Русская линия
Православие и современностьСвященник Василий Куценко27.08.2013 

Не скорбь, но радость
28 августа Православная Церковь празднует Успение Божией Матери

Святая Церковь на пороге последнего из числа двунадесятых праздников — Успения Пресвятой Богородицы. Богослужебный церковный год, длящийся с сентября по август, открывается праздником Рождества Богородицы (21 сентября по новому стилю) и завершается Ее Успением. Церковные богослужения находятся между двух важнейших событий — рождением для жизни земной и переходом в жизнь вечную Пресвятой Девы.

Но, как это ни странно, мы удивительно мало знаем о жизни Божией Матери. В Евангелии Она упоминается всего лишь несколько раз: Благовещение, путешествие в Иерусалим на перепись населения, остановка в Вифлееме, рождение Сына, встреча с праведным Симеоном в Иерусалимском храме, Голгофа. Больше говорит о Матери Божией, о Ее блаженном преставлении и погребении Предание Церкви.

Пресвятая Дева жила в Иеру­салиме у святого апостола Иоан­на Богослова, как это было заповедано Самим Господом с Креста: говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26−27). Затем переселилась с ним в Ефес, а в конце жизни снова возвратилась в Иерусалим, где часто посещала места, связанные с земной жизнью Ее Божественного Сына. Особенно Она, как и Сам Господь Иисус Христос, любила Гефсиманский сад, ставший местом Ее погребения.

Смерть, погребение. В обыденной жизни эти слова всегда наполнены скорбью от непреодолимой разлуки с близкими, а порой и страхом перед неизбежным итогом жизни. Может быть, логичнее считать Успение не праздничным, а скорбным днем? Но не скорбь и плач об умершей Деве Марии наполняют богослужебные тексты Успения, а радостное благовещенское приветствие: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь!». Видя лежащую на смертном одре Божию Матерь, верующие еще и еще раз обращают к Ней возглас Архангела Гавриила, заканчивая его словами: «Бог подал через Тебя миру великую милость».

Есть в христианстве такая на посторонний взгляд странная особенность: практически все дни празднования памяти святых — это дни их смерти. Церковь прославляет святых не в дни их рождения, но именно в дни ухода в Вечность. Возможно, исторически так сложилось, что день смерти мученика, преподобного или святителя запоминался лучше, чем день рождения. Но здесь дело не только в этом. День смерти — это день славы, время окончания «земного странствования» и переход в вечные обители. Вот так и праздник Успения. Самое интересное — даже название праздника говорит не о смерти (в детстве я думал, что церковнославянское слово «успение» означает именно смерть, и только после узнал его настоящее значение). «Успение» и его греческий оригинал «кимисис» в переводе на русский язык будут означать «погружение в сон», «сонное состояние», «мирную кончину, подобную сну».

Каждого скончавшегося верующего Церковь называет «усопшим», то есть уснувшим. Тело умершего человека для Церкви — не просто прекративший жизнедеятельность набор органов. Тело — дом для души, предстоящей теперь пред Богом. Человек — храм Божий (1 Кор. 3, 16), и, предавая тело земле, Церковь надеется и верит в то, что Бог восстановит этот храм. Если смерть подобна сну, а умерший только временно уснул, нужно верить в будущее пробуждение. Вспомним евангельские строки, повествующие о воскрешении Христом умерших,?— везде смерть сравнивается со сном: дочь Иаира не умерла, но спит (Мф. 9, 24), брат Марфы и Марии Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить Его (Ин. 11, 11). Для Бога нет смерти, Бог Авраама, Исаака и Иакова. не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Праздник Успения подобен Пасхе — Воскресению Христову, говорит не о безысходности смерти, но о надежде на пробуждение. Предание повествует: Сам Господь явился принять душу Своей Пречистой Матери. Обычно на иконах Успения на руках у Господа Иисуса Христа можно увидеть изображение души Пресвятой Девы, тело Которой лежит на одре. Сама собой напрашивается параллель: сначала Младенец Христос был носим руками Девы Марии, теперь Сын и Бог принимает Своими Божественными руками душу Матери.

Икона Успения не выражает скорби, напротив, все иконописные фигуры наполнены блаженным трепетом и удивлением. Сама икона задает вопрос: как умирает Родившая Подателя вечной жизни? Поэтому Церковь сохраняет веру в то, что Богородица была воскрешена Богом телесно. Согласно Преданию, святой апостол Фома не присутствовал на погребении Святой Девы, он опоздал, но по его просьбе открывают гроб, и все видят, что тела Умершей нет. В этот день после вечерней трапезы апостолы услышали пение Ангелов и увидели Богородицу в окружении Небесных Сил, в неописуемой человеческим языком славе. Все апостолы словно один человек воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». Так это молитвенное обращение к Божией Матери вошло в жизнь каждого хрис­тианина. Господь возвращает жизнь после недолгого сна Той, от Которой Он Сам получил человеческое естество.

С праздником Святой Пасхи роднит Успение пост, хотя и не продолжительный (с 14 по 28 августа), но по своей строгости не уступающий Великому. В Успенский пост рыба разрешается только один раз — в праздник Преображения Господня, растительное масло — только по субботним, воскресным и праздничным дням. Можно сказать, что совсем ненадолго верующие возвращаются в Святую Четыредесятницу. В течение шести недель Великого поста верующие готовятся к духовному переживанию Страстей и Воскресения Христова, теперь мы ждем духовного сопереживания события Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский пост — одновременно и призыв к подражанию Родившей Христа. Богородица — пример смирения и исполнения воли Божией. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38),?— слова юной Девы Марии, обращенные к благовестившему Рождение Спасителя Архангелу Гавриилу. Божия Матерь смиренно принимает волю Божию о рождении от Нее Спасителя. Принимает все, вплоть до стояния у подножия голгофского Креста и погребения Своего Сына. Наверное, нет примера ярче и сильнее, чем любовь к Господу Иисусу Христу Его Пречистой Матери. И если пост необходим для лучшего осознания единого на потребу, то Успенский пост помогает еще и осмыслить пути нашего восхождения к Богу. Смирение и любовь Богородицы — путь, указанный Самим Христом.

В святоотеческом богословии раскрытие учения о Божией Матери идет еще дальше. Христос, по учению святого апостола Павла, есть Новый Адам — первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор. 15, 47); Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Первый Адам был главой, венцом сотворенного Богом мира, но совершил ошибку, поддавшись на искушение. Преступление Адама ввело в сотворенный мир смерть. Смерть — знак тленности, конечности всего видимого. Новый Адам-Христос побеждает смерть и становится новым Главой сотворенного мира, новым Человеком. Смертию смерть поправ,?— поет Церковь на Святую Пасху. Христос становится родоначальником нового человечества, Главой нового творения, уже изъятого из безысходности смертного конца. Если же Церковь сравнивает Христа с Адамом, то Святая Дева сравнивается с праматерью Евой. Пресвятая Богородица рождает Христа, положившего начало новому человеческому роду, как Адам дал начало человечеству, пораженному грехом. Пресвятая Богородица — Новая Ева — воскресает подобно воскресению Нового Адама-Христа.

Преподобный Иоанн Дамаскин, которому принадлежит цикл проповедей на Богородичные праздники, говорит в проповеди на Успение: «О, чудо! Источник жизни — Матерь Господа моего — умирает. Нужно, чтобы то, что составлено из земли, возвратилось в землю, а потом взошло на Небо, приняв в земле чис­тейшую жизнь. Нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия».

Через Богородицу Господь показывает верующим образ воскресения и славы, поэтому не только в жизни, но и в самой Своей смерти Божия Матерь остается примером для обращающих к Ней свои молитвы. Вот поэтому праздник Успения — праздник жизни, продолжение праздника Пасхи как личного воскресения, праздник радости о славе, которую Бог дал Дочери человеческого рода — Пречистой Деве Марии.

Газета «Православная вера» № 16 (492)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−08−26−23−01−18-ne-skorb


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика