как сторонник сильной государственной власти, не терпящий расхлябанности и нерешительности. Примечательны следующие слова, вложенные в уста Колчака:
«- Демократия — изобретение дряхлого запада. <> Естественной формой правления для России была и остаётся монархия. Нынешняя революция навязана нам западом и является ошибкой. Досадной ошибкой. А одна ошибка влечёт за собой сотни других, ещё более пагубных. Ошибку надо исправлять сразу.
- Вы хотите вернуть России царя? <>
- Сильную и разумную власть <>. Демократия увлечёт нас в пропасть".
Командующий ЧФ не является единственным персонажем антибольшевистского лагеря на страницах романа.
В заключительной части книги читателю показаны сразу трое руководителей Белой борьбы в Крыму и на Юге России. Это генералы Антон Иванович Деникин; Яков Александрович Слащёв; Пётр Николаевич Врангель.
Деникин, переживающий свои последние дни на посту главнокомандующего Вооружёнными Силами Юга России (ВСЮР), изображён уставшим, измотанным, одолеваемым мрачными мыслями о судьбе Родины и будущем поражении. Отмечая временный положительный эффект от «наведения порядка» в Крыму генералом Слащёвым (путём самых решительных и жёстких мер), Антон Иванович, тем не менее, не приветствует проявлений излишнего насилия.
Беседуя с начальником особого отдела при Ставке, князем Тумановым, Деникин высказывает сомнение по поводу целесообразности казни молодой подпольщицы, большевички Лии Шулькиной:
«..и всё же на будущее, князь: поостерегитесь казнить женщин, из-за них много шума, мы предстаём перед лицом цивилизованного мира этакими кровожадными варварами».
От имени генерала автором делаются весьма интересные рассуждения о причинах военных успехов большевиков, которые «выигрывали сражение там, где их невозможно было выиграть. Война с большевиками — это не просто война <>. Это нечто совсем из другой, как говорится, оперы, из области чертовщины».
Именно через образ Деникина автор романа в нескольких предложениях передал истинную мотивацию сторонников Белого дела, а также глубинную сущность постигшей страну катастрофы.
Размышляя о гибели Колчака, командующий ВСЮР отмечает, что «эта смерть была лишь частью той, которую адмирал хотел предотвратить, но лишь ускорил её — частью огромной смерти, которая смахнула с лица земли часть царской семьи, затем тысячу других жизней и его собственную, частью Смерти России (выделено мной — Д.С.). В её ещё далеко не завершённый список, вероятно, будет внесено и его имя — имя битого русского генерала Деникина..».
Передав командование Врангелю, Антон Иванович исчезает со страниц романа. Вместо него появляются образы двух других генералов — Слащёва и нового главнокомандующего ВСЮР (впоследствии — Русской армией). Временный военный диктатор Крыма, Яков Слащёв, выведен полным решимости, жестоким и храбрым бойцом. Без колебаний прибегая к насилию, Слащёв руководствуется вполне рациональными соображениями необходимости наведения порядка в тылу, который «должен быть чист и спокоен. <> Это если и не первая заповедь, то, во всяком случае, вторая: фронт крепок, тыл надёжен. Только так».
В противовес Слащёву, сменивший Деникина на посту главнокомандующего генерал барон Врангель показан форменным интриганом, тщеславным и заносчивым типом, не имеющим никаких заслуг, но обладающим уникальной способностью «изводить вышестоящих своими назойливыми домогательствами чинов и власти». Автор не скупится на уничижающие характеристики и эпитеты в адрес последнего правителя Белого Крыма.
«Авантюрист..»; «длиннолицая бестия с чёрными бровями, с маленькими, близко посаженными к переносице глазками, щеголяющая в белой папахе и казацком мундире с газырями».
Государственная и военная деятельность Врангеля автором практически оставлена без внимания. И это притом, что Пётр Николаевич проявил себя, прежде всего как талантливый организатор, в условиях катастрофы фронта и тыла сумев осуществить невозможное: получив в наследство от своего предшественника деморализованную и разбитую армию, в предельно короткие сроки восстановить её дисциплину и боеспособность. Благодаря чему Белое движение на Юге России продержалось до осени 1920 г. Кроме того, среди руководителей антибольшевистским сопротивлением в Крыму и за его пределами Врангель был едва ль не единственным, кто наряду с военными задачами, уделял повышенное внимание организации тыла не только военно-полицейскими методами, но и посредством реформ в экономике, повышении качества жизни.
В связи с чем, не вызывает сомнений, что образ Врангеля в романе получился наиболее оторванным от реальности.
В остальном А. Домбровский создал прекрасное художественное произведение о событиях революции и Гражданской войны в Крыму, наполненное динамизмом, захватывающее, и обладающее особенным колоритом.
Впервые опубликовано: Мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое Дело»: http://beloedelo.ru/researches/article/?390
https://rusk.ru/st.php?idar=66859
|