Русская линия
Святая гора06.09.2013 

Пророчества Космы Этолийского

6 сентября Православная Церковь празднует память великого Святого — равноапостольного Космы Этолийского. Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Житие и пророчества Космы Этолийского». Второе издание книги значительно доработано: содержит тропарь, кондак, величание Косме Этолийскому, новый иллюстративный материал, а также более сорока пророчеств святого, которые на русском языке публикуются впервые.

Косма Этолии?скии? учит народ
Косма Этолии? скии? учит народ

В Первом послании к коринфянам апостол Павел перечисляет дары Святого Духа Церкви Христовой: «Каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор.?12,?7−10). Всеми этими дарами Господь щедро наградил Своих учеников и апостолов: неграмотные рыбаки стали богословами, пророками и учителями. Они проповедовали Евангелие правды во всём мире, совершали удивительные чудеса, а в конце жизни удостоились принятия мученического венца.

Не случайно Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского. Будучи пламенным и искренним проповедником, он ещё при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.

Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой Косма Этолийский оставил множество пророчеств о будущем всего человечества. Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые ещё ожидают своего исполнения.

Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания Святого не только дошли до нас в письменном виде, но и известны из устных рассказов. Люди с детства воспитывались по заветам Святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого спророчествами Космы Этолийского.

Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что­то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII—XIX вв.еков.

Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашёл сборник из семидесяти двух пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества Святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного Святого в священной книге мусульман.

Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделённые пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-­либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству к Страшному Суду и второму пришествию нашего Господа и Спасителя. Не только к преодолению трудностей и искушений последних времён готовят нас они, но и к главной цели всего нашего земного существования — благоприятному ответу на Страшном Судище Христовом.

Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии?-?обо всём пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой даёт практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений1. Он произносил пророчества, органично включая их в свои проповеди.

Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений греков. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания в конце концов обернутся на наше благо.2

I

ПРОРОЧЕСТВА СВЯТОГО О «ЖЕЛАЕМОМ»

Памятник Косме Этолии?скому (город Фермо)
Памятник Косме Этолии? скому (город Фермо)
Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Вклад святого Космы в будущее освобождение от турецкого владычества был огромен. Вот слова из песни, ставшей гимном греков, боровшихся против иноземного владычества:

Помоги, святой Георгий,

Помоги, святой Косма,

Вновь нам взять Константинополь

И святой Софии храм.

Святой Георгий, как известно, был покровителем воинства. А святой Косма для участников национально­освободительного движения стал символом борьбы за возрождение Православия и Родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду.

Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова «желаемое», «чаемое». «Когда придёт „чаемое“»? — часто спрашивали Святого.

Вот как он отвечал на этот вопрос:

1. «Это место однажды снова станет ромейским3. Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве».

Собор Этолии?ских святых. В центре – Косма Этолии?скии?
Собор Этолии? ских святых. В центре — Косма Этолии? скии?
Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощённые земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок.

2. «Когда услышите, что война началась снизу, тогда оно(освобождение. — Авт.) уже близко».

3. «Свобода придёт снизу, оттуда, где текут воды».

В Греции «низом» называют юг страны, а «верхом» — север. Греческое национально­освободительное восстание (1821 года) началось «снизу», на юге Греции, и постепенно распространилось на северные области страны. Последующие национально­освободительные войны 1854, 1897, 1912−1913 годов также начинались в южных областях, а затем успешно распространялись на север. Таким образом, святой Косма с точностью предсказал, как будет развиваться национальное освобождение.

4. «Желаемое придёт к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки».

Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912−1913 годов, когда ещё были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством.

5. «Сами вы этого не увидите, ваши внуки или правнуки увидят, как это осуществится».

Правнуки и внуки слушателей святого Космы стали очевидцами освобождения Эвритании и Эпира в 1912—1913 гг.

Прижизненное изображение святого Космы во время его проповеди, 1769г.
Прижизненное изображение святого Космы во время его проповеди, 1769 г.

6. «Впереди ещё много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощённым и несчастным».

Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году.

Местные жители, с тех пор как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: «Свершилось! Пророчество Святого исполнилось!» И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.

7.«Когда палка врастёт в дерево (при этих словах святой Косма поместил в трещину на дереве палку) придёт желаемое.

Случится какое-то знамение - не пугайтесь. На рассвете уходите в те горы (Святой указал на горы Омалии и Меропи), много душ там спасётся. Из вещей с собой не берите ничего, спасайтесь сами. Беда не продлится дольше двадцати четырёх часов".

Пророчество, произнесённое на площади святого Николая в селении Цараплана4, сбылось в два этапа.

Палка вросла в дерево в 1912 году, а некоторое время спустя Эпир был освобождён греческими войсками.

Вторая часть пророчества исполнилась в период греко-итальянской войны. 20 ноября 1940 года начался обстрел селения (который, как и предсказывал святой Косма, продолжался сутки). Большое число местных жителей спаслись в горах Омалии и Меропи.

8. «Если этот кипарис засохнет с вершины — Греция освободится, если начнёт сохнуть снизу — не обретёт свободы».

Кипарис Зеленицы
Кипарис Зеленицы
Пророчество произнесено в Зеленице (современное название — Прасья). Это селение в области Эвритания было освобождено в 1912 году, а за несколько недель до этого засохла вершина кипариса.

На вопрос о том, почему данное пророчество было произнесено в такой необычной форме, в своей книге «Пророчества Космы Этолийского в исторической перспективе» отвечает игуменья монастыря святого Космы Этолийского в Мегало Дендро м. Евфимия (Гелти).

По её мнению, жители Зеленицы уже отчаялись в освобождении своей родины и не верили святому, когда он говорил о грядущем избавлении от турецкого ига. Тогда он решил заинтересовать их, побудил смотреть на кипарис и ожидать, как будут развиваться события. И вот, когда дерево засохло одновременно с началом войны, по Зеленице прокатилась волна воодушевления и надежды.

Кипарис Зеленицы
Кипарис Зеленицы
После освобождения Эвритании кипарис Зеленицы стал для местных жителей национальным символом. Его изображение помещают на марки, открытки и официальные бумаги.

9. «Придёт время и женщина своей прялкой будет прогонять десять турок».

Греческие исследователи связывают это пророчество с событиями анти-турецкого восстания 1821 года. Греческие женщины приняли активное участие в вооружённой борьбе и успешно сражались против турецких войск.

10. «Желаемое придёт, когда две пасхалии совпадут вместе».

Благовещение и Пасха совпали в 1912 году. Спустя всего несколько месяцев области, к жителям которых Святой обратил своё пророческое слово, были освобождены от турецкого владычества5.

11″Деревни (фессалийской) равнины подвергнутся разрушению, на склонах же Киссава люди заснут рабами, а проснутся свободными".

Во время греческого восстания 1878 года турецкая армия нанесла жестокий удар по греческому населению фессалийской равнины. Начались поджоги, резня, грабежи, но жителям селения Киссава удалось избежать подобной участи. Вскоре сбылась и вторая часть пророчества: 20 июня 1881 в Константинополе было подписано мирное соглашение. Таким образом, 19 июня жители Киссава легли спать, находясь под иноземным игом, а 20 проснулись свободными.

Во время греко­турецкой войны 1897 года турки вновь захватили потерянные в ходе предыдущей войны области. На равнинные селения Фессалии обрушились ещё более страшные беды, но 22 ноября 1897 года было подписано соглашение, в результате которого жители этих областей вновь в одночасье стали свободными.

12."Да будут благословенны горы: много душ они спасут".

Эти слова Святой произнёс в Вонице. В мае 1821 года жители этого селения, следуя пророческому совету святого Космы, нашли убежище в горах Левкады.

13."Благодарите судьбу за то, что окажетесь в высоких горах: они сохранят вас от многих бед. Вы будете слышать опасность, но не увидите её. Три дня и три часа будете страдать".

Святой произнёс это пророчество в городе Мецово. 27 мая 1854 года там действительно разразилось жестокое трёхдневное сражение. Многим местным жителям, спрятавшимся высоко в горах, удалось избежать гибели.

14."О благословенная гора, сколько женщин и детей ты спасёшь, когда придут тяжёлые годы".

Четвёртого ноября 1912 года слова Святого сбылись: в горах Сиатисты спаслось 45 тысяч женщин и детей.

15."Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство".

Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено Святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли «красные колпаки»), их на пятьдесят четыре года (!) сменили англичане, и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданное освобождение.

16. «С одними вы заснёте, с другими проснётесь».

В 1779 году на Ионических островах за одну ночь венецианское владычество сменилось французским. Подобным же образом события развивались и в других местах, где Святой произносил это пророчество.

17."Беда дойдёт до креста, но не сможет спуститься ниже. Не бойтесь. Не уходите из своих домов".

С этими словами Святой обратился к жителям селения Полинери. На месте своей проповеди Святой по обыкновению воздвиг большой крест, с которым и связано это пророчество.

В ноябре 1940 года войска фашистской Италии вторглись в Грецию. Практически не встречая сопротивления, они захватывали всё новые и новые территории. Наконец они приблизились и к кресту, о котором Святой говорил в своём пророчестве. Опасаясь угрозы дальнейшего продвижения итальянских войск, греческие власти отдали приказ об эвакуации жителей некоторых населённых пунктов, в том числе и Полинери. Столетний житель села Тегос Насиулас не забыл пророческих слов Святого: он обратился к односельчанам, убеждая их никуда не уходить из своих домов. Власти считали его вредителем, пытающимся задержать эвакуацию и облегчить продвижение итальянских войск. Старика просили замолчать, даже жестоко избили, но он упорствовал.

Итальянцы действительно дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление.

18. «Сначала придёт псевдоромейское, не верьте ему, оно уйдёт назад».

Так как пророчество было произнесено в Северном Эпире, игуменья Евфимия (Гелти) высказывает предположение, что оно связано с освобождением этой греческой области от иноземного владычества. Согласно этой версии, под «псевдоромейским» следует понимать кратковременное освобождение этих областей в 1913 и 1940 году. Местные жители ликовали, думая что обрели долгожданную свободу, но спустя короткое время вновь оказывались под иноземным игом.

Памятник Косме Этолии?скому в горах Левкады
Памятник Косме Этолии? скому в горах Левкады


1) «Величайшими мучениками были пророки! Они были мучениками большими, чем все мученики, несмотря на то, что не все они умерли мученической смертью. Потому что мученики страдали недолго, тогда как пророки видели, как творится зло, и страдали постоянно. Они всё кричали­-кричали, а остальные дудели в свою дуду». Старец Паисий Святогорец. Слова. Т.1. М., 2007. С.?22.

2) Святой Косма оставил множество пророчеств о будущем всего человечества. Автор книги не считает для себя возможным самостоятельно интерпретировать речения великого Святого, ориентируясь на комментарии церковных деятелей и авторитетных учёных (Ευθυμ?ας μοναχ?ς. Οι προφητε?ες του αγ?ου Κοσμ? του Αιτωλο? μ?σα στην Ιστορ?α. Αθ?να, 2004; Τρ?του Μ. Κοσμ?ς Αιτωλ?ς. Ο φωτιστ?ς του γ?νους - ο προφ?της. Αθ?να, 2000; Τριανταφ?λου Β. Ο ?γιος Κοσμ?ς ο Αιτωλ?ς. Η βακτηρ?α των σκλ?βων το κα?χημα των Αιτωλ?ν. Θ?ρμον Τριχων?δος, 2003; Κ?νστας Κ. Ο αγι?ς Κοσμ?ς ο Αιτωλ?ς. Γ ?κδοσις. Εν Αθ?ναις, 1990).

3) Ромеи — жители Византийской империи.

4Как и предыдущее пророчество (см. 6-е) это предсказание святого связано с селением Цараплана. При этом стоит отметить, что эти пророчества были произнесены в разное время и связаны с деревьями, находящимися в противоположных концах этого селения.

5) На такую расшифровку пророчества указывает и Старец Паисий Святогорец. Ιερομ?ναχος Χριστ?δουλος Αγιορε?της. Σκ?υος Εκλογ?ς. ?γιον ?Ορος, 1996. Σ.?89.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика