Русская линия | Дмитрий Соколов | 08.03.2014 |
— Как вы оцениваете произошедшие события?
— Когда противостояние в Киеве ещё не переросло в «горячую» фазу, оно воспринималось мной как очередной виток борьбы за власть, противостояние разных олигархических кланов. Всё это мы уже проходили в 2004-м, во время т.н. «оранжевой революции». Ощущение дежавю было стойким. Та же риторика, лозунги, те же самые лица. Как и во время первого майдана, оппозиционными средствами массовой информации использовалось множество пропагандистских приёмов. Действия протестующих изображались исключительно в положительном свете. Всё, что бросало тень — объявлялось «провокацией» со стороны власти. Из толпы митингующих выбирались люди с открытыми и добрыми лицами, умеющие грамотно формулировать свои мысли. Противники майдана, напротив, изображались людьми недалёкими, с ментальностью мелких уголовных преступников.
В любом случае, поначалу я не придавал событиям, происходившим в столице, особенного значения. Так было до конца 2013 г. Однако когда в январе 2014 г. между митингующими и силами правопорядка начались столкновения, и пролилась первая кровь, мне стало понятно, что я ошибался. Как и в России 1917 г., революция открыла дорогу радикально настроенным элементам. Кроме студентов и либеральной интеллигенции на баррикадах в изобилии появились молодчики в камуфляже и масках, экипированные не хуже бойцов специальных подразделений, бросающие в правоохранителей камни, петарды и бутылки с коктейлями «Молотова». Понятно, что ни о каком мирном протесте с этого момента нельзя было уже говорить. Но там, где следовало проявить жёсткость, правительство ограничивалось полумерами. Это способствовало дальнейшей эскалации насилия, распространению экстремизма. Кульминацией противостояния правительства и оппозиции стали события 19−20 февраля, когда столкновения между силовиками и протестующими вылились в уличные бои, повлёкшие за собой жертвы с обеих сторон. Важно при этом отметить, что на протяжении всего противоборства власть демонстрировала готовность к диалогу. Тем не менее, радикальные настроения в массах продолжали набирать обороты. Со своей стороны, оппозиция не сделала попыток решительно отмежеваться от экстремистов (членов радикальных националистических организаций). После того как мятежники захватили власть в Киеве, радикалы получили возможность интегрироваться во властные и силовые структуры.
Страну захлестнул полустихийный террор. Ещё до оставления президентом столицы в западных областях Украины экстремисты захватывали административные здания, нападали на отделения милиции, прокуратуру, избивали и унижали правоохранителей, сторонников «партии власти» и просто не согласных с идеями Евромайдана. Всё громче стали звучать русофобские лозунги. Население Крыма и Юго-востока, в своём большинстве, не поддержавшее действия оппозиции, СМИ изображали как людей второго сорта. На форумах и сайтах украинских националистических организаций стали появляться воззвания с требованиями «расправиться с пятой колонной», «дерусифицировать» восточные области.
Отметим, что такие призывы звучали и прежде. Но никогда они не получали возможности столь явно реализоваться на практике. Таким образом, позиционировавшиеся изначально как мирный протест против действий правительства, которое отказалось подписать соглашение о вступлении Украины в Европейский союз, действия сторонников победившей революции в настоящий момент весьма далеки от борьбы за демократию и «европейские ценности». Отчасти ситуация сейчас немного похожа на события после Февральской революции в России (период лета-осени 1917 г.), когда более умеренные деятели постепенно вытеснялись с авансцены политической жизни, открывая дорогу радикальным антигосударственным силам.
То, что несут эти силы, не может быть принято многими. Особенно это касается Севастополя. Де-юре находящийся в составе Украины, де-факто город всегда обладал особенным статусом, в культурном и духовном плане являлся частью Русского мира. Принятие новой украинской властью законов, лишающих русский язык регионального статуса, звучащие из уст радикалов угрозы, вызвали тот самый подъём, свидетелями которого мы стали 23 февраля.
— Какова позиция русского населения Крыма на сегодняшний день?
— Сегодня люди едины в одном: никто не хочет войны, все стремятся к сохранению стабильности, мира, возможности спокойно жить и работать, обеспечить достойное будущее себе и своим близким. Иметь свою собственную историческую память, культуру, говорить на родном языке. Кто-то считает возможным решение этих вопросов в рамках существующей государственности (при условии проведения необходимых реформ), кто-то связывает свои надежды именно с вхождением в состав России, видя в её лице защитника и опору.
— Кое-кто склонен видеть в крымском демарше сугубо советскую закваску и коммунистическое влияние. Как обстоит дело в реальности?
— Советские рудименты в сознании русского населения Крыма и Севастополя действительно очень сильны. Последнее, впрочем, не означает, что люди, живущие здесь, — яростные приверженцы красной идеологии. Скорее уместно говорить о стремлении к стабильности, законности и правопорядку, что ассоциировалось с поздним советским периодом. Важное влияние оказывала память о героизме защитников Севастополя во время войны с нацистской Германией. Тем не менее, когда полуостров стал частью независимой Украины, и жители автономии и Севастополя впервые столкнулись с открытыми проявлениями экстремизма и русофобии, попытки противодействия этому способствовали постепенному пробуждению национального самосознания. В дальнейшем этот процесс всё более прогрессировал. Наличие явной угрозы собственной идентичности, навязывание чуждых установок и ценностей, привело к тому, что в этих условиях жители Севастополя и других городов полуострова стали консолидироваться именно на русской платформе. Это проявилось особенно явно в конце 2009 — начале 2010 гг., когда прибытие в Севастополь радикально настроенных украинских националистов, а также их лидера Олега Тягнибока привело к всплеску народного возмущения. Тысячи и тысячи горожан, придерживающиеся разных политических взглядов, вышли на улицы, и выдворили нежелательных гостей прочь.
Для меня эти события показали, что в экстремальных условиях жители города могут забывать о политических разногласиях, спорах, являя торжество национального духа.
То, что произошло в Севастополе 23 февраля. нельзя передать никакими словами. Если бы я не был там, на главной городской площади, и не видел воочию, то никогда б не поверил. Я стал свидетелем всеобщего пробуждения. Внезапно все осознали себя РУССКИМИ. Все споры об истории, об отношении к советскому прошлому, о белых и красных сошли на нет и уступили место идентичности. Ибо сейчас речь о самости. О бытии.
Неправы те, кто видит в русском подъёме в Севастополе, Крыму и на Юго-востоке Украины происки «титушек» и «провокаторов». Вдвойне неправы те, кто называет случившееся красным демаршем. То, что я видел в городе вечером 23 февраля и в последующие дни — торжество ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ, стремления горожан отстоять право на собственную историю, культуру, язык. Желание стабильности, законности и правопорядка. Именно эти принципы положены в основу севастопольского протеста. Именно на этих началах основана работа новой севастопольской власти.
Уже который день я наблюдаю небывалое единение. Активность горожан поразительна. О собственном выборе заявили прежде максимально далёкие от всякой политики люди. На митингах, городских вече сейчас можно увидеть отставника-офицера, и увешанную пирсингом студентку-готессу; рабочего и банковского служащего; члена монархической казачьей организации и ярого сталиниста. Все они сплотились перед лицом очевидной угрозы. Когда стало ясно, что иначе будет плохо резко и всем. К слову, выступления лидера севастопольских коммунистов сейчас не находят в массах такого широкого отклика, как выступления членов русских общественных организаций. Аплодисменты раздаются лишь там, где говорится о героизме жителей Севастополя во время Великой Отечественной войны.
— Почему, на ваш взгляд, украинская революция сегодня встречает поддержку у некоторой части людей, называющих себя белыми, православными монархистами и русскими националистами?
— До настоящего времени это остаётся для меня непонятным. Имел место ряд неприятных дискуссий с некоторыми моими читателями-россиянами, позиционирующими себя как сторонники Белого движения и русские националисты. Складывается впечатление, что люди находятся в плену стереотипов и штампов, воспринимая реальность сквозь призму конфликта 90-летней давности. Для меня антикоммунизм заканчивается там, где начинается махровая русофобия. Совершенно неприемлемо, на мой взгляд, восторгаться политическими успехами сил, для которых большевизм — это одно из обличий России. Ленин и Сталин для них фигуры того же порядка, что и российские самодержцы. Наравне с истуканами Ильича деятелями Евромайдана низвергаются памятники русским военачальникам, совершаются попытки глумления над православными святынями, угрозы церковным иерархам. Запускаются, по сути, те же процессы, что были в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в Средней Азии, на Кавказе, когда русских людей изгоняли, убивали, и заселялись в их дома. Однако российские сторонники Евромайдана этого предпочитают не замечать, а видят только сброшенные с пьедесталов статуи «вождя мирового пролетариата». Между тем, проклиная коммунистов и советское прошлое, украинские радикалы являются большевиками по духу. Напротив, население Юго-востока и Крыма, де-факто проводит идеи контрреволюции, провозглашая своими лозунгами нормальную работу всех предприятий и учреждений, законность и правопорядок.
— Есть ли правовые основания, позволяющие Крыму требовать отделения?
— Воздержусь от развёрнутых комментариев. Отмечу лишь, что вопрос о статусе Крыма должен быть решён исключительно мирным путём.
— От киевских радикалов из «Правого сектора» уже раздаются угрозы послать в Крым т.н. «поезда дружбы» и принудить крымчан к покорности силой. Какова реакция на это Крыма?
— Реакцию русского населения Крыма и Севастополя на возможный приезд радикалов Вы можете видеть, посмотрев телевизионные репортажи, почитав материалы крымских новостных сайтов. Для защиты от экстремистов были сформированы добровольческие отряды самообороны. Численность записавшихся в их ряды неуклонно растёт. На выездах из города установлены капитальные блокпосты. Организован сбор средств, продовольствия, тёплых вещей. Открыт расчётный счёт, на который желающие поддержать севастопольцев могут перечислить необходимую сумму. Приятно, что происходящее на полуострове не оставило равнодушными огромные массы людей не только в России, но и по всему миру.
— В Симферополе уже заявили о себе татары, вставшие на сторону Киева. Насколько серьёзно может повлиять на обстановку этот фактор?
— Существенно. Столкновения, произошедшие 26 февраля в крымской столице, тому наглядный пример.
— Во многих городах Крыма создаются отряды самообороны. На ваш взгляд, это реальная сила, которая в случае негативного развития сценария сможет противостоять вооружённым отрядам радикалов?
— Без сомнения. Моральный дух самооборонцев сегодня очень высок. Многие из этих людей ранее проходили военную службу, имеют хорошую физическую подготовку. Даже невооружённые, эти люди способны постоять за себя.
— Каков ваш прогноз развития событий?
— Делать какие-либо прогнозы на ближайшее будущее не представляется возможным. События разворачиваются непредсказуемо и стремительно. Главное на сегодня, что остаётся неоспоримым — подав пример всему другим городам полуострова и Юго-востока страны, Севастополь стоит и полон решимости стоять до конца.
Беседу вела редактор журнала «Голос Эпохи» Елена Семёнова
https://rusk.ru/st.php?idar=65213
|