Святая гора | митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) | 04.03.2014 |
В Греции, пожалуй, как ни в одной другой стране, вся жизнь связана с церковным календарём. В начале Великого поста закрываются почти все магазины и рынки, не работают частные конторы и офисы.
Первый день Великого поста для греков — это национальный праздник. Теперь вместо привычного «Кали мера», они будут приветствовать друг друга словами «Кали саракости» — то есть «хорошего Великого поста»!
«Чистый понедельник» («Кафара Дефтера») является официальным выходным. Многие стараются в этот день исповедоваться, а на Торжество Православия причаститься.
В некоторых областях Греции принято встать до восхода солнца, искупаться или помыться. В сельской местности этот день традиционно посвящён тщательной уборке. Хозяйки до блеска драят металлическую посуду, чтобы очистить ее от впитавшегося жира.
Горожане отмечают «Чистый понедельник» пикником на природе и запуском воздушного змея. В рацион обычно входят маслины, зелень, халва и постная лепёшка под названием «лагана».
+ + +
«В Греции первый день Великого поста — так называемый Чистый понедельник первый в году праздник, который отмечается на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжают в сельскую местность, поднимаются на холмы и с крутых холмов запускают воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды. Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост — это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд. В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова «Lent» (пост) — это именно «весенняя пора», как это видно из слов средневековой поэмы: Lenten is come with love to towne, With blosmen and with briddes rowne1. «Весна с любовью в мир вошла, с цветеньем почек, с птичьем пеньем.» Может показаться странным рассматривать пост как время для того, чтобы влюбляться, но возможно — это одно из его значений. Связь между постом и весной видна также и в православных богослужебных текстах: Возсия весна постная, цвет покаяния. Покаяние — metanoia, «изменение ума» — это не пепел, но раскрывающийся цветок.
Таков контекст, в котором мы должны говорить о Великом посте: он связан с полетом бумажных змеев и с началом весны. Но также он связан со свободой. Весьма знаменательно, что на время Великого поста почти всегда приходится один из главных праздников церковного года — Благовещение, празднуемое 25 марта. В этот день мы вспоминаем свободу того выбора, который сделала Благословенная Дева Мария. Когда архангел Гавриил возвестил Марии Божий замысел, он ожидал от нее ответа: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1: 38). Этот ответ со стороны Марии не был предрешен заранее, она могла отказаться. Пресвятая Троица уважает человеческую свободу. В Послании к Диогнету (2-й век по Р.Х.) говорится: «Бог не принуждает, а убеждает, ибо насилие чуждо Ему»2. Именно так было и с Девой Марией: Бог не стал бы человеком, не испросив сперва добровольного согласия Той, Кому предстояло стать Его Матерью. Это было необходимым условием. «Мы соработники (synergoi) у Бога», — говорит апостол Павел (1 Кор 3: 9), и в первую очередь это относится к Деве Марии. В Благовещении она стала synergos, соработницей Богу, — не просто послушным орудием в Его руках, но активным участником Таинства (Тайны). Как говорит святой Ириней Лионский († ок. 200): «Мария содействовала домостроительству»3. Вот, таким образом, другой ключ к пониманию смысла поста. Будучи временем постижения и обновления, временем духовной весны, пост также связан с тем, как мы используем нашу человеческую свободу выбора. Великий пост — это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо свобода, с одной стороны, есть нечто непосредственное, но с другой стороны, и то, чему нужно учиться. Если бы вы спросили меня: «Вы играете на скрипке «— и я бы ответил: «Я не уверен, я никогда не пробовал..», — мой ответ показался бы вам несколько странным. Потому что я вовсе не свободен сыграть сонату Баха на скрипке, если сначала, путем долгих и упорных занятий, не овладею инструментом. На нравственном уровне дело так же обстоит и с проявлением нашей свободы. Будучи человеком, созданным по образу и подобию Божьему, я не обладаю истинной свободой, пока не научусь использовать данную мне свободу правильно, а подобное научение предполагает послушание, дисциплину и самоотречение. Свобода не просто дар, это еще и задача. Русская духовность называет это аскетическим подвигом. Как справедливо отмечал Николай Бердяев (1874−1948): «Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя»4. Но также она есть привилегия и радость. Вот, таким образом, три «замера глубины», которые помогут нашему кораблю в плавании через великопостный архипелаг».
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) Великий пост и общество потребления 5
1 Celia and Kenneth Sisam (eds.), The Oxford Book of Medieval English Verse, Oxford, 1970, с. 120.
2 Послание к Диогнету, VII, 4.
3 Против ересей, III, XXI, 7 (PG 7.953B).
4 Самопознание. Опыт философской автобиографии, Москва, «ДЭМ», 1990 г ., с. 51 (гл. II, Свобода).
5 Церковный вестник № 5 (306) 2005 г.