Только нравственное чувство ведет человека к единению и братству
Состоявшийся в Москве 2-й Международный театральный форум «Золотой Витязь», посвященный детям — будущему России, проходил под попечительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 и полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко. Девиз форума — «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека». Этот форум ставил своей целью объединение людей славянского православного мира, его возрождение и пропаганду традиций русского реалистического театра, поиск дальнейших путей развития и совершенствования театрального искусства, восстановление необходимой духовной составляющей в современном театральном творчестве. Президент фестиваля «Золотой Витязь» — народный артист России Николай Бурляев в приветственной речи сказал: «Мы начинаем наш второй Всеславянский форум не для приятного времяпровождения и удовлетворения своего театрального тщеславия, но для того, чтобы еще раз задуматься над не дающими нам покоя вопросами: праведным ли делом занимаемся? Богоугоден ли театр по сути своей? Каков современный театр? Каким он должен быть? Возможен ли вообще христианский православный театр?..» Чтобы ответить на поставленные вопросы можно немного поразмышлять. Так, с библейских времен падения Вавилонской башни и разделения языков (народов) мир неуклонно, медленно, но верно идет к объединению. Сегодняшнее представление выдающихся мировых умов об этом неминуемом вселенском процессе разделилось, по меньшей мере, на две концепции (тенденции). Официально предлагаемый, пестрящей рекламой сильных мира сего насильственный путь, который можно назвать «помоечной» глобализацией, созвучный с известными словами партийного гимна: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем"… Откровением Божиим через Евангелие указан естественный, но многотрудный путь нравственного очищения человечества. По словам величайшего русского философа Льва Тихомирова, только нравственное чувство ведет человека к единению и братству. Известно изречение Льва Толстого о том, что люди делают только вид, что воюют, торгуют, строят. Главное же, что они делают _ решают нравственные проблемы, именно это составляет главное дело человечества. А театр-то и предназначен наравне с любым видом реалистического искусства, решать именно нравственные проблемы человека. Так нужен ли театр? Самое интересное, что он одинаково нужен и тем кто разрушает и тем, кто созидает. Поэтому, сегодня каждый человек, „выбирающий свободу“, вправе сознательно определять какой театр или „школа жизни“ ему необходима. Та, что помогает жить, решать бесчисленные болезненно надоевшие проблемы, подпитывает жизненной энергией, или та, которая разрушает саму основу жизни — нравственность? К сожалению, в современной Москве сегодня для непосвященных трудно найти театральные постановки, равные тем, которые когда-то составляли гордость России. Но во всем славянском мире все более обретает силу искусство, опирающееся на высокие реалистические традиции, объявляемое официальной пропагандой старомодным и скучным. Поэтому значение обозначенного форума трудно переоценить, его можно только недооценить. Думаю, что после просмотра более 30 спектаклей из разных уголков России, а также из Белоруссии, Украины, Сербии, Болгарии можно сделать определенные выводы по поставленным вопросам, тем более, что форум отличался многообразием течений и направлений современного реалистического театра. Только животворящее реалистическое искусство, основанное на нравственных идеалах и содержащее в себе всю полноту жизни в единстве духовной, душевной и материальной её сторон — захватывающее, всепоглощающее действо, пробуждающее вкус к жизни, уверенность в завтрашнем дне, помогающее сегодняшнему молодому поколению найти свое место в этом враждебном мире и помогающее не отчаиваться, если ты оказался „слабым звеном“. Поэтому хороший режиссер — тот, который откровенно и доходчиво ставит на сцене театра духовно-нравственные проблемы, лучше, если еще и раскрывает их суть и показывает пути решения. Тогда мы в своих рассуждениях неминуемо приходим к теме Христа — Богочеловека, пришедшего в мир с единственной целью спасения человечества от засилия зла _ власти греха и порока, разъяснившего и показавшего своей собственной земной жизнью как это нужно делать. И поэтому эта тема сегодня как никогда актуальна и вопиюще необходима. Другое дело — как, каким сценическим языком донести до зрителя величайшую мудрость жизни — евангельские православные истины. Этот вопрос даже на самом представительном всемирном форуме не разрешить. Но фестиваль удался. Во-первых, можно смело утверждать, что в России сегодня отжило понятие провинциального театра. Театры страны уже по сценическому мастерству не уступают столичным театрам. А главный приз „Золотого Витязя“ уехал в Сербию (о нем ниже), „Серебряный“ — за яркое воплощение национального характера — получил спектакль „Во вся Ивановскую“ в постановке Омского театра драмы и комедии „Галерка“ режиссера Владимира Витько, „Бронзовый Витязь“ за музыкально-пластическую интерпритацию русской классики достался спектаклю „Левша“ Иркутского театра народной драмы под руководством Михаила Корнева. Представленный на фестивале уровень актерского мастерства был настолько велик, что невозможно было кого-то выделить особо и, к примеру, приз за лучшую мужскую роль первого плана разделили: актер В. Стариков (спектакль „Лев зимой“, роль Генри, Белгородский государственный академический драматический театр, режиссер Владимир Андреев); актер Небойша Дугалич (спектакль"Идиот», роль Мышкина, Национальный театр, Сербия); актер Тихомир Арсич (спектакль «Идиот», роль Рогожина, Национальный театр, Сербия); Владимир Витько (спектакль «Во всю Ивановскую», роль Евланя, Омский театр драмы и комедии «Галерка») Во-вторых, при этом отрадно, что все-таки Москва остается духовной столицей российского театрального мира. Представленные московскими театрами работы, удостоенные золотыми дипломами фестиваля, «Один день профессора Чижевского» Ю. Голышева (театральная труппа А. Локтева), а также «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, режиссеров В. Андреева и В. И. Иванова Академического театра М. Н. Ермоловой, показали театральное мастерство в высшем его проявлении _ дали почувствовать зрителю движение человеческого духа, жажду Бога, которая, как правило, проявляется в самых тяжелейших жизненных ситуациях. И не важно, каков при этом социальный статус человека, будь он самым обыкновенным обывателем 19-го века, как в пьесе «Кроткая», или великим русским ученым 20-го века Чижевским. Вот совершенный (свершившийся) театр, когда жизнь показана во всех её ипостасях на ограниченном сценическом пространстве и времени — в материальном, душевном и духовном её проявлении. Но особенно покорил и ошеломил зрителя спектакль «Один день профессора Чижевского». Сила его воздействия — нравственная, в призыве к Богу, и интеллектуальная, в призыве к истине, усиливается еще и тем, что профессор — наш с вами современник (умер в 1963 году)! Спектакль не только открывает для зрителя грандиозную личность русского ученого, он заставляет восхититься силой человеческой Личности и задуматься над собой любимым, а так ли мне тяжело живется сегодня, как кажется, где искать силы, что делать? Ответ один — верить! «Если случиться беда, душевная буря, выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом, а когда взойдет солнце — доверьтесь ему. Ведь свет победит тьму!» — заключительные слова пьесы. Неисчерпаемая сила русского духа прослеживается и в современной притче в двух частях Владимира Крупина «Во всю Ивановскую» Омского муниципального театра драмы и комедии «Галерка». Спектакль смотрится на одном дыхании: частушки, пляски, песни веселые и протяжные, неугасимый народный юмор. И все же…"Почему дождь измеряется в миллиметрах, а не в литрах?…Нам така досталась доля _ не прожить без алкоголя…Тяжело в леченье — легко в гробу!…" шутки-то невеселые. Любые разговоры сельчан сводятся прямо или косвенно к теме о судьбе России: трудно, не понятно многое. На памяти одного из героев пьесы ничего хорошего, казалось бы и не было — гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная, плен, лагерь… вот разве только в баньку с мужиками сходить, на кладбище родных с односельчанами помянуть, да на народном гулянье примоститься… А главное — быть вместе, с народом! В этом же народном духе заботы о судьбе Отечества поставлен музыкальный спектакль Иркутского городского театра Народной драмы режиссером М. Корневым «Левша». То, что на закрытии фестиваля был повторно показан этот, как его называют, русский мюзикл, говорит само за себя. Хочется отметить многогранное мастерство актерской труппы. Все участвующие в спектакле проявили себя как профессиональные танцоры и певцы и актеры. Следует заметить и об активной гражданской позиции руководителя театра М. Корнева и его коллектива. Театр выезжал с концертами в горячие точки планеты, такие как Приднестровье, Югославия, Чечня. Наверное поэтому, судьба свела московского писателя В. Хайрюзова с М. Корневым на прошлом 1-м фестивале «Золотой Витязь», чтобы на этом форуме уже был явлен спектакль «Сербская девойка», основанный на реальных событиях последней войны в Сербии о любви русского офицера-добровольца к сербской девушке. По окончанию спектакля во время бурных оваций зала, растроганная увиденным, ведущая сербская актриса Ивана Жигон вышла на сцену и произнесла: «Если бы здесь была вся труппа Сербского национального театра из Белграда, то мы бы все встали на колени на этой сцене, как сейчас это делаю я». Спектакль был удостоен призом «За утверждение братства русского и сербского народов» Горячую любовь к русской классике, и в частности к Ф. Достоевскому продемонстрировали сербские актеры в спектакле «Идиот» Национального театра (Белград), за что и удостоены высшей награды. Очень интересно было смотреть эту постановку, показанную в день рождения великого русского писателя и не только потому, что она великолепно поставлена выдающимся сербскоим режиссером Стево Жигоном, сербский князь Мышкин в исполнении Небойши Дугалича, пожалуй, был самым достоверным из широко известных нашей публике сценических интерпретаций этого образа. Его лучезарные глаза излучали неподдельно детский наивный свет внутренней чистоты. Так может сыграть только душевно целомудренный человек. Оттого, наверное, было легко и непринужденно воспринимать постановку Государственного театра юмора и сатиры Республики Саха (Якутия) режиссера В. Якимеца по пьесе П. Ойунского «Захотевшие ребенка», также отмеченного на фестивале. Это незатейливая история бездетных родителей, получивших желаемое счастье — детей. Артисты искренни, добры, по-детски бесхитростны. И у зрителей после спектакля на душе умиротворение, покой. Поэтому, нет сомнения в необходимости театральных представлений развлекательного характера. Палитра этого фестиваля была обширной. Но наиболее выдающимися в этой сценической стихии можно назвать спектакли «???» Б. Пекича Национального театра Сербии; «Готовы ли Вы?» болгарского театра Нешки Робевой «Нэшанал арт»; «Тартюф» Мольера, Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького. Сложность этого театрального лицедейства определяется современной вседозволенностью, когда режиссеру очень хочется «подкормить» публику чем-то сексуальненьким, нетрадиционненьким, хочется быть кассовым и пропечатанным в желтой прессе. Но, в результате авторы пьесы платят за такой дешевый успех достоинством своего имени. По-своему были интересны спектакли Белгородского государственного академического драматического театра «Лев зимой» Д. Гольдмена в постановке режиссера В. Андреева; «Крылья даны всем» Р. Баха, московского учебного театра государственного специального института искусств (режиссер А. Башенков), «Вишневый сад» Чехова Киевского драматического театра марионеток (режиссер Н Яремчук) и другие. Но поскольку особенностью прошедшего театрального фестиваля было то, что он посвящен будущему России — детям, нельзя не сказать пару слов о постановке для самых маленьких: «Гуси-#лебеди» Ярославского театра кукол (режиссер В. Борисов). Это блистательный детский спектакль-сказка, где побеждает добро, а злу отводится должное место, что, кстати, для современных детских спектаклей мало характерно (иногда кажется, что режиссеры детских постановок умышленно или неумышленно хотят вызвать в детях сочувствие к злу, рядя отрицательных героев в современные одежды). Это мастерски поставленный урок добрых манер, изрядно позабытый сегодня нами, мамами и папами. А вообще, размышляя над тем, каким должен быть христианский театр, на ум приходит заповедь Христова — «Будьте как дети». И ведь, действительно, каждый взрослый человек — ребенок в духе своем. Наш русский святой Серафим Саровский говорил, что смысл христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого на земле. Как ребенок со временем наращивает свою материальную и интеллектуальную массу, так и мы, взрослые, всю жизнь должны стараться возрастать в духе, проще говоря, накапливать свою духовную силу, совершенствуясь в нравственной. Еще одна примечательность прошедшего фестиваля _ его благотворительность. Более 30 тысяч школьников из Москвы и Подмосковья смогли посетить конкурсные театральные постановки. А дети, как известно, самый требовательный, но и благодарный зритель. Вот некоторые из их отзывов. «Воспитанники Лакинского детского дома Владимирской области благодарят „Золотой Витязь“ за возможность соприкоснуться с искусством театров России в стенах московского театра», «Школа v 506 благодарит за минуты наслаждения и размышления. Особенно хотим отметить спектакль „Во всю Ивановскую“. Сожалеем, что не все наши дети смогли посмотреть эту постановку. Желаем, чтобы московские театры взяли на вооружение и поставили пьесу Крупина на сцене столичных театров», «Спектакль „Левша“ потряс. Спасибо за великолепный урок патриотизма…», а есть и такая запись: «Школа N… желает, чтобы бутерброды и вода были дешевле. Мы же не нефтяные магнаты… Мы хотим кушать, а не на что! Еще бы кушать нам дали и все было бы хорошо…» Международный театральный форум «Золотой Витязь» уже завоевал должное и заслуженное внимание общественных и государственных деятелей. Об этом свидетельствуют приветственные слова, присланные полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, председателем Государственной Думы Б. В. Грызловым, мэром Москвы Ю. М. Лужковым, губернатором Московской области Б. В. Громовым, министром культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколовым, президентом Российского фонда культуры Н. С. Михалковым. Председатель Правления Фонда «Золотой Витязь» В. С. Медведев в своем послании написал: «…Культура сегодня — это один из тех «столпов», благодаря которым Россия продолжает стоять, несмотря на все выпавшие на её долю невзгоды. И, опираясь на который, она непременно возродится и предстанет миру такой, какой должна быть: великой, прекрасной, несущей человечеству идеалы добра и справедливости. Сегодня на страже этого великого «столпа», не давая раскачать и свалить его, стоит наш «Золотой Витязь». Закончить статью уместно напутствием Патриарха Московского и всея Руси Алексия: «Надеюсь, что «Золотой Витязь» и в дальнейшем будет вносить свой вклад в дело созидания творческой и духовной силы мастеров искусства на театральной и кинематографической ниве. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящих трудах».