Нескучный сад | Священник Василий Секачев | 28.06.2013 |
Кандидат исторических наук протоиерей Василий Секачев: чтобы защитить историю Великой отечественной войны от переписывания и одновременно не нарушить свободу историков, нужно раз и навсегда отделить коммунизм от патриотизма. Это касается и действий советской армии во время войны и освобождения от нацизма стран Восточной Европы, которое коммунистическая верхушка СССР превратила в трамплин для насаждения в них своей диктатуры. «Ни для кого не секрет, что это привело к репрессиям и ухудшению отношений между нашими народами. Зачем это скрывать?» — комментирует священник предложение ввести наказание за ложное обвинение войск антигитлеровской коалиции.
Накануне «Известия» сообщили, что депутат Ирина Яровая внесла в Государственную Думу законопроект, предусматривающий уголовное наказание за заведомо ложные обвинения войск антигитлеровской коалиции в преступлениях. Согласно проекту, в Уголовный кодекс может быть добавлена статья 354.1. «Реабилитация нацизма», предусматривающая штраф до 500 тысяч рублей или до 5 лет лишения свободы. Инициативу комментирует кандидат исторических наук, протоиерей Василий Секачев.
-- Как решить эту проблему, чтобы, с одной стороны, никто не пытался переписать историю, а с другой — чтобы у ученых оставалась возможность исследовать прошлое, объективно оценивать действовавших лиц и свободно высказываться на эту тему?
—Эту проблему решить не так-то просто. Потому что часть истории у нас хорошо проработана — как, например, история нацизма. А часть — совсем никуда. Это касается нашего советского прошлого. И, несмотря на множество новооткрытых документов и новых исторических работ, в народе не произошло подлинного осознания того, что с нами было. У нас коммунистическая линия четко вросла в патриотическую. И когда мы критикуем действия коммунистической власти, получается, что мы идем против патриотизма, но это ложная связка.
Нам нужно отделить себя от коммунизма и понять, что коммунизм это не мы, а наша тяжелая болезнь. Коммунизм был помрачением значительной части нашего народа, который, ради рая на земле сбросил царя, отрекся от Бога и погрузился в страшную пучину гражданской войны, естественным продолжением которой стали коллективизация и репрессии 1937−38 годов.
Война с Германией стала наказанием и вразумлением за это. И война все-таки содействовала какому-то опамятованию, она напомнила, что нельзя здесь на земле забывать о Боге и идти в другую сторону, потому что это приводит к погибели.
И если мы сейчас не воспримем коммунизм как общую болезнь, как общее стремление жить без Бога и здесь на земле устроить самим свое счастье, если мы от него не откажемся, не покаемся в нем, то нам очень сложно будет разобраться и в этой войне.
Только покаяние поможет нам идти срединным, царским путем и не уклоняться ни в апологетику нацизма, ни в оправдание коммунизма, ни в отрицание победы и значения этой войны, ни в превозношение советского руководства. Народ, невзирая ни на что, с Божией помощью, победил в этой войне, но был вновь закабален так и оставшейся безбожной властью.
-- Как вы, историк и священник, отнеслись к новой законодательной инициативе?
—Когда я впервые услышал по радио об этой инициативе, то я отнесся к ней положительно, потому что включил приемник в тот момент, когда говорили о необходимости наказания за реабилитацию нацизма.
Это, может быть, хорошее дело. Для нас, для нашей страны, так много претерпевшей от нацизма, это становится актуально, потому что, к сожалению, у нас достаточно молодых людей, исповедующих нацизм в русском варианте.
Есть и какое-то число интеллектуалов, относительно образованных людей, апологетизирующих гитлеровскую Германию. Когда им объясняют, что Гитлер ненавидел славян, считал их недочеловеками, хотел обратить в рабов, а территорию нашей страны германизировать, — что у него был на этот счет Генеральный план «Ост», — наши доморощенные нацисты не верят, считают это коммунистической пропагандой.
Отповедь у них обычно такая: Гитлер воевал с коммунизмом, а не с русским народом. Это не так. Разделяли коммунизм и русский народ только немногие немецкие генералы старой школы. Гитлер же и нацистская верхушка были расистами, они мыслили на биологическом уровне и считали славянскую кровь неполноценной, близкой к животным.
Однако, мне кажется, что не всегда надо за это сажать. Нужно лучше объяснять людям — сейчас ведь история в школе в полном загоне. Сейчас вообще нужна популяризация исторической науки, историки должны идти в народ, объяснять. Если уж тогда не послушают, надо штрафовать, а вот сажать я бы не спешил. Никому не желаю там оказаться.
Но это я услышал только половину законопроекта — как потом выяснилось. Вечером я прочитал в интернете, что предполагается также наказывать тех, кто критикует действия Красной армии в Великой Отечественной войне. Это предложение мне показалось чрезмерным. Депутат Яровая, прежде всего, хотела защитить тезис об освободительном характере действий Красной армии в 1944—1945 гг. Это, может быть, и благородно.
Но ведь если рядовые солдаты и многие командиры, действительно чувствовали себя освободителями, то советская верхушка хотела использовать — и использовала — освобождение от нацизма стран Восточной Европы для насаждения в них своей, коммунистической диктатуры. Ни для кого не секрет, что это привело к репрессиям и ухудшению отношений между нашими народами. Зачем это скрывать?
И потом, такой подход создает прецедент, что вообще у нас с Красной армией все было хорошо, что никто не уничтожал ее верхушку накануне войны, что мудрый вождь совсем не дал себя обмануть, что в разгроме 41-го года никто не виноват, что попавшие тогда в плен 3 миллиона красноармейцев были предателями и врагами народа, что никаких бессмысленных жертв, бездумно бросая людей под пули, никто не совершал и т. д.
спрашивал Кирилл МИЛОВИДОВ
|