Сайт Московской епархии | Протоиерей Максим Максимов | 11.11.2004 |
Одной из отличительных и духовно отрадных особенностей современной церковной жизни в Московской епархии наравне с возрождением разрушенных храмов и монастырей является выявление новых имен пострадавших за веру Христову в годы гонений на Церковь в ХХ веке.
Канонизация новомучеников и исповедников Российских, осуществленная Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года, является одним из величайших событий за всю историю бытия Русской Православной Церкви. К лику святых было причислено тогда 1097 мучеников и исповедников, имена которых стали известны. Поскольку пострадавших за Христа в ХХ веке несоизмеримо больше, то Архиерейский Собор прославил и тех, чьи имена нам неизвестны, но ведомы Богу, ради Которого они пострадали. Своим решением Архиерейский Собор 2000 года определил продолжить в епархиях Русской Православной Церкви сбор и изучение материалов о мучениках и исповедниках для включения их в состав Собора новомучеников и исповедников Российских.
В Московской епархии по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1999 году была образована Епархиальная Комиссия по канонизации святых. Комиссия, состоящая из 11 человек, на протяжении всего этого времени закончила исследование о 433 мучениках и исповедниках. В настоящее время процесс сбора и изучения сведений о пострадавших за веру на территории Московской епархии продолжается.
Немного расскажу о работе Епархиальной Комиссии по канонизации святых.
Круг вопросов, который стоит перед современными исследователями мученических подвигов, чрезвычайно велик. Это связано не только с большим числом лиц, пострадавших в ХХ веке, а таковых миллионы. В этой области церковный историк и исследователь стоит перед куда более сложной задачей — вникнуть в суть духовного подвига страдальцев за веру. Не все вышли из него победителями. Именно поэтому вопрос о прославлении в лике новомучеников и исповедников Российских того или иного человека может быть решен только после ознакомления со всей совокупностью материалов уголовно-следственных дел в отношении пострадавшего.
Тщательному исследованию подлежат такие вопросы:
1. отношение пострадавшего к Церкви Христовой, т. е. выясняется: не был ли человек отрекшимся от сана или веры, не уклонился ли в раскол, не был ли сектантом;
2. не являлся ли человек т.н. «штатным свидетелем», не был ли сотрудником гонителей, помогавшим врагам Церкви разрушать Ее;
3. поведение человека во время следственного допроса. Лица, оговорившие себя и своих собратьев в вымышленных «преступлениях», навязываемых следствием, как проявившие слабость и оказавшиеся в непростой, с нравственной точки зрения, ситуации, — к канонизации не представляются. Не секрет, что часто (но вовсе не постоянно, как принято считать) в годы массовых гонений следователи прибегали к принуждению, заставляя подследственных подписывать ложные свидетельства силой, при этом использовались пыточные меры воздействия. Но и в этом случае мы имеем живое свидетельство Предания Церкви, что и в древности гонители использовали не только уговоры и ласку для отвращения верующих от Христа, но и самые беспощадные и просто звероподобные пытки, чтобы склонить человека в нечестие. Именно поэтому святые страдальцы и называются мучениками, потому что в страдании засвидетельствовали верность Христу, отвергли всякую ложь и неправду.
4. Поскольку многие получали различные сроки заключения, то исследуется вопрос об их дальнейшей судьбе. Выясняется место, время и обстоятельства смерти человека. Нередки такие случаи, когда человек, получив десятилетний срок лишения свободы, отбывал его и по истечении времени был выпущен на свободу. При рассмотрении возможности канонизации таких лиц в лике исповедников (а ими Церковь именует тех, кто, как и мученики, претерпел поношения за веру, но не были умерщвлены гонителями, а скончались своей смертью) проводится дополнительное изучение об их образе жизни после возвращения из лагеря. Если же человек, уже находясь в лагере, был расстрелян, то изучается его лагерное дело.
Следует заметить, что, исследуя материалы о мучениках и исповедниках Российских, Комиссия не предвосхищает суда Божьего о человеке. Вопрос, который она рассматривает, состоит в том, действительно ли жизнь и подвиг человека совершены в правде и истине, в единстве с Церковью, и является ли этот подвиг образцом для подражания.
На сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименно прославлено 1588 человек.
Россия за одно последнее столетие явила миру сонм святых, соразмерный всей предшествующей истории христианства. Русская Православная Церковь на примере святых своих мучеников дала образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни для себя и всего мира.
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13, 13), — говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие даже в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати.
Изучая жизнь и подвиг святых мучеников и исповедников нового времени, мы видим в них образец не только религиозного совершенства, но и не можем не восхищаться их любовью к родине, которая переживала один из самых трагических периодов своей истории. Для них вера и память отцов были не просто внешней традицией, исторически унаследованной. Нет, для мучеников и исповедников православная вера и православная родина были содержанием жизни, измена которым была равнозначным совершению предательства. Мученики и исповедники стояли перед выбором: совершить ради веры и Отечества подвиг самопожертвования или отступить. Они выбрали первое. Размышляя об этом, священномученик Августин (Беляев) еще до наступления гонений написал: «Только при живом богосознании в человеке его самопожертвование не обесценивает его личность, и в то же время только это живое богосознание и может быть стимулом его деятельности на пользу и благо других людей.
Религиозная вера? это лучший охранитель каждого человека в жизни, это лучший его спутник во всяком возрасте от колыбели до гроба. Счастлив человек, если спасительное чувство веры укоренилось в нем твердо? с детства; оно никогда в нем не ослабеет, сколько бы свет своим неверием и легкомыслием, своей дикой силой разврата и лжи ни пытался заглушить или истребить в нем эту святую силу».
Прославление святых есть неотъемлемая, необходимая составная часть духовной жизни Церкви и ее апостольской деятельности в постоянно меняющейся, мятущейся стихии мира. Сегодня Церковь Христова активно возрождает порушенные святыни. Этим не только восстанавливается утерянная красота облика родной земли, но народу возвращается историческая правда и многовековая память. Связующим звеном прошлого и настоящего являются новомученики и исповедники Российские. Их жизненный путь — неотъемлемая часть истории Церкви и Родины, продолжателями этой истории являемся мы с вами.
Любовь к родному краю для верующего сердца это не просто привязанность к месту, где ты родился, вырос и работаешь. Родной край — это и купель, где ты принял крещение, это земля, освятившаяся кровью бесчисленных мучеников Христовых, вместившая в себя как некую драгоценность прах отцов. Именно поэтому краеведение как наука не может обойтись без знания истории монастырей и храмов, где подвизались святые, где служили святые мученики.
В октябре этого года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором состоялось общецерковное прославление 14 подвижников веры и благочестия, ранее прославленных как местночтимые святые. В их числе и подвижники Московской епархии: преподобный Афанасий Высоцкий (†1395), Серпуховский чудотворец, преподобный Зосима Верховский (†1833), блаженная Матрона Московская (†1952). Почитание этих святых вышло за пределы Московской епархии, что еще раз свидетельствует о том, что вера православная возрождается, люди обращаются к своей истории, к своим святым сродникам, ищут у них молитвенной помощи и благодатной поддержки в жизни.
Память о святых всегда жива в народе. В честь их строят храмы, пишут иконы, открывают школы и братства, их именами нарекают новорожденных младенцев, и многое что другое делается, чтобы ныне живущие люди сроднились со своими святыми сродниками. Задача краеведения — воспитывать истинных патриотов, укорененных в опыте и многовековой традиции народа.
Один священник незадолго до ареста и мученической смерти архиепископа Пермского Андроника (+1918) спросил у него: «Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и предстоящего поругания святынь?»
Владыка ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. Не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело — собирать стадо Христово, организовать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь, в Церкви, и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная — воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность. Да помогает вам Премудрый Господь».
Желаю всем участникам конференции успехов в деле воспитания подрастающего поколения, чтобы все мы в этом благом и богоугодном деле обрели молитвенную помощь наших новомучеников Российских — небесных защитников Отечества.
Сайт Московской епархии