Русская линия
Православие и современность Амвросий (Волков)31.07.2013 

Крещение Руси: одна тысяча и двадцать пять лет

В этом году наша страна празднует юбилей — 1025 лет со дня Крещения Руси. Из них последние четверть века — время относительно свободного существования Православной Церкви после долгих лет гонений. Какова связь времен, как знаем мы свою историю, как происходит духовное возрождение — об этом рассказывает благочинный Балаковского округа, настоятель Свято-Троицкого храма г. Балаково игумен Амвросий (Волков).

— Отец Амвросий, несколько лет назад мы проводили опрос среди жителей Балакова, и на вопрос о том, кто крестил Русь, получили любопытные ответы. Назывались имена Андрея Первозванного, великой княгини Ольги, князя Владимира Красное Солнышко (причем последнего почему-то путают с Владимиром Мономахом), Иоанна Грозного и даже ..Иисуса Христа. Начиная с 2010 года, праздник Крещения Руси у нас проводится на государственном уровне. Возможно, сейчас ответы стали бы другими. Так кому и чему мы обязаны становлением Православия в Русской земле?

- В «Повести временных лет» есть описание того, как наши предки принимали крещение. Князь Владимир, будучи еще язычником, для выбора веры послал делегацию, которая побывала в Европе, была у католиков, у мусульман, в Византии. Когда послы вернулись из Константинополя, из собора Святой Софии (это бы главный храм императора), они описали князю Владимиру все свое путешествие: и европейское, и посещение Востока. Вот что сказали они о службе в Царьграде: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом..». Вот на таком эмоциональном уровне наши предки и выбрали Православие. Критерием истинности веры, по словам академика Д.С.Лихачева, русские послы объявили ее красоту. Так история описывает выбор Православия, так князь Владимир становится крестителем Руси.

— Считают, что именно Крещение принесло на Русь Православную веру, но ведь и до Владимира были у нас христиане — это и апостол Андрей Первозванный, побывавший на Киевских горах, и княгиня Ольга, и в самом Киеве уже были храмы и служили священники православные.

- Да, в то время уже была Аланская епархия на Кавказе, в Грузии, в Крыму было много христиан, существовали пещерные монастыри, в самом Киеве были храмы — церковь святого пророка Илии на Подоле, Никольская церковь - все это существовало до князя Владимира. Просто это не было еще верой великого князя, а вот уже в 988 году князь крестил свою дружину и тех киевлян, которые в это время были в городе. И не зря наш русский историк Лев Николаевич Гумилев говорит, что именно князь Владимир подарил Руси ее тысячелетнюю историю.

— Батюшка, тысячелетие Крещения мы уже отпраздновали. В этом году у нас юбилей — 1025 лет существования Православной веры на Руси. Иногда последние 25 лет называют вторым Крещением Руси. С чем это связано? Видимо, за эти четверть века произошли большие изменения и в самой Церкви, и у людей по отношению к Церкви?

- Бесспорно, многое изменилось. Если брать количество храмов, монастырей, духовенства - я помню, когда начинал служить (это было более 30 лет назад), было 18 монастырей на территории всего Советского Союза. В основном небольшие, за исключением Троице-Сергиевой Лавры, Печерского монастыря во Пскове, Почаевского монастыря, по нескольку монахов было. Сейчас только на территории Саратовской митрополии у нас 8 действующих монастырей. В Балакове был один Казанский храм. Теперь у нас уже практически шесть приходов действует, и это только в городе. В районе раньше почти все храмы были закрыты.

Из учебных заведений было всего три духовных семинарии: Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. А теперь в Саратове, Воронеже, Тамбове, Ростове — семинарии, в Волгограде - и училище, и университет. В Москве открыт Свято-Тихоновский университет, который имеет различные факультеты: исторический, педагогический, теологический, по искусству, по церковному пению, по древним языкам. Абсолютно все изменилось. И сама роль Церкви в обществе, конечно же, изменилась. В 87-м — 88-м годах в Церковь пришло очень много людей, но не все они остались в храме. Многие просто пришли из любопытства, разное было отношение к Церкви. Апостол Павел пишет, что вера — это дар Божий, и этот дар необходимо каждому человеку возгревать. Естественно, Бог призывает каждого человека в Церковь и готов открыть в буквальном смысле двери сердца и двери самого храма для каждого, а останется ли человек в храме — очень многое зависит от него самого. Так что интерес к Церкви, который возник в преддверии 1000-летнего юбилея, можно в какой-то мере сравнить со вторым Крещением Руси.

— Скажите, батюшка, что отличает людей, живших в пору гонений, от нас, современных? Изменились ли мы за эти 25 лет?

- Вы знаете, у меня ностальгия по тем временам, вернее, по тем людям, которых я знал. Конечно, время было тяжелое, но самое поразительное — люди, которые прошли Отечественную войну, вынесли болезни, голод, унижения, не озлобились. Я знал многих священников, которые были репрессированы, не один срок отсидели. Я вспоминаю часто своего первого настоятеля, отца Нила. Когда его арестовали, жена жилье продала и поехала в Сибирь. Рядом с лагерем, где он находился, купила маленький домик. Все те годы, что он сидел, она рядом была, передачи носила, на свидания приходила, помогала, чем могла. Он освободился, несколько лет прослужил, его опять посадили, в Казахстан отправили. Она снова продала домик и в Казахстане жила все эти годы. Выйдя на свободу, он служил в маленьком храме, и знаете, у него не было озлобленности, он радовался, что может снова служить. Сейчас все немного по-другому… А я помню всех этих людей, скучаю по тому духу, который был в Церкви. Они многое вынесли. Конечно, это не времена первохристианских мучеников, однако если человек в ту пору занимал какое-то положение и начинал ходить в храм, то он мог лишиться абсолютно всего. Вот к нам директор школы, женщина, начала ходить сама и детей привела (дети потом монахами стали), - так ей пришлось оставить преподавание и из школы уйти. Такой ценой платили за веру.

— Видимо, испытания меняют людей и приводят их к вере чаще, чем в обыденной современной жизни, когда у человека все есть, и он сам не знает, чего хочет.

- Радует то, что люди начинают выбирать истинные ценности, думают не только о том, что кушать, пить, на чем ездить или куда поехать. Посмотрите — в праздники, в выходные дни в храмах очень много молодежи. Люди начинают задумываться о качестве своих приоритетов, своей души, своей цели в жизни. А это уже говорит о многом.

— А знаете, меня очень радует, что в наших храмах появилось много духовной литературы, причем настоящей, а не каких-то там книжечек, в которых язычество перемешано с верой. И что интересно, она не лежит.

- В годы гонений книг не было, люди от руки акафисты переписывали. До сих пор многие прихожане старшего поколения дома хранят такие вот рукописные тетрадочки. Сейчас любую книгу можно приобрести, а тогда люди переписывали даже Библию, частями. Отец Нил рассказывал, что когда в лагерь им передавали Новый завет, Библию, то они расплетали книгу по частям, то есть Евангелие от Иоанна отдельно держали, от Марка отдельно, от Матфея отдельно. Почему? Если найдут, то только одну часть, а не заберут все. Духовный голод, конечно, был. Верующие даже скупали атеистическую литературу, чтобы оттуда почерпнуть для себя нужную информацию. В библиотеки многие ходили, искали среди той литературы, в которой критиковалась Церковь, то, что им было полезно для души. Сегодня же в храмах много любой духовной литературы.

— Батюшка, на территории нашего благочиния есть монастырь в Криволучье. Планируется ли еще открытие монастырей?

- В Саратовской митрополии сейчас три епархии и восемь действующих монастырей, из них три находятся в нашей Покровской епархии — это Воскресенский Иргизский мужской монастырь в Криволучье, женский монастырь в поселке Монастырском в Пугачеве, при въезде в город, и теперь еще один монастырь открылся — Покрова Божией Матери в селе Липовка Духовницкого района. Там был храм полуразрушенный, много пострадавший, но очень красивый, внутри иконостас немного сохранился. Без икон, конечно, но остов иконостаса есть, полы хорошие, старинные сохранены. Владыка и мы все надеемся, что там возродится жизнь монашеская, и монастырь будет действовать.

— Отец Амвросий, приходится иногда слышать такое мнение: зачем нам новые храмы, и так достаточно, кто туда пойдет? Но вот совсем недавно недалеко от нас открылся храм, пока во временном помещении, в честь иконы Божией Матери «Троеручица». И меня что поразило: была первая служба — всенощная накануне дня святых апостолов Петра и Павла, люди идут с работы, заглядывают, бегут домой, ведут детей. Значит, нужен этот храм?

- Да, это новый приход. У нас уже шесть приходов теперь, если вы в воскресенье зайдете в любой, то увидите, что храмы полны. Да и людям удобно, любой человек может выбрать, куда ему ближе, к кому на исповедь пойти — к отцу Федору или к отцу Петру, например. Кому-то нравится красота храма, у кого-то родители ходили в этот храм или он сам посещал его с детства. Человек вправе выбирать, я думаю, это хорошо, что храмов становится больше.

— Александр Щипков, главный редактор портала «Религия и СМИ» говорит, что самое большое достижение за последние 25 лет — это то, что люди перестали бояться преследования за религию. А как считаете Вы?

- Да, я прекрасно помню, как Церковь заставляли регистрировать людей при Крещении, хотя мы (по просьбе человека) не всегда это делали. Уполномоченный по делам религий имел право прийти в любое время, взять журнал регистрации и посмотреть. И если ему попадалась знакомая фамилия, он мог принять соответствующие меры. А крестить без регистрации власти запрещали, и Церковь стояла перед такой проблемой. Или вот сейчас по городу, вы видите, духовенство и монахи ходят в своих облачениях, крестные ходы проходят. Я помню, мы в Казахстане первый крестный ход на реку Ишим проводили, так тотчас телефонные звонки начались: уполномоченный, люди, которые в 20-х годах взрывали и рушили храмы, звонили в облисполком и кричали: дескать, посмотрите, что там у вас творится, попы по улицам ходят. Смотрели как на каких-то мамонтов. Я был дьяконом, в рясе ходил в храм, иногда по тротуару идешь пешком, а маршрутные автобусы притормаживают, и люди к окнам прилипают — для них это было какой-то дикостью. Помню, когда в первый раз попал в Болгарию, Польшу, сразу обратил внимание — люди проходят мимо храма, останавливаются, кто поклон делает, кто крестится, кто просто молитву прочитал и дальше пошел, и для каждого человека это норма, это его выбор, его свобода, его волеизъявление, это его вера, никто над ним не насмехается. Радует, что теперь по религиозным убеждениям и мы никаких препятствий не встречаем.

— Батюшка, Православная вера преобразила ярого язычника князя Владимира, он стал совершенно другим человеком, поменял свои убеждения, свой образ жизни. А вот сейчас, в наше время, что нужно, чтобы стать настоящим христианином?

- Наверное, это труд всей жизни для каждого человека. Мы должны вернуться к своим истокам, помнить, кто мы, какие у нас ценности, знать хорошо свое прошлое, свою историю. Встреча с Богом может произойти для каждого человека, как и тысячу лет назад для наших предков, в любой момент — и когда он приходит в храм, и когда впервые берет в руки Священное Писание. Главное назначение веры — изменить самого человека, его внутренний мир, помочь найти ему смысл жизни, определить, для чего он живет. Все это дают христианские ценности. Не зря ведь много лет назад сказал в назидание нам преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся..».

Беседовала Валентина Николаева

Православное Заволжье

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−07−30−11−47−20-kreshenie-rusi


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика