Седмицa.Ru | Анатолий Холодюк | 17.05.2014 |
Три зографские иконы святого Георгия Победоносца (записки паломника)
В трапезной небольшого молдавского скита, расположенного в афонской местности Провата, можно видеть прикрепленные на стене цветные иконки-фотографии святого великомученика Георгия Победоносца (+303) из болгарского монастыря Зограф. Рядом с ними — картонная иконка молдавского государя Стефана III Великого (1457 — 1504). Имя Стефана Великого, говорят болгарские и молдавские монахи, «ярко светится на Святой Горе Афон». В монастыре Зограф на Афоне имеется не мало свидетельств о большой благотворительной деятельности Стефана III Великого, благодаря которому обитель эта была возобновлена в 1502 году. Здесь болгарские монахи и ныне благоговейно хранят великие святыни — три относящиеся к разному времени чудотворные иконы святого великомученика Георгия, называемые «Фануилева», «Аравийская» и «Молдавская». В разные годы им поклонялись многие паломники, среди которых был и молдавский государь Стефан Великий.
Cвятой Георгий Победоносец — один из наиболее известных святых в христианском мире, а в Болгарии и Молдавии — один из самых почитаемых. Святому Георгию был посвящен один из древних храмов Софии (Сердики). Имя Георгий с греческого языка переводится как «земледелец». В болгарских народных верованиях святой Георгий выступает как покровитель домашнего скота и податель первого весеннего дождя. Сказания о его чудесах многообразны и широко распространены в Болгарии, России и других странах. Различные копии трех зографских чудотворных икон святого великомученика Георгия Победоносца можно увидеть почти во всех других афонских монастырях.
…Слухи о чуде самонаписанной или явленной иконы святого Георгия («Фануилева»), которая в 898 году (по другим данным — в 919-м) по воле Божией изобразилась сама собою на чистой иконной доске именно она впоследствии дала названию монастырю — «Зограф», что означает «живописный» или «живописец», дошли и до молдавского господаря Стефана. Чтобы своими глазами увидеть эту чудотворную икону, некогда явившуюся трем охридским братьям, и самому услышать от иноков предание о создании обители, Стефан III с дарами отправился на Святую Гору и. по преданию, прибыл сначала в монастырь «Зограф». С почтением приняли его старцы и провели в собор поклониться святому великомученику Георгию Победоносцу. Здесь он и услышал предание, предписывающее основание «Зографа» трем родным братьям-монахам — Моисею, Аарону и Иоанну, избравшим уединенную жизнь близ нынешнего монастыря на Афоне. Эти первые монахи были выходцами из древнего горорда Охрид, который болгары завоевали в 867 году, а с 990 по 1015 год он был столицей Болгарского царства при царе Самуиле. По преданию, именно в этом городе впервые был создан славянский алфавит — кириллица. Сегодня этот город расположен на восточном берегу Охридского озера в Республике Македония, а построен он на месте античного города Лихнидос (Lychnidos). Произведенные на его территории археологические раскопки свидетельствуют, что город очень рано принял Христианство. По одной из версий, название Охрид имеет славянское происхождение и означает «на гряде» или «на горе».
На Афоне Господь услышал молитву братьев-монахов Моисея, Аарона и Иоанна и Сам благоволил открыть, кому из святых Его угодников посвятить небольшую церковь и чью икону написать на чистой приготовленной доске. После длительного молитвенного подвига и короткого сна они увидели, что ночью на доске чудным образом возник лик святого великомученика Георгия Победоносца. Устроенная братьями-монахами обитель по воле Божьей была посвящена этому святому. Однако дата основания монастыря точно неизвестна. Одно из первых упоминаний о Зографе как славянском монастыре сохранилось в одной из грамот, находящейся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, — она датирована 1169 годом.
Одновременно с этим чудом на Афоне произошло и другое дивное событие, но далеко от Святой Горы — на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном недалеко от родного города святого великомученика Георгия — Лидды. Об этом чуде зографские монахи узнали несколько позже из уст изумленного игумена Евстратия и его спутников — монахов из Сирии, прибывших на Афон. На глазах у монахов изображение на иконе святого Георгия неожиданно отделилось от доски, поднялось в воздух и скрылось из Фануилова монастыря в неизвестном направлении. Удивленные иноки пали ниц и долго молили Бога, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный образ великомученика. Господь услышал молитвы огорченных и испуганных монахов: сам святой Георгий, явившись опечаленным братьям, утешил их, поведав, что нашел себе храм на Святой Горе Афон и предложил им поспешить туда же. Исполняя волю Божью, монахи вместе с игуменом поспешили на Афон, где поселились в Зографе, потому что именно здесь и нашли оставивший их в Сирии лик святого. На Афоне игумен Евстратий стал игуменом Зографской обители и вместе с монахами из Фануилева монастыря мирно закончил на Святой Горе свои земные дни.
Чудотворные иконы «Фануилева», а также «Аравийская», «Молдавская» находятся в большом соборном храме святого Георгия Победоносца, построенном в 1801 году в Зографе на месте прежнего — напротив Святых врат. В храме хранятся много реликвий, среди них — части мощей и кровь святого Георгия в частицах одежды его. Купол храма поддерживают четыре мощные мраморные колонны, на них и помещены все три бесценные чудотворные иконы Георгия Победоносца.
Перед иконостасом при колонне правого клироса находится «Фануилева» икона святого великомученика Георгия, украшенная богатыми лампадами, драгоценными камнями. Серебряно-позолоченная риза, изготовленна в Санкт-Петурбурге по благословению митрополита Серафима. Потемневшая от древности икона византийского стиля изображает святого в воинской броне с копьем в руках. Такой тип изображения святого Георгия был создан уже к VI веку, когда выделялись два типичных его иконных лика: мученик с крестом в руке, хитоне, поверх которого плащ; воин — в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках. Мы привыкли видеть иконы, где Георгий Победоносец запечатлен в движении — на белом коне с копьем, разящим змея. А тут святой Георгий предстоит в виде прекрасного юноши — воина в броневых доспехах и с копьем в руках. Поза и лицо его совершенно спокойны, лишены какого-либо движения, как и при его казни …Непорочно сохранив веру и совершив свое исповедание, святой Георгий, которому не было и 30-ти лет, с радостью преклонил свою главу и так скончался в двадцать третий день месяца апреля (304 г.), увенчанный избранным венцом правды, — читаем в его житии. Где-то рядом с ним был и мой святой покровитель — воин Анатолий, сначала участвовавший в истязании святого великомученика Георгия, а потом, пораженный его величием и терпением во время перенесения страданий, уверовавший в Христа. Он исповедал себя, как и святой Георгий Победоносец, христианином, после чего был тоже убит.
Под иконным стеклом на золотых и серебряных цепочках висят несколько панагий и крестов, золотых медалей и монет — дары духовных особ и благочестивых палоников из числа мирян. Когда-то перед этой иконой пораженный ее величием и красотой коленопреклоненно молился сам молдавский государь Стефан III. Перед этой иконой он поддерживал дух покаяния, изливал свои молитвенные чувства и славословия, чувствовал духовный взлет молитвы.
Монах Косьма на хорошом русском языке рассказывает сегодня паломникам, что весть о главной святыне Зографа — самонаписанной иконе святого Георгия — «Фануилевой», а также о чудесах от нее далеко разнеслись с самого начала ее появления на Святой Горе. Икона примечательна тем, что на ней, возле левой ноздри святого, с незапамятных времен остается до сих пор крайняя часть пальца в засохшем виде, которым некогда грубо и небрежно коснулся иконы один недоверчивый епископ, странствовавший по Святой Горе. По преданию, он представлял Водинскую епархию и никак не хотел верить в чудеса, исходящие от иконы, за что и был наказан. Мнительный епископ без должной почтительности предстал перед иконой Святого Георгия и легкомысленно спросил сопровождавшего монаха: «Не эта ли — та самая чудотворная икона?» и указательным пальцем коснулся лика святого Георгия. Безрассудная дерзость паломника, несмотря на его духовный сан, была наказана: палец не только мгновенно прилип, но и навсегда прирос к иконе. Несчастному епископу пришлось в невыносимых болях перенести вынужденную операцию… Когда палец был отрезан, недоверчивый до этого события епископ наконец-то убедился в чудотворении зографской иконы.
Неизвестно, как выглядел монастырь «Зограф» во времена его посещения Стефаном III, ибо в современном монастырском комплексе нет древних зданий. Вокруг нынешнего монастыря-крепости — девственная природа, как при сотворении мира. Лесная холмистая местность с глубокими оврагами, наполненными чистым и благорастворенным воздухом, чем-то напоминает воспетые во многих народных песнях Кодры (лесной массив) в отечестве Стефана Великого.
Несмотря на холодные кельи с домотканными цветастыми ковриками на стенах и полу, где паломникам зимой приходится самим топить плиты, из которых дым валит прямо в помещение, в Зографе можно рассчитывать на теплоту и сердечность монахов. Число болгарских иноков в обители невелико — чуть более десяти человек. Их существование обеспечивается в основном небольшими пожертвованиями, продажей икон, свеч, крестиков и четок. Зографские монахи с любовью выращивают на близлежащих огородах для собственного стола оливки, виноград, апельсины и овощи, среди которых преобладают помидоры, перец и баклажаны. На трапезе — хлеб, оливки, овощи, каши, иногда рыба и болгарская брынза, а также красное вино.
В зографской келье, погасив керосиновую лампу и натянув на себя стеганое ватное одеяло и приняв на скромной железной кровати удобное положение для сна, очущаешь в воздухе сладковатый запах розового масла, привезенного кем-то из Болгарии. После короткого сна и длинной ночной службы с молитвами ко святому Георгию неожиданно ловишь себя на мысли, что здесь, у монахов, чувствуешь себя, как в детские годы в родительском доме.
Сопровождающий по Афону послушник из молдавского скита Василий рассказывает, что святой Георгий Победоносец был небесным покровителем многих великих правителей, исповедовавших Православие, в том числе и молдавского господаря Стефана III Великого, способствовавшего почитанию святого в своем отечестве и увековечиванию христианских святынь на Святой Горе Афон. Стефан III Великий как бесстрашный воин Христов, исполненный ревности о святых местах, оскверняемых и расхищаемых турецкими полчищами, победно сражался с врагами за пролитие ими христианской крови и осквернение православных храмов. Всю свою жизнь он посвятил защите родной земли от врагов, за что и прозвали его Великим. За большие благодеяния пред Богом в 1992 году он причислен Румынской Православною Церковью к лику святых (день памяти — 2 / 15 июля).
По преданию, Стефан III Великий усердно молился в Зографе еще перед одной чудотворной иконой святого Георгия, называемой «Аравийской». Согласно легенде, небесный покровитель Зографского монастыря позаботился однажды и о том, чтобы на Афоне произошло еще одно знаменательное событие с другой византийской иконой. Чудесной Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря из Аравии, остановившись недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону святого Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божья: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал «Ватопед» и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону святителя Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца.
Стефан III Великий был первым господарем созданного им Молдавского княжества, продолжает своей рассказ послушник Василий. Историки свидетельствуют, что за 47 лет правления он провел около 50-ти битв и сражений, а проиграл только две. Его немногочисленное войско, не зная поражений, много лет сражалось с турками под благодатным водительством святого великомученика Георгия Победоносца. Икона этого святого всегда находилась при его войске. Святому великомученику Георгию, покровителю воинства, он молился о защите, плодородии и изобилии родной Молдавской земли от иноплеменников, а также о хранении жизни своих воинов.
Третья чудотворная икона в Зографе, именуемая «Молдавской», расположена при колонне, на которую опирается северо-западная часть соборного купола болгарского монастыря. Во исполнение воли самого святого Георгия господарем Стефаном III Великим эта икона была предпосена в дар Зографу. Икона много лет принимала видимое и живое участие в попечении молдавского войска и его предводителя. Время и место написания этой иконы неизвестно. О ней рассказывается в книге «Вышний покров над Афоном» (М., 1902. ч.1, с.261): «…В ХV столетии явился еще благодетель Зографу — Стефан, знаменитый воевода Молдовлахийский, много ратовавший против турок и всегда победоносный. Однажды только, когда окружили его несметные полчища неверных, он думал искать спасения в стенах крепости; но на стене предстала ему мать и сказала: «Не велю отворять тебе ворот, доколе не победишь врагов, потому если не можешь устоять против них в поле, мало на тебя надежды и за стенами».
Перед каждой очередной битвой Стефан III часто и подолгу молился перед иконой святого Победоносца Георгия, находившейся в келье его матери. Имея небольшие воинские силы, он просил помощи против врагов Креста Христова. По преданию, однажды после ночной молитвы ему явился в тонком сне сам святой Георгий в богатырских доспехах. Стефан III просил святого укрепить на врагов веры. Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, только Стефан должен взять икону у матери в бой, чтобы она видимым присутствием воодушевляла самого Стефана и его малочисленную дружину. Святой Георгий предложил Стефану выполнить еще одно условие — по окончании ратных подвигов обновить монастырь Зограф, а саму икону оставить в этой же обители на Святой Горе Афон. Рассказывают, что это событие произошло в 1474 году, когда Стефан III добился очередной победы над турками. Сохранилось предание и о том, что пленные турки свидетельствовали Стефану III: среди них якобы «на белом коне носился неизвестный и неуловимый воин с копьем. Бесстрашный и неуязвляемый, он смело разил и прорезывал целые ряды врагов, устилая землю трупами…». По этим признакам сам Стефан III и его воины угадывали, кто был в победном бою их таинственным соратником, а потому славили Бога и Его дивного святого Георгия Победоносца. Завершив ратные подвиги, Стефан III Великий во исполнение обета поместил чудотворный образ в обители и обновил все монастырские постройки Зографа. Он оставил здесь и знамена с изображением святого, другие ценные реликвии его войска. Примечательно, что и в наши дни первые лица Республики Молдова передали монастырю Зограф хоругвь с изображением святого Георгия Победоносца — точную копию знамени, под которым славный воевода одержал свою 51 победу.
Афонские монахи верили в молитвенное предстательство пред Господом молдавского господаря Стефана III, а Зограф смотрел на него как данного Богом своего покровителя и защитника. Обитель терпела пожары и разрушения, и в этих обстоятельсивах благодетелем Зографа всякий раз выступал Стефан III, щедро помогавший монахам деньгами в восстановлении и обновлении монастырских построек. В «Зографе» сохранились документы, рассказывающие о том, что в 1466 году Стефан III передал этой славянской обители 100 золотых на ее обновление и строительство больницы, в 1471 последовал дар в 500 аспр. В 1495 году на его средства была построена трапезная в монастыре, в 1501 — 1502 годах на его пожертвовапния был перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Дважды — в 1492 и 1502 годах — он подарил монастырской библиотеке дорогостоящие Евангелия на пергаменте с миниатюрами. В 1500-м году была подвешена вышитая его дочерьми пелена к храмовой иконе святого Георгия в Зографе. Он посылал в эту обитель некоего монаха Виссариона с послушанием переписывать в библиотеке древние рукописи.
Покровительство Стефана III на Святой Горе заключалось и в том, что он оказывал денежную помощь и ряду других афонских монастырей, где тоже сохранились документы, свидетельствующие о щедрой благотворительности молдавского господаря. Так, монастырю Костамонит он пожертвовал на его благоустройство большую денежную сумму. Обитель Ватопед помнит, что в 1496 году на деньги господаря сооружена небольшая монастырская пристань, одно из строений которой было украшено гербом Молдавского княжества. В монастыре Святого Павла в 1500-м году на деньги Стефана III построили водопровод, а в 1501-м — крестильню. Монастырь святого Григория, где в 1500-м году было сколо ста монахов, для восстановления получил от него 24 тысячи аспр. В этом же монастыре имеется одна башня, в основании которой сохранилась надпись на церковно-славянском языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 году». Здесь хранится икона Божьей Матери, подаренной женой Стефана III Марией Мангупской (+1511). Этот древний чудотворный образ Божией Матери находится ныне в соборном храме, а на ней сохранилась надпись «Моление благословеннейшей госпожи Марии Палеологини, господарыни Молдовлахийской». Монахи рассказывают, что дважды во время пожара этот образ был объят пламенем, но в итоге оказался целым и невредимым. В афонской столице — Карее — Стефан III скупил старые кельи для последующего их ремонта и поселения в них монахов из Григориата. Позднее сын Стефана III Богдан III (1504 — ?) в 1517 году выстроил здесь церковь и внес деньги на строительство монастырского пирса…
В течение многих столетий на Святой Горе Афон сплавились воедино молитвенные подвиги монахов самых разных народов: греков, славян, грузин, молдаван и румын. Многим из них были хорошо известны чудотворные зографские иконы святого Георгия Победоносца. Со всех уголков мира православные верующие стремятся побывать на Афоне и поклониться многим его христианским святыням, в том числе и находящимся в болгарском монастыре Зограф.