Русская линия
Washington ProFile11.03.2005 

Права человека в бывшем СССР — 2004. Версия Госдепартамента США.

Государственный Департамент СШАState Department опубликовал очередной доклад о положении с правами человека в различных странах за 2004 годCountry Reports on Human Rights Practices — 2004. Мы предлагаем выдержки из доклада, касающиеся государств бывшего СССР.

Подобные доклады готовятся потому, что Конгресс СШАUS Congress постановил, что внешняя и торговая политика США должна учитывать положение с правами человека и правами работников в различных странах и распорядился о том, чтобы ежегодно ему представлялись доклады по отдельным государствам мира. Первый доклад, подготовленный Государственным Департаментом, был предоставлен Конгрессу в 1977 году.

Базис для данных докладов готовят посольства США, которые в течение года собирают информацию из различных источников — чиновников, юристов, военных, журналистов, наблюдателей по правам человека, ученых и профсоюзных активистов. После этого информация отправляется в Госдепартамент США, где проверяется и анализируется. Внешнеполитическое ведомство США использует и собственные источники информации, включая американские и другие правозащитные организации, представителей правительств зарубежных стран, представителей ООН, иных международных и региональных организаций, экспертов из научных кругов и т. д.

Доклады о положении с правами человека в различных странах охватывают международно признанные личные, гражданские и политические права, а также права работников, изложенные во Всеобщей Декларации прав человека. Эти права включают в себя свободу от пыток и иного жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания, от длительного задержания без предъявления обвинений, от исчезновения или тайного задержания, а также от прочих вопиющих нарушений права человека на жизнь, свободу и безопасность. Все люди имеют неотъемлемое право на смену своего правительства мирными средствами и на пользование основными свободами, такими, как свобода самовыражения, свобода объединений, свобода собраний, свобода перемещения и свобода вероисповедания без дискриминации по расовому, религиозному, национальному или половому признаку.

Демократия, права человека и труд

В Беларуси милиция творила произвол и применяла пытки к заключенным и задержанным. Силы безопасности произвольно арестовывали и задерживали граждан по политическим причинам; гражданам предъявляли судебные иски и приговаривали их к тюремному заключению за такие политические преступления, как «клевета» на государственных чиновников, под которой часто понималась критика проводимой ими политики. Правительство Беларуси упорно игнорировало сообщения о причастности государственных чиновников к исчезновениям журналистов и известных деятелей политической оппозиции и не проводило полных и прозрачных расследований этих исчезновений. Вместо этого правительство назначило главой президентской администрации Виктора Шеймана, причастного к исчезновениям людей согласно заслуживающим доверия свидетельствам, представленным в докладе Совета Европы, тем самым утвердив климат безнаказанного произвола.

Произошедшие в России изменения в законодательстве об избрании парламента и переход к назначению губернаторов регионов вместо избрания, еще больше укрепили силу исполнительной власти. Ужесточение ограничений на деятельность средств массовой информации, послушная Дума, недочеты во время недавних общенациональных выборов, коррупция в правоохранительных органах и политическое давление на судебную власть также вызывали озабоченность в отношении подотчетности правительства. Росли насилие и дискриминация по расовому признаку, несмотря на значительные законодательные запреты. Власти не расследовали акции, направленные против меньшинств, подвергая их представителей более частым проверкам документов, делая их объектами для депортации из городских агломераций, подвергая их чрезмерным штрафам и более часто задерживая их. Государственные институты, призванные защитить права человека, были относительно слабыми.

Политические права

Политические события в Евразии, за исключением Грузии и Украины, продолжают вызывать серьезную озабоченность. Прогресс по-прежнему измеряется, главным образом, темпами развития гражданского общества. Все больше неправительственных организаций, оппозиционных партий и граждан желают организовываться и выступать в защиту подотчетности властей. В Туркменистане и Узбекистане оппозиционные партии не имеют возможности зарегистрироваться. В то же время власти регионов извлекают ошибочные уроки из событий в Украине и Грузии и пытаются задушить гражданское общество, преследуя продемократические неправительственные организации.

Правительства других стран региона добились некоторых успехов в улучшении избирательных процедур, разработав новые избирательные кодексы. Новые законы о выборах, введенные в действие в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, в некоторых отношениях являются шагом вперед, однако во всех трех странах законы по-прежнему не отвечают международным стандартам.

В Беларуси правительство продолжало отказывать гражданам в праве поменять свое правительство посредством демократического политического процесса. Проведенный с серьезными махинациями референдум снял конституционные ограничения на срок президентства. В преддверии референдума и столь же «грязных» парламентских выборов, проведенных одновременно, правительство приостановило деятельность независимых газет и дисквалифицировало многих кандидатов в члены парламента. Власти в ряде случаев избивали и арестовывали политических лидеров, которые мирно протестовали против подтасовок на выборах, а также журналистов, освещавших эти протесты. Правительство также закрыло ряд крупных неправительственных организаций, которые сосредоточивали внимание на политических правах, а органы государственной безопасности усиливали преследование оставшихся неправительственных организаций.

Внутренние и прочие конфликты

В России атака на школу в Беслане и продолжающиеся исчезновения мирных жителей, задержанных силами безопасности, подчеркнуло то, в какой степени обе стороны расширяющегося конфликта на Северном Кавказе продолжают демонстрировать неуважение к основным правам человека. Появлялись заслуживающие доверия сообщения о серьезных нарушениях, включая политически мотивированные исчезновения и незаконные убийства, со стороны правительственных сил и чеченских повстанцев. Граждане, добивающиеся подотчетности за этот произвол, также продолжали подвергаться преследованиям, а чеченские повстанцы продолжали атаковать российских мирных жителей.

Достоинство личности

В Узбекистане обычным делом были пытки в тюрьмах, местах предварительного заключения и на объектах местной милиции и служб безопасности, а сотрудники сил безопасности, ответственные за документально подтвержденный произвол, редко наказывались. Однако власти предприняли ряд примечательных шагов по борьбе с пытками и установлению подотчетности милиции.

Свобода прессы

Усиление правительственного давления и контроля в отношении средств массовой информации в России продолжал ослаблять свободу самовыражения и независимость средств массовой информации в этой стране. В ряде евразийских стран, особенно в Беларуси и некоторых странах Центральной Азии, была отмечена тенденция к усилению контроля и преследования прессы. Российский подход был сконцентрирован на использовании контрольных пакетов акций электронных СМИ для ограничения доступа к информации по деликатным проблемам вроде Чечни. Давление со стороны властей также усиливало самоцензуру среди журналистов.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика