Русская линия
Православие и современность10.12.2013 

Память о Боге — жива

Дорогу к этому населенному пункту нам прокладывал навигатор, поэтому, когда с трассы мы увидели величественный храм, не сразу поняли, что это и есть наша цель. Удивляться было чему: церковь не просто возвышалась над селом, она словно парила над землей в осеннем тумане. 21 ноября мы прибыли в село Михайловка Саратовского района, в храм во имя святого Архангела Михаила, который отмечал престольный праздник. Перед вами — маленькая история о нем.

1825 год

Этот год для Устиновки, расположенной по обеим сторонам реки Безымянная, стал судьбоносным. Стараниями статского советника Михаила Адриановича Устинова здесь, на самом высоком холме, который в народе называли Красной горкой, была возведена церковь во имя Архистратига Божия Михаила. С тех самых пор Устиновка стала именоваться Михайловкой, а 21 ноября стал не только престольным праздником, но и Днем села.

Возле подножия холма, где красовался белокаменный храм, стояли вековые дубы. Рядом — небольшое озеро, не замерзающее даже зимой, и огромный церковный сад. Весной склон пригревало солнышко, и он становился самым уютным, зеленым уголком, где все время играла детвора.

В церкви было три придела: во имя Михаила Архангела, в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Рядом с храмом были построены два деревянных дома для семей священника и псаломщика. По архивным данным, с 1895 года и почти до самого закрытия храма в советское время в церкви служили священник Николай Яковлевич Залетов и псаломщик Афанасий Григорьевич Афинский. К приходу Михайловской церкви относились и соседние деревни Еремеевка, Авдеевка, Новая Александровка, Юрьевка, Ищейкино, Веденяпино и Гуляевка.

При храме имелась четырехклассная земская школа (так назывались начальные школы в дореволюционной России), где учили грамоте, математике, истории, географии, литературе, музыке, домоводству и, конечно, Закону Божию. Учителя школы вместе со священником устраивали музыкальные и литературные праздники, ставили спектакли. В школьной и церковной библиотеке были газеты и книги, откуда местные жители узнавали о событиях, происходящих в стране.

1937 год

В этом году Михайловская церковь пережила трагедию — как и тысячи других русских храмов. Богослужения были запрещены. С колокольни был сброшен колокол — по словам очевидцев, он, упав с большой высоты, не разбился, а ушел глубоко в землю. Здание церкви превратили в склад. Жители села помнят, как через какое-то время там разразился пожар — он уничтожил иконостас и практически всю роспись.

По сведениям местной жительницы, Валентины Михайловны Левушкиной, служившего в то время в храме священника Николая Васильевича Перова увезли в неизвестном направлении. Оставшееся церковное имущество, включая ризу священника, разрешили взять жителям села. Однажды родители Валентины Михайловны увидели на мельнице икону трех святителей — она использовалась как крышка для мучного ящика. Выкупив ее у заведующего мельницей, они отвезли ее в Саратов, где передали святыню в Духосошественский собор.

2013 год

Михайловская церковь чудом уцелела. Ее реставрация началась в 2007 году, и спустя четыре года основная часть ремонтно-восстановительных работ была завершена.

Сегодня, как и много десятков лет назад, здесь отмечается престольный праздник. В этот день разделить радость с жителями села приехал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. В храме Владыка совершил Божественную литургию. После окончания богослужения в сельском Доме культуры состоялся праздничный концерт. В нем приняли участие Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора г. Саратова, ансамбль народной музыки «Талан», клуб православно-патриотической песни «Георгиевский крест», лауреат международного фестиваля «Одигитрия» Анастасия Гаврилова, автор-исполнитель Александр Мажирин. Народу, надо сказать, было много: тем, кому не посчастливилось занять удобное место в кресле, пришлось ютиться у стен.

По словам прихожан храма, Михайлов день в селе праздновали всегда. И в далеком 1825-м, и даже после закрытия храма в 1937-м, и сегодня. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель храма во имя Архангела Михаила священник Никита Рогожин:

— Потому что в нашем народе церковные традиции, которые советская власть пыталась изжить,?— живы. Такие праздники неотделимы от жизни народа и не зависят от правящего режима. Сегодня у нас огромная радость — храм до самой паперти был заполнен народом. А это значит, что в людях память о Боге истребить до конца не удалось.

Кристина Добрынина

Фото Ивана Привалова

Газета «Православная вера» № 22 (498)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−12−09−00−28−17-pamyat

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика