Нескучный сад | Арсений Загуляев, Андрей Зайцев | 27.06.2013 |
Синод Православной Церкви Молдовы отлучает от причастия политиков, проголосовавших за «закон о равенстве шансов». В перспективе — полное отлучение от Церкви. Под отлучение подпадают президент страны Николай Тимофти, подписавший закон без замечаний, спикер парламента, руководитель крупнейшей депутатской фракции. Представители власти не идут каяться, а в ответ угрожают Церкви введением налога. Это уникальный для всего постсоветского пространства случай в отношениях Церкви и общества. События будут развиваться, и возникнет прецедент: что делать, если власть принимает антихристианские законы в стране, где 93% населения православные, примеры верных решений и ошибок. Вспоминаем, что о подобной ситуации сказано в Основах социальной концепции, какие похожие случаи были в истории и спрашиваем мнение протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА
«Иоанн проповедует перед Иродом». Салимбени, 1416 г.
У Церкви есть не только право «печалования перед властью», но и право призвать представителей власти к покаянию и право отлучения и даже призыва к мирному неповиновению такой власти. В июне в Молдавии возник уникальный для новейшей истории Церкви прецедент. Синод Православной Церкви Молдовы, самоуправляемой части Русской Православной Церкви, решил отлучать от причастия политиков, проголосовавших за т.н. «закон о равенстве шансов».
Причиной решения стало то, что 25 мая в Молдове был принят «Закон о недискриминации», обеспечивающий равенство людям вне зависимости от пола, национальности, религиозных, политических убеждений и, что и вызвало полемику, сексуальной ориентации.
Бывший премьер-министр страны Влад Филат отметил, что принятие закона, было условием со стороны ЕС в вопросе о либерализации виз для граждан Молдовы, важном шаге, поскольку, только по данным Министерства труда, около полумиллиона молдаван сегодня «гастарбайтеры», неофициальные источники говорят о цифре больше миллиона человек. В первые четыре месяца 2013 года трудовые мигранты перечислили на родину более 450 миллионов долларов.
Среди мер, обеспечивающих действие закона представители власти называют введение сексуального воспитания в школах, проведение семинаров по исключению дискриминации сексуальных меньшинств в обществе, гранты для информирования о правах сексуальных меньшинств. 19 мая состоялся первый марш активистов ЛГБТ-сообщества. Закон не закрепляет определение брака как союза мужчины и женщины, открывая возможность для признания в будущем браком и однополых союзов.
В заявлении Синода говорится: «Мы выступаем в роли оппонентов и открыто отделяем себя от тех, кто явным образом преследует Церковь Христову. Так, мы вынуждены прибегнуть к строгим исправительным мерам — к канонической традиции отлучения их от Церкви до тех пор, пока они не покаются. Вначале правителям будет отказано в допуске к таинству причастия, а затем, в зависимости от их покаяния, они будут приняты в церковное общение или окончательно отстранены от любого участия в богослужении».
То есть возможно и отлучение депутатов от Церкви. И если, допустим, депутаты люди нецерковные, и им самим все равно, причащаются они или нет, то гораздо более сложная ситуация может возникнуть, если кто-то из них умрет под клятвою. Похороны депутата — официальное мероприятие, а представители Церкви Молдовы говорят, что вопрос об отпевании и христианском погребении депутата-апостата будет решать митрополит Кишиневский Владимир. Имена депутатов известны, это 30 депутатов фракции либерал-демократов, под руководством Владимира Филата, 12 депутатов либералов и 14 демократов.
Обсуждение, как реагировать на принятие закона, на Синоде длилось 10 часов. В сентябре в Молдову едет с визитом Святейший Патриарх Кирилл, и далеко не факт, что ситуация вокруг закона к тому времени будет разрешена. Напротив, парламентарии вернутся после каникул, и возможны новые сюрпризы. Для иллюстрации вопроса можно вспомнить, что ранее правящая партия узаконила ислам как одну из исторических религий Молдовы, которая находилась под османским игом с 1538 по 1812 г.
Отлучение депутатов будет не единственным шагом Церкви в противодействии закону. Будет созван всемолдавский собор духовенства и мирян. Со 2 августа (день св. пророка Илии, пламенного борца с отступлением Израиля от Бога) до 21 сентября (Рождества Пресвятой Богородицы) по Молдове пройдет крестный ход, с прошениями о покаянии народа и победе «над видимыми и невидимыми врагами».
Молдавские синодальные решения укладываются в описанную в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" последовательность действий в случае, когда власть принуждает верующих к повиновению законам, противоречащим их христианской совести. Вот этот текст (III, 5): «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».
Отвечая на вопрос «НС» о том, допустимо ли публичное отлучение политиков от причастия или этот вопрос должен решать духовник политика, протоиерей Всеволод Чаплин отметил: «Люди, совершающие антихристианские поступки сами отлучают себя от Церкви и обрекают себя на адские муки». Председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества подчеркнул, что Церковь и верующие должны отстаивать евангельские заповеди и традиционную мораль и прямо говорить политикам о невозможности для христиан поддерживать такие законопроекты. По его словам, конечно, у человека есть возможность для покаяния, и он может вернуться в лоно Церкви, но для этого он должен как минимум исправить совершенное зло, к чему и призывает Молдавская митрополия.
Решение об отлучении вызвало большой резонанс и в молдавском обществе, и среди политической элиты. Однако депутаты отнюдь не спешат «под епитрахиль». По сообщениям молдавских СМИ, представители власти рассматривают вариант асимметричного ответа — ревизии церковной собственности на территории страны и введения для Церкви налога.
События вокруг закона, принятого в стране, где православие исповедует 93% населения будут развиваться. Хотя он принят на фоне ожесточенных споров вокруг гомосексуальной пропаганды и гей-парадов в России, Украине, Грузии и других странах бывшего СССР, скорее всего, что дело не столько в гомосексуализме как таковом и не в защите прав меньшинств. Вместо гомосексуализма могло быть радикальное законодательное упрощение абортов, меры по разрушению семьи, эвтаназия, что-нибудь, связанное с донорством органов, или любая другая законодательная инициатива, противоречащая христианским ценностям. Хотя гомосексуализм вызывает куда больее резкое неприятие в обществе, чем, например, аборты или эвтаназия. Вопрос в том, что впервые возникло острое противостояние между Церковью и не абстрактным властью или государством, а конкретными государственными мужами, принимающим такие законы. Так сказать, поименно. Это прецедент, о котором нужно размышлять и на котором учиться. В Молдавии пока нет выборов, поэтому остается открытым любопытный для политологов вопрос, насколько «избираем» политик, отлученный от Церкви.
«Нельзя молиться за царя Ирода..»
В истории христианства были случаи, когда епископы и Соборы отлучали от Церкви политиков, чтобы пробудить в них совесть и помочь им раскаяться в совершенных грехах.
Так святитель Амвросий Медиоланский в самом конце IV века публично призвал к покаянию императора Феодосия Великого. В городе Салоники произошло восстание, Феодосий Великий издал указ, в котором потребовал жестоко расправиться с восставшими. Святитель Амвросий заступился за жителей города, и кесарь отменил свой указ. К сожалению, император опоздал, и в Салониках пострадало много людей. Тогда епископ публично призвал императора к покаянию, запретил ему причащаться, и Феодосий Великий приносить публичное покаяние у входа в храм как простой мирянин. В дальнейшем святитель неоднократно говорил Феодосию Великому о том, что «порфира делает людей царями, а не иереями», а значит, Церковь имеет право порицать действия политиков, направленные против Церкви и общества в целом.
Отлучение политиков, призыв к их покаянию — это всегда сложная ситуация с точки зрения Церкви. С одной стороны, существуют церковные каноны, по которым мирянин или клирик, совершивший тяжкий грех, может быть отлучен от участия в Таинствах или даже от Церкви на длительное время или пожизненно. С другой, нельзя полностью исключить ситуацию, когда малое или великое отлучение можно использовать как средство в политической борьбе.
Так, например, в Древней Руси московский митрополит накладывал интердикт на население и правителей, не желавших подчиняться великому князю. Преподобный Сергий по благословению святителя Алексия митрополита московского вел переговоры с другими князьями (Рязанским и Нижегородским) о необходимости подчинения великому князю.
Точно также поступил преподобный Феодосий Печерский, вмешавшийся в конфликт князей Ярославичей и осудивший изгнание из Киева старшего брата Изяслава. Житие святого рассказывает о том, что он написал «великую эпистолию» князю Святославу с просьбой вернуть Киев законному правителю. Святослав не принес покаяния, но преподобный Феодосий не прерывал с ним личного общения.
Самый трагический случай произошел со святителем Филиппом, митрополитом Московским, который отказал в благословении Ивану Грозному и заступался за пострадавших от опричнины. Святой заплатил жизнью за свою смелость.
Уже в ХХ веке патриарх Тихон отлучил от Церкви тех, кто был виновен в гонении на верующих. 19 января 1918 года святитель Тихон запретил причащаться тем, кто участвовал в гонениях на Церковь: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».
В популярной литературе этот текст называется «анафемой большевикам», но речь здесь идет именно о малом отлучении, как и в случае с решением Молдавской митрополии.
Стоит отметить, что также поступает в наши дни Римская католическая церковь. В конце прошлого года в Уругвае были отлучены 17 депутатов, голосовавших за легализацию абортов. Епископ Эриберто Бодеант, секретарь Конференции католических епископов, в своем комментарии подчеркивал, что за такие действия католики автоматически отлучаются от Церкви: «Автоматическому отлучению подвергаются те, кто прямо способствует проведению аборта, и те, кто его совершают. Если католик сознательно высказывает мнение, противоречащее учению Церкви, его отлучают».