Русская линия
Православие.RuСвященник Олег Булычев23.05.2014 

Вопрос «на засыпку», или О смысле жизни

Всякое происшествие имеет две причины — одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую — внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать: одна другой служит выражением, как слово — мысли.

М.П. Погодин (русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя)

+ + +

Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф, которые случаются будто по расписанию. Возникает ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние 100 лет.

Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь, каждый год происходит всё вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят.

В проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы, стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом будут только умножаться. И как бы нам ни хотелось иного, но именно слова этих проповедников слова Божия сбываются.

Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары (уничтожавшие поселки и деревни) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются локальные войны и теракты. И всюду гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли: «За что?», «Почему?», «Где был Бог?» Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот?

Что в наше время, что 2000 лет назад, человек всё тот же человек. И к Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека вопросы напрямую Самому Богу. «..пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1−5).

Вот оно — откровение Абсолютной Истины на все времена! Казалось бы, что еще надо человеку? Господь приоткрыл для нас таинственную завесу Своего Промышления о судьбах мира! Имеющий уши слышать да слышит. Но многие не хотят, да и не могут слышать. Подобно древним иудеям, жалуются, что жестоко для них слово сие. Хотя это в их интересах — услышать и принять в свою жизнь слово Божие. Откуда такая слепота и бесчувствие? Почему в Божием мире люди ведут себя как хозяева, совершенно игнорируя истинного Владыку мира сего — Бога?

«Прелесть есть состояние всех человеков без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы в прелести. Все мы. обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиной. Истина есть Господь наш Иисус Христос» (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Прелесть же может у каждого человека принимать различные формы. До такой степени люди прельщены, что очень многие из них не могут сказать, для чего они живут, в чем смысл их жизни.

Как показывает пастырский опыт общения с людьми, вопрос о смысле жизни (казалось бы, самый важный и простой вопрос) является вопросом «на засыпку», вопросом, на который большинство не может ответить. Обычно говорят банальную приземленную ерунду, не дающую ни на что ответа. Отсюда понятно: как же могут люди понимать причины происходящих в мире событий, если они не могут сказать, для чего живут?

Действительно, поразительный феномен последнего столетия: разумное человечество, непрестанно доказывая необыкновенные возможности своего разума в достижениях научно-технического прогресса, никак не может определиться в вопросе смысла жизни. Каково это для разумного существа? Мало того, что это противно логике, это и бесчестит человека. Ведь все мы прекрасно знаем, что всё существующее по законам разума имеет свое назначение и цель. Возьмем, например, обычные наручные часы. Если бы они могли говорить, то рассказали бы о своем назначении, которое вложил в них их творец — человек. И мы восхищаемся тем разумом, который придумал такой удивительный механизм. Хотя парадокс: этот разум-человек сам часто не может рассказать ничего связного о своем назначении в этом мире.

Но человеческий организм — это тоже нечто сродни часам, только это намного более сложный механизм. Механизм удивительный, в котором тысячи сосудиков и капилляров так сложно между собой переплетены и взаимосвязаны, и это обстоятельство позволяет нам комфортно существовать и даже показывать необычайные физические возможности нашего организма в спорте.

Но если у часов есть мастер, то тем более у такого сложнейшего явления, как человеческий организм, есть свой Мастер, Разум Которого превосходит человеческий разум бесконечно. Подобно тому, как сотворенный мир бесконечно превосходит по содержанию творения рук человеческих.

И этот Мастер — не человек (человек не мог сам себя сотворить, да и в мир этот он пришел не по своей воле) и не безликая природа, которая не могла дать человеку того, чего в ней самой нет, — личного разума и совести. Может быть, это и есть ответ на вопрос: почему многие люди не знают о своем назначении в этом мире? — Они просто не хотят знать своего Творца, как-то от Него зависеть, подчиняться Его воле. Действительно, как можно без знания о Творце правильно рассуждать о смысле жизни человека? Ведь именно Творец вкладывает смысл бытия и предназначение в Свое творение.

Деятельность современного человека напоминает поведение одного известного персонажа из басни И.А. Крылова. Тот, находясь в Кунсткамере, рассмотрел и изучил буквально всё, всякую мелочь, а главную достопримечательность — слона — и не заметил. Так и люди: в недрах земли побывали, в глубины океанов погружались, в космос слетали, всяких букашек изучили, столько великих открытий сделали, а Главную Причину всего существующего — Бога — не замечают. А без Его помощи так и не узнают, что же все-таки такое человек. Большинство людей переходит в вечность, так и не познав себя.

Древнегреческий драматург Софокл писал: «Много есть чудес на свете. Человек — их всех чудесней!» Но Кто Источник этого чуда? Мы приходим в восхищение от возможностей человеческого разума, да и просто от самого факта существования этого феномена! Но насколько больше достоин восхищения и преклонения Тот, Кто сотворил такой разум! А многие люди просто не обращают на Него внимания. Ведь если непредвзято, чистым взором взглянуть со стороны на человека, то мы увидим перед собой произведение Чьей-то мысли! Даже маленькая травинка свидетельствует о вложенной в нее мысли Творца.

Как археологи находят следы присутствия человека в том или ином месте? Если видят результаты или последствия его разумной деятельности. Следов разумной деятельности Не-человека в мире открыто (искать не надо) на каждом шагу — бесконечное множество, но как будто этого не видят. Привыкли к чуду, привыкли к себе. Но каждый честный человек всюду видит руку Премудрого Бога. Люди до такой степени осуетились, что их не удивляет сам факт их собственного, со свободной волей, существования! Их не изумляет кипящая вокруг них жизнь других людей, природы! Но в обличение им есть безжизненный вакуум космоса.

Смысл жизни и назначение человека как творения Божия кроются в воле Божией о нем. Воля Божия выражается в тех законах, которые вложены Им в Его творение; по ним существует мир и живет человек. Да, гордый человек вынужден зависеть от желудка и прочей физиологии, не может обходиться без сна, должен подчиняться законам рождения и смерти. Кстати, наличие таковых законов еще раз разве не доказывает присутствие Разумного Законодателя? Но это законы для плоти, которые мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Есть законы более значимые, по которым должна жить душа, законы духовные. Хотя совесть, сама будучи нравственным законом внутри нас, всегда нам напоминает о них, многие из нас не воспринимают их всерьез.

Свои духовные законы, которые называются заповедями Божиими, Творец открывает человечеству через Свое слово — писания пророков и апостолов, через Свою Церковь, которая имеет Духа Святого. Главная же заповедь Божия человечеству такова: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим!» (Мф. 22: 37). Вот то самое главное, чего хочет от человека Бог. В этом наш истинный смысл жизни — теснейшее общение с Богом, полнота которого возможна только через самоотверженную любовь к Нему! Эта заповедь показывает нам, что Бог является для человека самым близким и родным Существом. Он никогда не забывает о человеке и непрестанно о нем заботится.

Человек бессмертен уже только потому, что создан для общения с вечным Богом. Да, Бога можно и нужно познавать опытно. Церковь, которая есть «столп и утверждение Истины», учит, что человек создан таким образом, что совершенное раскрытие всех своих возможностей он получает только в общении с Богом. Все силы нашей души (разум, совесть, воля и проч.) предназначены в первую очередь для общения с Богом и напоминают нам о Нем. Именно это имел в виду Тертуллиан, когда говорил, что «каждый человек по природе христианин». Человек реализует замысел Божий о себе только через познание своего Творца — Иисуса Христа, — давшего ему и соответствующую для этого природу.

Человек сотворен так, что для него должно быть естественно любить Бога и ближнего. В этом его высшее благо. В этих двух заповедях заключается весь Закон Божий. Хотя достаточно говорить об одной заповеди — любви к Богу, — по слову блаженного Августина: «Возлюби Бога и делай, что хочешь!» Ведь мы любовь к Богу проявляем также и через любовь к ближнему. «..не любящий брата своего. как может любить Бога?» (1 Ин. 4: 20), — учит апостол Иоанн Богослов.

Если Бог объявляет Свою волю человеку (дает заповедь), то значит, прежде дал человеку такое естество, для которого исполнение этой заповеди является потребностью. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15), — говорит Господь. Сознательное или несознательное нарушение воли Божией (заповеди) называется грехом. Значит, грех — это в той или иной степени уклонение от любви к своему Творцу. Вывод: грех противоестествен человеку.

Всё же противоестественное губительно действует на душевно-телесное существо человека. Это выражается в посещающих его болезнях, душевных страданиях. Для отвращения человека от греха Бог попускает ему скорби, лишения, стихийные бедствия и т. п. Через страдания тела Он хочет спасти душу человека для вечной жизни! Если же человек не исправляется, то становится нераскаянным, приходит в состояние «сожженной совести», в душе его уже происходят необратимые процессы. Сначала душа его становится мертвой и чужой для Бога и блаженной вечности, а затем, в свое время, умирает и тело.

Всё, что ни совершается в мире, совершается по воле или попущению Божию. По слову Христову, без воли Божией ни один волос не упадет с головы человека (см.: Мф. 10: 29−31). Недаром греческое слово «кризис» переводится как «суд». Суд Божий промышляет о мире. Слово Божие гласит: «Суд без милости не сотворшему милости!» Бог есть Любовь, и Свою любовь Он предлагает людям непрестанно, стучась в их сердца. Но насильно мил не будешь. Люди сами удаляются от Него настолько, что в безумии говорят: «Бога нет!» Нарушая законы любви, люди отвергают от себя любовь Божию и делают себя недостойными Его милостей. Не творя любви, они наносят раны сами себе. Для исцеления таковых их ран Бог и посылает людям различные скорби, в том числе стихийные бедствия и техногенные катастрофы: чтобы человек понял, что он без Бога — ничто. Не про наши ли времена Господь говорил: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12)?

Всякий желающий понять причины и смысл происходящего в мире и в его личной жизни пусть прислушается к словам преподобного Марка Подвижника: «Кто уразумел, что внешние злоключения случаются по правде Божией, тот, ища Господа, нашел ведение с правдою. Если будешь разуметь согласно Писанию, что „по всей земле судьбы Господни“, то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания».

Это значит, что посредством бед и скорбей, случающихся в мире, Бог напоминает человеку о Себе. Потому что часто человек не хочет понимать: всё, что он делает, он делает пред очами Божиими. Не стыдимся порой делать «на глазах» у Бога то, что постыдились бы сделать перед своими родными. Да и для большинства людей стало естественным противоестественное — неверие в Бога. По статистике, хотя в России крещенных в Православии около 85%, но людей, живущих церковно, максимум около 3%. У нас крещеные убийцы и воры, взяточники и насильники, содомиты и блудники. Видно, великое таинство Крещения ни к чему не обязывает этих людей.

Как будто про наши времена говорил апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1: 18−20).

Бог уважает свободу всякого человека и насильно никого к Себе не влечет. Но Он дает понять каждому, что вне Бога человек будет испытывать только страдания. Ведь то, что противно природе человека, всегда приносит ему страдание. Бог призывает нас вернуться в блаженное Отечество — Царство Небесное. Но многие люди, обманывая себя, больше ценят временную земную жизнь. Не хотят понять, что временное не может быть главным. Смерть всё равно насильно лишит человека всех его земных привязанностей.

Поэтому и отвечает Господь вопрошающим (а в лице их — всем нам), что «если не покаетесь (по-гречески это звучит как „если не изменитесь“), все так же погибнете», то есть — останемся вне спасительной десницы Божией. Каким великим по замыслу Божию должен быть человек, и как он опошлил свою жизнь, превратив ее в непрестанные заботы о суетном и пустом! Удивительный свой потенциал растрачивает на строительство «песочных замков»; взор свой простирает не на небесное, а, подобно животным, смотрит в землю. Потому и вопиет пророк Давид: «Человек в чести быв (от Бога) не уразумел этого, приложился скотам бессмысленным и стал подобен им!» (Пс. 48: 21).

Для каждого человека решение вопроса смысла своей жизни, своего назначения в этом мире должно быть «единым на потребу». Всё остальное второстепенно. От того, насколько человек будет внимателен в земной жизни к решению этих вопросов, зависит его будущая участь в вечности. И надо знать, что каждому человеку Бог создает на земле условия, наиболее удобные для спасения души.

http://www.pravoslavie.ru/put/70 877.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Галина Шевченко    27.05.2014 15:01
Замечательная статья, душевная, позновательная, глубокая и очень светлая!
Дай Вам Бог здоровья и всего самого наилучшего!

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика