Русская линия
Православие.Ru Александра Оболонкова05.09.2013 

Храм в Русиново: чудеса, разруха и любовь

Кирпичные стены и осыпающаяся штукатурка, голые лампочки, висящие на длинных проводах, фанерные царские врата — таким несколько лет назад я впервые увидела русиновский храм. Сегодня в Интернете легко найти сайт Социально-духовного проекта Русиново, а в самом храме стены побелены, подсвечники блестят и сложена новая печь вместо железной печки-буржуйки. Построено здание воскресной школы, а в нем чайная с террасой, где любой желающий может попить чаю и полюбоваться боровскими красотами. Рядом — голубятня. Блестят золотом купола. Но в целом — всё так же: много бумажных икон, открытый для общения батюшка и тишина.

Русиновский храм сегодняРусиновский храм сегодня

- Я приехал с Урала, там есть храмы на берегу Енисея и на берегах других рек, но такого живописного вида я нигде не встречал, — признается настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, в населенном пункте Русиново Боровского района Калужской области протоиерей Александр Падылин. — Либо гора и храм — реки нет, либо река и храм — горы нет, либо есть храм — но ни горы, ни реки. А у нас — высокий косогор, из-за него река Протва виднеется, монастырь и другие храмы — как на ладони всё.

Мы говорим с батюшкой об этом сельском храме и социально-духовном центре, о чудесах и об антиклерикализме, о жизни священника и о любви.

От преподобного Пафнутия Боровского до наших дней

Согласно преданию, храм в Русиново появился еще при жизни преподобного Пафнутия Боровского. Некий баскак Русанов повздорил со святым, рассердился и даже хотел его ударить, но когда замахнулся — рука у него отсохла. Испугавшись, он упал в ноги преподобному и стал просить вместе с ним помолиться об исцелении. А в знак благодарности выздоровевший баскак отписал свое село Русиново монастырю, подворьем которого долгое время был здешний храм.

Деревянная церковь дважды горела и последний раз была разграблена и уничтожена наполеоновскими войсками. Осенью 1812 года в ознаменование победы в Отечественной войне заложили первый камень восстанавливаемого храма.

- Приходская жизнь здесь была весьма полноценная, — рассказывает нынешний настоятель, ­- не просто один священник, который сам себе поет, сам себе кадило подает: служащих хватало. И совершалась эта церковная жизнь до конца 1930-х годов.

Последнюю Литургию в Русиново отслужили на зимнего Николая Чудотворца 19 декабря 1939 года, после чего священника арестовали и сослали, а храм был закрыт. Иконы и утварь местные жители забрали и попрятали. Поговаривают, что многое до сих пор закопано в земле.

Во время фашистской оккупации церковная колокольня использовалась немцами для обстрела находящегося неподалеку Инютинского аэродрома. Со стороны аэродрома по храму было сделано три выстрела: первый прошел высоко над куполом, второй пробил в куполе три дыры, а третьим сбило верх колокольни — прямо со снайпером-наводчиком. Тело брошенного фашистами солдата было найдено в 2010 году во время строительных работ на территории храма и передано соответствующим германским службам.

После войны в разрушающемся храме хранился цемент, а когда часть кровли обвалилась, церковь вообще стала никому не нужна.

«Свой» храм

Переданный Калужской епархии в 1998 году храм представлял собой страшное зрелище: снаружи — растут трава и деревья, внутри — перемешались и зацементировались кирпич, кровля, мусор.

Вместе с назначенным сюда для восстановления храма иеромонахом Иоанном (Кесариным) жители — в основном женщины, старики и дети — вручную, лопатами и кирками вычищали завалы.

Несмотря на то, что в Боровском районе, где в какую сторону ни посмотри, увидишь либо купола, либо колокольню, к тому времени уже были открыты несколько церквей и действовал монастырь, у русиновцев была потребность в храме.

- У людей оставалась память именно о своем храме. — поясняет отец Александр.

Отец Александр приехал в Русиново из Екатеринбургской епархии в 2009 году, когда в храме уже можно было начинать служить.

- Мы сделали подобие иконостаса, — рассказывает он, — в алтаре поставили подобие престола, отец Иоанн приобрел церковную утварь, и 19 декабря, ровно через 70 лет после предыдущей, мы совершили в Русиново Божественную Литургию. Тогда, в первую службу, в четверике уместилось 170 человек. Люди стояли как сельди в бочке. Приехали из разных мест: из Боровска, из соседних сел, из Балабаново и из Подмосковья. Стены кирпичные, обшарпанные, где-то временами хлопьями опадает старая штукатурка, но служба была очень радостная, очень праздничная.

Антиклерикализм и стройка

Восстановительные работы еще не закончены, а здесь уже заняты еще одним делом — организацией социально-духовного центра. Проект масштабный: воскресная школа с библиотекой, певческая школа для всех желающих, трапезная, гостиница для паломников, целая долина источников — благо, источников на близлежащей территории около двух десятков, — зона отдыха с тропами для пешеходов и велосипедистов, да и это еще не всё.

На фоне растущих день ото дня антиклерикальных настроений идея наверняка у многих вызовет недоумение: источники, дорожки — зачем всё это? Отец Александр Падылин ни на секунду не задумывается:

- Затем, чтобы люди могли прийти на территорию храма и просто побыть в тишине. У нас очень много суеты в миру, она заедает. А когда приезжаешь в какое-то такое место, где близко природа, суета не отходит, но теряет первостепенное значение — и душа отдыхает. Может быть, на фоне потрясающих видов, которые открываются отсюда, человек немножечко успокоится, отдохнет, приостановится в своем жизненном беге, этой гонке, и сможет заглянуть в себя, в свое сердце. Это нужно как верующим, так и неверующим. И территория эта и для тех, и для других.

Антиклерикальные настроения, уверен отец Александр, возникают от незнания Церкви:

- Видя некоторые вещи, люди не умеют их для себя объяснить и начинают додумывать. А священник мог бы в неформальной обстановке что-то рассказать, какой-то негатив исключить.

Именно для этого в центре планируется проведение встреч — с просмотром фильмов и их обсуждением, с беседами со священником. Расчет, в первую очередь, как говорит отец Александр, на местных жителей, но не тех, кто уже уверовал, а «сочувствующих».

Особое внимание тем вдруг здесь оказавшимся, кто от церковной жизни совсем далек:

- Я разговариваю с людьми и знаю, что многие сегодня не приемлют евангельскую точку зрения, считая ее устаревшей. Но святые отцы — что десять столетий назад, что два, что современные старцы — говорят: Бог неизменен! И при сотворении мира, и сегодня, и при окончании мира это Один и Тот же Бог. И данные Им правила жизни неизменны, они универсальны для всех случаев жизни, что бы ни происходило вокруг и как бы себя ни вели рядом люди. Другое дело, что донести эту истину до многих непросто.

О беспокойстве

Перебраться с далекого Урала в Калужскую область отца Александра и его матушку благословил отец Власий — знаменитый старец Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря, к которому за советом едут даже из-за рубежа. Бывала у него и супруга отца Александра.

- Я, — смеется батюшка, — прикрывался авторитетом старца, когда у владыки сюда просился.

Но, надо сказать, просился-то отец Александр не на легкую жизнь, а скорее наоборот. Чужое село за тысячи километров от родного дома, новый приход с незнакомыми людьми, восстановление, стройка, организационная работа.

- Удивительно, — говорит священник, — но почему-то совершенно не страшно было переезжать. Была какая-то внутренняя уверенность, что нам тут понравится.

И правда, понравилось. И служба идет, и работа спорится.

- Всё — по прямому действию святителя Николая Чудотворца в нашем храме, — говорит русиновский настоятель.

Времени только не хватает. Но это ничего — может, станет поспокойнее.

- Хотя, — улыбается отец Александр, — когда успокаиваешься, можно в гроб ложиться. Надо беспокоиться, надо волноваться, надо желать большего.

За чудесами

Когда в русиновском храме нужно было ставить маковку на четверик, денег на то, чтобы ее, уже готовую, выкупить, не было. После службы на Казанскую отец Александр со своими невеселыми раздумьями прибирался в алтаре и продолжал молиться Богородице. В церкви оставались только староста и свечница. Вдруг заходит незнакомый человек и прямо с порога заявляет: «Я хотел бы вашему храму помочь».

Незнакомец оказался очень занятым бизнесменом с Алтая. В праздник Казанской иконы Божией Матери он был в Пафнутьевском монастыре и на обратном пути, проезжая мимо указателя «Храм Николая Чудотворца в Русиново», решил заглянуть, а увидев, без лишних слов понял, что тут нужна помощь. Оставленной им суммы хватило как раз на маковку и ее установку.

Событие так впечатлило приход, что один из уже оборудованных при храме источников был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Место здесь удивительное, считает отец Александр.

- Я здесь почти за четыре года службы, — говорит он, — чудес увидел больше, чем за предыдущие тринадцать на Урале. Ежедневных, больших и маленьких.

И люди многие едут в этот уголок Калужской земли именно за чудесами. Но правильно ли это, нет ли в этом какой-то подмены — подмены веры на ожидание Божественных подарков?

- Это настоящий духовный вопрос. Я бы, наверное, на него ответил так. — задумывается отец Александр. ­­- Человек состоит из духа и души, но есть еще и тело. То есть союз души и тела. И телу тоже нужно что-то для веры — увидеть своими глазами, пощупать руками. Чудеса нужны вот для этого нашего человеческого естества. Поэтому люди и не сидят на месте, а часто путешествуют по святым местам: в Иерусалим, на Афон, по разным уголкам России — в том числе и сюда.

Много есть свидетельств, как, помолившись перед находящейся в Русиново иконой богоотец Иоакима и Анны, называемой также Зачатьевской, люди, на которых уже даже и врачи махнули рукой, рожали детей. Много есть свидетельств, как от воды из источника Николая Чудотворца, находящегося неподалеку от храма, получали исцеление.

- Даже был один случай, — рассказывает отец Александр, — когда исцеление получил человек, скептически относящийся к вере. Он возил паломническую группу в монастырь, а потом и к нам. В группе — одни женщины, в основном уже немолодые. Они взяли его «на слабо» — мол, мы, бабушки уже, не боимся, а ты — мужик — и испугался. И чтобы лицом в грязь не ударить, он облился водой из источника. Потом он рассказал, что, когда они ехали из монастыря к нам, у него очень разболелись руки — такое, видимо, с ним уже бывало, — и он стал даже бояться, что не сможет довести машину до Москвы. Но когда он поднимался в горку от нашего источника Николая Чудотворца, руки у него болеть перестали, и они благополучно доехали. Он сам приезжал сюда еще раз, чтобы поблагодарить за это чудо.

Но самое главное чудо, которое удается наблюдать священнику в своем служении, признается русиновский батюшка, это «когда приходит человек с каким-то маловерием — может быть, не смог справиться с житейскими ситуациями, выход не может найти, — а поговоришь с ним, вместе помолишься и видишь, ощущаешь на каком-то незримом уровне, как отходят уныние и отчаяние, возвращается надежда и появляется в душе у человека ощущение близости Господа».

Отец Власий

Неподалеку от Русиново находится Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь, куда едут и за советами, и за чудесами — к отцу Власию. А старец не отказывает, помогает. К нему приходят посоветоваться, и решение оказывается таким очевидным, таким простым. Только когда приезжают как к гадалке, рассказывает отец Александр, батюшка начинает юродствовать, каким-то образом показывать людям, что они не о том спрашивают.

Сам же отец Власий чудеса отрицает. Говорит: я просто опытный священник.

- Всем старцам свойственно свои дары прятать, — поясняет отец Александр, — потому что в свете Божественных даров обнажается человеческое недостоинство, и люди, которым такое дано, умоляют, чтобы у них эти дары были отобраны, потому что особо остро ощущают это несоответствие.

- А каково это, — спрашиваю, — служить рядом со старцем? На вас близость отца Власия как-то влияет?

- Блюсти себя приходится, — с улыбкой отвечает отец Александр.

Старец принимает участие и в жизни прихода.

- Вообще храм восстанавливается благодаря благословениям отца Власия, — признается настоятель. — Когда вопрос какой-то сами разрешить не можем, мы обращаемся за советами к нему.

Как «человек с улицы» стал священником

Отец Власий не единственный старец, принимавший участие в судьбе отца Александра Падылина. На его пути к священству был и еще один подвижник. Историю свою батюшка рассказывать не очень любит, улыбается: «Обо многом я хотел бы умолчать». Но прежде, чем говорить о путешествии молодого человека Саши на остров Залит, надо все-таки хотя бы коротко рассказать о том, что ему предшествовало.

- По молитвам мамы и брата мой первый сознательный опыт встречи с Богом произошел, наверное, после армии, — рассказывает батюшка. — А потом мне, человеку с улицы, было благословение идти в священники.

Помогая своему крестному — пономарю поселкового храма, в котором даже не было своего батюшки, — он оказался в епархиальном управлении.

- И вот мы приехали, крестный пошел к архиерею, а я помогал старенькой бабушке-казначею. Вдруг передо мной вырастает правящий архиерей, тычет в меня пальцем: ты кто такой?! От неожиданности я чуть не присел на пол. Говорю: так-то и так-то, зовут Александр, помогаю крестному. А владыка поворачивается к крестному и говорит: «Вот вам священник!»

Первая реакция — шок: «Ну какой из меня священник?» А потом привычное «ну и что, все так живут, а я еще не хуже всех» сменилось на иное, какое-то новое понимание и ощущение своей греховности.

Крестный дал прочесть Евангелие, Апокалипсис, жития старцев, еще какие-то книги. А через пару дней завел разговор.

- Сначала он спросил меня, верю ли я во Христа. Я ответил: «Да», — вспоминает отец Александр. — Тогда он продолжил: «А ты понимаешь, что будет момент, когда тебе придется перед Ним предстать на ответ? И Он скажет: „Я тебя звал“. Ты не сможешь Ему соврать. Что ты Ему ответишь, когда Он спросит, почему ты не пришел?» Это был последний аргумент. Я только и сказал: «Что мне делать?»..

Решение, в общем-то, было принято. Но перед тем, как заняться его воплощением в жизнь, вместе с крестным Саша отправился на остров Залит — за советом и благословением к отцу Николаю Гурьянову.

На дворе был март, на Псковском озере ветер, волны, местами лед уходит под воду. Добраться на остров трудно, а потому у отца Николая никого не было. Старец много сказал крестному, тоже ставшему впоследствии священником, и подтвердил благословение владыки Саше.

После этой поездки молодой человек стал изучать церковное дело и церковнославянский язык, вскоре стал келейником у правящего архиерея, а в 1997 году был рукоположен в священники.

Секрет семейного счастья

Супругу свою отец Александр тоже встретил в храме, где она регентовала.

- Помогает вам супруга-то? — спрашиваю.

- Как же не помогает? — даже удивляется батюшка. — Помогает! У нас пятеро детей. И мало того, что она несет подвиг материнства и весь крест устройства домашнего очага на нее ложится, помимо этого она еще и участвует в богослужениях, регентует, ведет воскресную школу. То есть нагрузка у нее весьма и весьма серьезная.

Старшей дочери отца Александра и матушки Анны 15 лет, затем идут дочка 13 лет, девятилетний сын и младшие — шестилетние двойняшки. Живет вся эта большая семья в небольшой съемной квартирке. Местные власти выделили им клочок земли, но на то, чтобы построиться, денег нет. Удалось заложить фундамент нового дома, но когда стройка будет продолжена — неизвестно.

- Я уверен, Бог поможет, всё устроится, будет дом, — говорит батюшка, — а пока терпим.

У отца Александра звонит телефон:

- Да, я занят немножечко, интервью даю, перезвоню тебе, хорошо? — голос его делается ласковым-ласковым, а я думаю о старой избитой пословице про «рай в шалаше».

- В чем секрет, — спрашиваю, — сейчас ведь кругом разводы: и неверующие, и верующие, и священники?.. Есть он, секрет-то?

- Есть, — смеется, — да только это не секрет. Есть такое слово — любовь, — и отец Александр делается серьезным. — Большая беда, что сейчас к любви относятся как к эмоции, а это — качество души. Оно само по себе никогда не возникает, его нужно в своем сердце воспитывать. Не друг в дружке воспитывать, а в себе. Тогда совместная жизнь приобретает и яркость, и смысл, и скучно вместе жить никогда не станет.

О любви

Телефон у отца Александра звонит всё чаще и чаще — пора заканчивать беседу и возвращаться к делам, и так засиделись.

Напоследок мне все-таки хочется спросить, что же самое сложное в жизни священников — каково это, пропускать через себя чужие проблемы, жертвовать своим личным временем ради своих прихожан, а помимо этого еще и строить, организовывать и просто жить в режиме ненормированного рабочего дня?

Но вместо ожидаемого ответа отец Александр начинает рассказывать совсем о другом:

- Сложности у священника, как у всех людей: неуверенность, какие-то страхи, личные качества души, которые мешают совершать служение, личные грехи, личные пороки, которые мы берем в сан из обычного мира, — это всё мешает. С Божией помощью пытаешься свои пороки бороть, а они скрываться начинают, пригибают головы, чтоб их видно не было. Ты только расслабишься, а они, эти страсти, в самый неподходящий момент лезть начинают. Опять помощь Божию призываешь. Всё как у обычных мирян, только при этом всегда надо помнить, что ты еще и облачен священным саном. А это настоящий Божий дар, и за то, как его реализуешь, во много раз больше спросится. Когда начинаешь анализировать, просто страшно становится, как перед Богом потом отвечать будешь. Но Господь пока не оставляет, поддерживает, помогает, дает знать, что Он близок, несмотря на наши человеческие грехи. Очень важно — веру не потерять, не пустить в душу цинизм, не впасть ни в уныние, ни в отчаяние.

На вопрос, случалось ли ему испытывать отчаяние, отвечает: «Бог миловал!» И смотрит открытым живым взглядом. И глядя отцу Александру в глаза, хочется спросить про что-то самое важное, самое главное в жизни.

- Сказано в Священном Писании: «Да любите друг друга!» Это самый основной закон нашей жизни — и духовной, и мирской, — говорит священник.

- Это возможно?

- Возможно, — кивает. — Когда мы пытаемся свою любовь совершать, мы ждем ее в ответ от других. А ждать не надо. Надо самим любить. Тогда будешь человеком полноценным, открытым для Бога, и Бог для тебя будет открыт всегда, неизменно. Любовь трудна. Любовь тяжела. Это крест. Но крест радостный и благодатный.

Я слушаю отца Александра, и всё, что он говорит, кажется таким понятным, очевидным. Только вот дело в том, что часто мы не знаем даже, с какой стороны к этому радостному и благодатному кресту подступиться. А чтобы это понять, нужно, наверное, хотя бы ненадолго отгородиться от суеты и побыть в тишине.

http://www.pravoslavie.ru/put/63 848.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика