Финмаркет | 28.11.2013 |
Провинции нужно не нагружать новыми проблемами, вроде увеличения зарплат бюджетников, а помочь им решить старые: Уралу и Сибири — экологические, Москве и Санкт-Петербургу — миграционные и транспортные, центральной России — демографические. Для этого нужно дать регионам немного свободы и вернуть все собранные налоги.
«Сытые нулевые» — период сказочно бурного роста цен на нефть — позволили сократить дифференциацию в уровне развития регионов, прежде всего неравенства в уровне жизни населения, и немного снизить вопиющую разницу между Москвой и глубинкой.
В 2005 году отношение душевого ВРП самой богатой нефтегазодобывающей Тюменской области и самой бедной Республики Ингушетия достигало 30 раз, а к 2010 году оно сократилось до 13 раз. Но обильная нефтяная рента не смогла снизить различия регионов по индексу человеческого развития.
Но осмысленной политики по сокращению количества бедных и отсталых регионов в стране пока нет, пишет руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в своей статье из «Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации», подготовленном по инициативе ООН.
Нужно развивать не только Северный Кавказ и Дальний Восток, куда в последние года и так направляется огромное количество бюджетных инвестиций, но и другие проблемные регионы, а также провести общую институциональную реформу, считает экономист. Пора повсеместно вернуть прямые выборы губернаторов и прекратить вручную распределять финансы.
У каждого региона — свои проблемы
Есть шесть групп регионов, которые нуждаются в особой поддержке, подсчитала Зубаревич.
Регионам нужно вернуть власть и налоги
Однако территориально фокусированных приоритетов региональной политики недостаточно, считает Зубаревич, их сложно реализовать без более широких институциональных реформ.
Наталья Зубаревич, руководитель региональных программ Независимого института социальной политики:
«На решение экологических проблем у федерального бюджета денег сегодня нет. Это вопросы корпоративных программ. Загрязнители — это основные крупные компании. Регионы здесь выступают регуляторами, и денег у него на экологические программы точно нет.
И поэтому сейчас очень непростое время, когда у бюджетов нет денег, у корпораций тоже не лучшее время для модернизации, но требования по экологизации бизнеса должны все-таки выполняться. Здесь функция государства не в инвестировании, а в регулировании, а исполнитель — это те, кто эти выбросы производит.
Но проблемы решают не только деньгами, а еще и институциональными мерами. Пока рынок жилья такой, как сейчас, никакие проблемы демографические решить невозможно. Деньгами заливаются Олимпиада, а все остальное деньгами не заливается. Нужно разумно регулировать, а не шарахаться в миграционной политике из одной крайности в другую.
Необходимо проводить хотя бы одну политику, чтобы рынок понимал, какие сигналы дает власть, а не делать миграционную политику заложницей политической ситуации в стране. Есть регуляторы федеральные, которые должны быть последовательными и прозрачными, это их прерогатива. Демографическую политику регионы могут дополнять, если есть ресурсы, но их нет.
Для устойчивого развития регионов нужна институциональные реформы, и только потом — все остальное. Главное институциональное решение — улучшение инвестиционного климата во всей стране — раз, и второе решение — переход от ручного манипулирования и управления к более понятным и прозрачным критериям поддержки регионов — два. Но власть сегодня не готова к таким изменениям, им удобнее управлять руками".