Русская линия | Александр Алекаев | 26.08.2013 |
«Скажи мне, Господи путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142:8)
Более десятка лет назад я волею судьбы оказался ранней весной в пансионате «Краинка» в Тульской области. Там ещё с императорских времен бьют из земли чудодейственные целебные источники, по силе своей равные минеральным водам Ессентуков. Туда я направился не только попить целебной водички, но и по благословению своего духовного наставника о. Александра Шумаева подтянуть все «хвосты» накопившиеся во время учёбы в Свято-Тихоновском университете. Взяв с собою кучу учебной литературы и конспектов, я отправился в глушь, в Тульскую губернию, подальше от Московской суеты.
В перерывах между занятиями наукой, я много ходил пешком, осматривая окрестности. И вот однажды натолкнулся на стены большого монастыря, который располагался на высоком живописном берегу Оки. Зайдя внутрь, я к своему удивлению обнаружил в центре монастыря сохранившийся храм. Все стены были целы, крыша, барабан, окна (проёмы), не хватало только креста и маковки. Я был поражен, не только красотой места, но и тем, что стены и основной храм монастыря сохранились. Проведя небольшое обследование я обнаружил, что сохранились не только большие фрагменты стен, но и подвалы под стенами, остатки монастырской дамбы, пристань, остатки подземного хода, ведущего из подвалов к пристани. Рядом располагалось село Доброе и я отправился туда в надежде собрать информацию о монастыре.
В центре села я натолкнулся ещё на один храм. На нём была табличка: Церковь св. праведной Анны, зачатия Пресвятой Богородицы, построена в середине 19 века. Рядом с храмом уцелела монастырская каменная школа красного кирпича с хозяйственными постройками. На первый взгляд школа была действующая (на тот момент). Всё село со всех сторон омывали бесчисленные ручейки и речушки, вытекавшие из большого холма, возвышавшегося за селом, причём вода в них очень чистая, прозрачная и вкусная. Сохранилась и небольшая часовенка над источником, откуда все брали ключевую воду. Обойдя несколько домов, удалось собрать небольшую информацию, которую бережно хранили местные жители.
«Архимандрит Агапит в истории Доброго близ г. Лихвина мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Дай нам Господи разума, сил и времени рассказать о каждом из них, ибо верим, что это были достойнейшие дети Твои! Помнить их, душеполезно ныне живущим.
Ниже километров на пять города Лихвина (один из «засечных русских городов» наряду с Белевым, Одоевым, Козельском. Прим. автора) по течению Оки, на высоком правом берегу её, окружённый вековыми липами, стоит один из древнейших монастырей Руси". Журнал «Известия Калужской учёной архивной комиссии» в 1898 году в статье В.М. Кашкарова сообщал: «Из существующих доселе монастырей, Добрый монастырь едва ли не самая старейшая обитель в нынешней Калужской епархии, возник он или вновь основан после первого татарского погрома». В статье Е. Лукьянова «Оптинской святости мудрый хранитель» есть упоминание о поэтическом предании, рассказанном в беседах с духовными чадами оптинским старцем Варсанофием. Когда-то в здешних лесах жили три знаменитых разбойника: Опта и два брата — Добрый и Лютый. Раскаявшись в своих злодеяниях, они преобразились и сделались монахами, основав монастыри, впоследствии названные их именами: Оптин, Добрый и Лютиков.
Что ещё мне удалось узнать? Добрый монастырь предположительно основан первым удельным Одоевским князем Романом Семеновичем Новосильским между 1385 и 1402 годом. Первое письменное упоминание о монастыре В.М. Кашкаров относит к 1477 году. Благодаря щедрым пожертвованиям, главным образом князей Одоевских, монастырь к началу 17 века разбогател и стал родовой усыпальницей Одоевских. Вокруг монастыря были отличные охотничьи угодья, которые также принадлежали владетельным князьям Одоевским.
В 1563 году в Добром Покровском мужском монастыре побывал царь Иоанн Грозный, ездивший по южным крепостям и засекам с инспекцией. Государь нашёл монастырь в отличном состоянии, приспособленным к защите «украинных» волостей Московского государства от татар и литовцев. Однако в годы «литовского разорения» в начале 1611 года в Лихвинский уезд ворвались войска Сапеги. В Добром монастыре расположился со своими воинами пан Хрослинский. По-видимому, на этот раз войско Сапеги воздержалось от опустошения края, так как пан Будзила, из дневника которого заимствованы эти сведения, нигде не упоминает о грабеже монастырского или частного имущества. В 1615 году Лихвинский уезд опустошили татарские шайки. В следующем, 1616 году, в Лихвинский уезд пришли войска полковника Лисовского и весь уезд, в том числе и Добрый монастырь подверглись очередному разорению. Погибли практически все ценности монастыря и его летопись. Об этом опустошении свидетельствуют грамоты царя Михаила Федоровича. В одной из этих грамот Доброму монастырю упоминается, что в 1613 году «приходили к городу Лихвину черкесы и город Лихвин сожгли, в ту пору и их монастырские грамоты, данные прежними государями, погибли».
В 1623 год при царе Михаиле Федоровиче Романове начато восстановление монастыря. Постройки велись из красного кирпича, большая часть их сохранилась до наших дней. В начале 18 века промышленник Н. Демидов пожертвовал сюда 400 пудов железа со своего Тульского завода. К 19 веку в село Доброе из монастыря была перенесена деревянная Зачатьевская церковь. В селе она была отстроена из кирпича с огромной колокольней.
В селе Добром к началу 19 века насчитывалось более700 жителей. При монастыре ежегодно собирались две ярмарки. Для при приёма гостей и участников ярмарки использовалась монастырская пристань. Такая вот история этого уникального места предстала перед моими глазами, причём основные «свидетели» этих событий -монастырские стены, храмы Покрова и Зачатьевский были ещё целы. Дивны дела твои Господи.
Проведя мысленно параллель от города Лихвина, который также знаменит огромным количеством храмов и монастырей, до Добринского монастыря, я обнаружил «положительную аномалию» — как раз где-то посередине находилась Краинка, где били из земли четыре разных целебных источника. Да и анализ воды в самом селе Добром отнёс её к знаменитой Краинской воде № 1, только ещё лучшего качества.
Вернувшись, после отдыха в Москву я рассказал обо всем увиденном своему духовнику и мы через некоторое время всем нашим приходом направились обратно в Доброе — благо, что это всего 180 км от Москвы. Все так же были поражены увиденным. Мы отслужили молебен с акафистом Покрова Пресвятой Богородицы. Всем хотелось как-то помочь в восстановлении этой святыни. Многие захотели приобрести в Добром участки земли, и меня о. Александр благословил купить там землю. Многим из наших удалось это сделать, а вот мне до последнего времени — нет.
Уже о. Александр ушёл из жизни, и мы туда приезжали с его последователем о. Михаилом, так же соборно молились в полуразрушенном храме о восстановлении монастыря. И вот в этом году один из наших прихожан — Игорь помог мне оформить участок и на этой неделе я опять побывал в Добром. Пройдя внутрь монастыря, я услышал стук молотков и звук работающей пилы. Меня это очень обрадовало. Покровский храм украшал деревянный крест, восстановленная кровля защищала внутренние помещения от проникновения воды. Помолившись в храме и вычитав лежавший на аналое акафист, я вышел во двор монастыря и увидел работающего мужчину в подряснике. Это был послушник р.Б. Александр, который возглавлял бригаду строителей. Ими уже построен дом из бруса, в котором на первом этапе можно жить и проводить службы. Со слов Александра, я узнал, что не так давно состоялось освящение восстанавливаемого Добринского Свято-Покровского монастыря и церкви Святого Блаженного Алексия. Службу совершил Владыка Белевский и Алексинский Серафим. Первые камни начала строительства заложили владыка Серафим, депутат Тульской областной Думы Александр Ермаков и глава администрации муниципального образования Суворовского района Геннадий Сорокин. Строительство церкви и восстановление монастыря возложено на братию Свято-Анастасова монастыря Одоевского района Тульской области. После службы, обращаясь к участникам богослужения, владыка с особой сердечностью в частности сказал: «Человек всегда стремился жить в гармонии с собой и с Богом. Восстановление разрушенных православных святынь обладает огромной нравственной силой, приближает человека к Господу нашему». Заканчивая это небольшое повествование приведём слова из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Добрый Покровский монастырь, 3-го класса, общежительный, близ села Добраго, в 10 верстах от города Лихвина, на берегу реки Оки. Построен в 1477 году. Здесь находится чудотворная икона Покрова Богородицы. Ежегодно она носится в город Лихвин, где перед ней служат молебны. При монастыре школа».
От себя добавим со слов послушника Александра, что так же престолом монастыря является праздник св. Фрола и Лавра, а в Зачатьевской церкви был престол св. Петра и Павла. Ближайшую службу планируют 14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Захотелось не только приехать на праздник в монастырь, но и оказать содействие в восстановлении, ведь на Руси все важные дела делались всем миром. И я призываю всех, у кого есть возможность, объединиться и начать святое дело восстановления древнего Добринского Свято-Покровского монастыря. «Но как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Ис. 55.9)
https://rusk.ru/st.php?idar=62467
Страницы: | 1 | |