Церковный вестник | Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт (Солодуха) | 14.05.2013 |
На Западной Украине жизнь православных людей складывается непросто. Когда 20 лет назад сторонники «Киевского патриархата» в Луцке силой захватывали храмы, калечили и порой до смерти избивали священников, злословили на церковную иерархию, призывали народ к ликвидации «московской церкви», а Волынская епархия потеряла почти всё имущество, на эту кафедру был назначен молодой епископ Нифонт. Православные верующие сплотились вокруг правящего архиерея, который своими проповедями и молитвой поддерживал их дух, организовывал крестные ходы, благословлял основывать новые общины, строить и реставрировать храмы, возрождать монастыри. Сегодня митрополит Нифонт авторитетный и влиятельный архиерей Украинской Православной Церкви. Что значит исповедовать Христа, как научиться радоваться, несмотря на невзгоды и несчастья, о проблемах и успехах своей епархии, он рассказал ЖМП.
Живая вера
— Ваше Высокопреосвященство, вы служите Церкви уже 35 лет. На ваших глазах сменились исторические эпохи, постоянные изменения претерпевает жизнь людей и сегодня, но очевидно, что, как и тысячу лет назад, главные духовные проблемы человека остаются прежними. Что для современного человека означает быть со Христом, что значит исполнять евангельские заповеди?
— Да, более чем за 35 лет много изменилось. Но Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (ср.: Евр. 13, 8). И Христова Церковь остается той же: Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Меняются исторические эпохи, и человеческая жизнь на земле подлежит изменениям. Враг рода человеческого имеет многовековой опыт, не ест и не спит, а всё время изощряется и выискивает разные способы, как погубить душу человека.
В минувшие времена были одни испытания веры, сегодня совсем другие. Раньше верующие люди свято хранили правила и традиции Церкви, терпеливо перенося посланные испытания, в радости прославляли Господа. У людей всегда была живая надежда на благодатную помощь Божию. И главное, в простоте сердец они любили друг друга по заповеди Иисуса Христа. Тогда сохранялось единство духа и веры. Даже среди атеистической пропаганды и богоборческих пятилеток Церковь Христова жила, верующие люди не забывали Своего Господа и созданную Им Церковь. Епископы и пресвитеры тогда как могли, так и совершали свое служение Церкви. Люди церковные тайно хранили православную веру и передавали ее из поколения в поколение.
Помню, когда я был настоятелем приходского храма села Рудка Козинская (Волынская область, Украина), в наш храм несколько лет подряд почти каждое воскресенье и в большие праздники (даже если это был рабочий день) приезжали два директора общеобразовательных школ из Тернопольской области (они жили и работали в 150 км от нас, в городе Кременце). Исповедовались и причащались вместе со своими семьями. Они всегда были жизнерадостны и глубоко сосредоточены во время богослужений. Однажды я спросил: «Почему вы ездите так далеко, ведь Почаевская лавра намного ближе к вам?» «О нет, батюшка, нас там очень быстро вычислят, — ответил один. — А здесь нас никто не знает, мы как дома: всё родное, по душе, мы будем держаться этого храма». Я крестил их детей, венчал родственников, заочно отпевал их близких и родных. Для меня они были ярким примером деятельной веры в те времена, а их работа в школе с детьми — это момент передачи живой веры своим поведением и жизнью школьникам.
Еще пример. В Ровно жила учительница, звали ее Валентина. Дети ее выросли и завели свои семьи. Она жила в однокомнатной квартире и вела монашеский образ жизни. Молилась, исполняя монашеское правило, соблюдала церковные посты, одевалась чисто, аккуратно и скромно. Спала на полу на подстилке из рогожи. Своим кротким словом и жизненным примером она привела ко Христу в Его Святую Церковь несколько десятков молодых преподавателей и сотни школьников. Светская наука и православная живая вера находили в этой учительнице единство цели — познание Творца и служение Ему образом своей собственной деятельной веры.
Сейчас совсем другое время, время свободы выбора. Открыты все возможности для изучения Священного Писания, в особенности главной евангельской истины: один Бог, одна вера, одно крещение и одна Церковь! Благодаря этому многие люди пришли в Церковь, и неважно в каком возрасте. Они нашли свой путь к Богу и стараются идти, принося плоды покаяния и добрых дел. Построены тысячи храмов и монастырей. Слово Евангелия открыто могут слышать школьники и студенты, заключенные и военные, врачи и ученые. Но враг нашел новые способы, как отвлечь людей от Бога.
Сегодняшние средства массовой информации настолько заполнены «свободомыслием», что простым людям тяжело разобраться, где истина. Многие «свободные проповедники» сбивают простодушных с истинного пути. Даже внутри Церкви, где должны царить мир и согласие, сегодня, к сожалению, есть разногласия и противостояние. Святой апостол Павел не просто просит, а умоляет нас: Братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 17−18). Смотрите, — говорит апостол, — братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием. безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2, 8; 18−19). Слово Божие говорит четко и ясно: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 15−16). Таковыми сегодня являются сектанты — агитаторы из-за рубежа, которые лукаво обольщают простых людей, навязывая им свою «истину» вероучения.
Грех непослушания наполняет сердца некоторых «церковных верующих» людей, которые, начитавшись таких «проповедников», отвергают многолетний православный опыт церковной жизни: сохранение единства и соборности Церкви Христовой, апостольскую преемственность, таинства Церкви, посты и монашество и т. д.
Сам Христос, придя на землю, смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Своеволие среди верующих людей приводит многих мало воцерковленных людей к охлаждению ревности в вере. На приходах не всегда верующие слушают своего батюшку. Например, у нас есть приходы, где люди хотят, чтобы священник служил на украинском языке, а не на церковнославянском. И винят священника, что он молится на «московском» языке. И в монастырях тоже иногда проявляется свободоволие, когда каждый хочет жить по своей воле. И переходят из одного монастыря в другой, желая жить по своему персональному уставу. Даже священнослужители не всегда проявляют послушание к своим епископам. Епископ делает замечание священнику в отношении того или иного проступка, а тот не исправляется, а говорит: «Не надо меня грузить, а то я вместе с приходом перейду к автокефалистам или раскольникам („Киевский патриархат“), и там меня всегда примут».
Непослушание и своеволие в церковной среде — это большая рана к погибели многих сердец. Утрачена духовная бдительность, ослабевают пост и молитва, угасает христианская любовь, гордость обуяла сердца многих. Каждый из нас является кузнецом своей вечной жизни. А ведь Христос не многого требует от нас: любить Бога больше всего и ближнего как самого себя. Эта заповедь на протяжении всей христианской эпохи не теряет своей актуальности. Кто искренне любит Бога, у того пост и молитва не ослабевают, и любовь не исчерпывается, ведь душа ищет постоянного и непрерывного общения с Творцом. Такое общение может быть только в мире и любви.
Поэтому жить по-евангельски — это значит любить и делать добрые дела. Любящий человек никому не причинит зла, он видит свои грехи, а поэтому прощает и молится за обидящих. И, конечно, поститься и молиться, каяться и причащаться святых таин Тела и Крови Христовых. Творить милостыню и проводить свою жизнь в трезвомыслии и благочестии. Это и означает быть со Христом и исполнять евангельские заповеди.
Верующий человек обязан всегда доверять Богу
— Апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16−18). Но как обрести в жизни настоящую непреходящую радость, которая жила бы в сердце, даже несмотря на житейские трудности, проблемы и несчастья? Что для этого нам нужно знать, понимать и делать?
— Апостол Павел всем христианам оставил свой мудрый совет. Только тот, кто имеет мир в своем сердце, тот всегда радуется, молится и за всё благодарит Бога. Многовековой опыт Церкви Христовой устами многих учителей и наставников всегда говорил и говорит, чтобы верующий человек стремился всеми силами стяжать мир в душе своей, а где мир — там и радость. Духовный мир стяжается глубокой сердечной молитвой к Подателю всех благ — Богу.
В современном мире верующему человеку трудно сохранить в своем сердце постоянный мир. Много различных факторов опустошают душу и разум. Враг — завистник человеческого спасения — вселяет в сердце множество суетных лжепроблем. Диавол всё делает, чтобы увести мысли человека в непроходимые лабиринты греховных страстей. Но Господь для этой борьбы дал человечеству два крыла — это пост и молитва. История Церкви показывает нам множество примеров богоугодной жизни подвижников благочестия, которые, не жалея своего тела, титаническими трудами и подвигами совершенствовали свои души, тем самым обретая радость о Господе. Господь говорит: Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2).
Одно время в Троице-Сергиевой лавре жил игумен Адриан. Человек глубочайшего смирения и беспрекословного послушания. У него было послушание в 1974—1976 годах отчитывать одержимых злым духом. Под Успенским собором в нижнем храме Всех русских святых батюшка смиренно совершал молебен и читал чин на изгнание бесов, на который собиралось более 300 человек. Отец Адриан был невысокий и худенький, но гигант смиренного духа. Когда его спрашивали, как он живет, он в детской простоте отвечал: «Потихонечку, бесов изгоняю, такое у меня послушание». Десятки людей, приходя к этому простодушному монаху, получали исцеление. Вот воистину сила Божия в немощи человеческой совершается. Многим известный архимандрит Кирилл, лаврский духовник, — воплощение милосердия и любви к страждущим во грехах людям. Батюшка не многословит, не лицемерит, а воистину любит всех во Христе Иисусе и милосердствует о всех.
Верующий человек не просто должен верить Богу — он обязан всегда доверять Ему, отдавать всего себя в волю Божию. Как младенец доверяется матери, так верующий человек должен полностью отдать себя Христу Спасителю. После этого все житейские трудности, проблемы и несчастья не станут поводом для потери душевного мира, а с ним и радости во Христе. Ведь тогда человек будет видеть и понимать, что действительно печалиться нужно о грехах, и в покаянии находить радость. Радость не покидает человека, в сердце которого царят мир и любовь.
— Но можно ли совместить радость с покаянием, сокрушение и внутренний мир? То и другое неизбежно присутствует в стремящемся к спасению человеке, но бывает так, что они вызывают внутренний конфликт и от одного люди отказываются в пользу другого. Чаще всего, акцентируя покаяние, забывают о радости.
— Господь нам говорит, что на небе бывает великая радость, когда на земле один грешник кается. Покаяние — это очищение, это снятие греха с души человека, просвещение разума. Покаяние — это баня, омывающая совесть. Освобождение души от греховной тяжести — это всегда радость. Человек, который совершил грех — преступление, после покаяния на исповеди обретает облегчение души, радуется о Господе. Постоянное сокрушение о грехах — это хождение пред Богом в страхе Божием. Ходящий во тьме греха не видит радости — света, а живущий во свете имеет мир внутри себя и радость о Господе, Который желает всем спастись и в разум истины прийти. Сокрушаясь о содеянных и покаянием очищенных грехах, надо помнить, что они уже прощены, и больше не совершать их. Радость — это следствие чистого, искреннего и настоящего покаяния. Сокрушение — это смиренная молитва о даровании нам памяти о грехах наших, чтобы не возгордиться и не дать места греху возвращаться в чистую душу. Чтобы не случилось внутреннего конфликта и не потерялась радость, нужно всегда помнить о неизреченном милосердии и любви Божией к Своему творению — человеку.
— Какие евангельские слова наиболее значимы для вас и какие из них вы чаще всего вспоминаете?
— Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф. 7, 12−13). Эти слова запомнились мне с юности, и я вспоминал их во многих жизненных обстоятельствах. Например, когда в 1967—1969 годах служил в Советской армии. В нашей части был парторгом некий Николаев. Он очень жестоко относился ко мне. Ему не нравилось, что я верующий и посещаю иногда храм Божий. Конечно, как солдат я старался изо всех сил исполнять все его приказания и в любом случае, если такое случалось, старался сделать для него что-то полезное. Осенью наш взвод собирал картофель на колхозном поле для части. В первую очередь мы хотели обеспечить картофелем своих командиров, в том числе и Николаева. Руководить сбором урожая поручили мне, и я старался выполнить поставленную задачу как можно лучше, вспоминая слова Христа Спасителя.
Но его придирки продолжались. Даже перед демобилизацией, когда я по приказу командира готовил все склады (продовольственный, обмундирования, хозяйственный) к передаче новому завскладом, Николаев объявил мне незаслуженно наказание — наряд вне очереди. Об этом узнал командир роты капитан Сараян и распорядился, чтобы Николаев снял с рядового Солодухи несправедливое наказание и извинился, что тот и сделал. Конечно, было немного досадно, но в такие моменты евангельские слова всегда были поддержкой и опорой.
В другом случае один из солдат несколько раз видел, как я после отбоя молился Богу, он кидал мне в спину свой сапог. После этого я быстро ложился в постель и продолжал дальше молиться. Однажды ночью, когда мой сослуживец крепко спал, я взял его сапоги, пришел в бытовую комнату, начистил их там до блеска и тихонько поставил к его койке. Утром он был потрясен и удивлен, как и кто почистил?! Так было несколько раз. Однажды он сказал мне: «Да, Вася, а ты и правда верующий. Удивительно, я тебе зло, а ты мне добро. Как это бывает?» Я ответил ему, что как видит, так и бывает. Впоследствии мы стали хорошими товарищами.
Исповедники веры
— Вы были знакомы с протоиереем Всеволодом Шпиллером и архиепископом Василием (Кривошеиным). Какие ваши личные впечатления об этих людях? Чем они запомнились вам?
— Да, с 1970 по 1974 год, будучи иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена, я служил во многих храмах Москвы, в частности в храме Святителя Николая в Кузнецах. Протоиерей Всеволод был очень любезен, умел общаться со всеми, кто к нему обращался, с самыми разными людьми. Он запомнился мне своей добротой и снисходительностью. У владыки Василия Брюссельского я был несколько раз иподиаконом, когда он приезжал в Москву. Именно в Свято-Никольском храме в Кузнецах он подарил мне Новый Завет с симфонией (брюссельское издание), который прошел со мной все студенческие, священнические годы. Я пользуюсь и сейчас этой книгой. Архиепископ Василий запомнился кротким и сильным духом, благоговейно и трепетно совершал Божественную литургию.
— Кто оказал особое влияние на ваше становление как христианина и архипастыря и почему?
— Первым примером христианской жизни для меня была моя бабушка Евфросиния, которую я называл мамой. Ее терпение, глубокая вера и искренняя молитва всегда окрыляли меня. Доброе отношение со всеми соседями, простота, чистота и искренность были ее украшением. А еще ее особое отношение к бедным старичкам и калекам, бескорыстная помощь людям в беде. Весной 1955 года, когда сгорел наш маленький деревянный домик, покрытый соломой, бабушка Евфросиния говорила: «Не будем плакать и обвинять виновного. Бог нас не оставит. Пережили войну, переживем и эту беду». Односельчане помогли, и бабушка вскоре купила такой же скудный домик, где мы и жили. Сама была бедной-пребедной, но всегда принимала в свой дом инвалидов, калек, слепых, которые ходили по селам и собирали подаяние. У бабушки эти нищие всегда могли отдохнуть, привести себя в порядок и идти дальше.
А образцом пастырского служения стали для меня протоиереи Стефан Герасимов, Евгений Червинский и Иоанн Хильчук. 1960−1970-е годы, когда закрывались храмы, детей не пускали в церковь, священство притесняли. Священник как воин хранил то, что было в его силах. Главное — это его богоугодная жизнь как пример другим для подражания. Вот такую благочестивую жизнь не на словах, а на деле, и самоотверженное служение я увидел тогда в этих священниках. Протоиерей Стефан Герасимов служил в Преображенском храме поселка Старая Выжва. С большой любовью он относился к храму и богослужению. По-отечески относился к стареньким людям, сиротам, слепым и калекам, всегда подавал милостыню. А за советом к батюшке приходили все: учителя, врачи, работники государственных учреждений, многодетные и одинокие матери. Он дал мне рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию.
Протоиерей Евгений Червинский, настоятель Крестовоздвиженского храма в поселке Заболотья Ратновского района на Волыни, нес тяжелый жизненный крест, но терпеливо служил Богу и людям. Очень часто сельский председатель Березнюк беспокоил священника — то не крести, то не венчай, то не отпевай. Один раз Березнюк вызвал отца Евгения в сельсовет и спросил: «Вы вечером венчали кого-то в храме?» «Нет». «А тогда почему в церкви горел свет?» Священник объяснил, что просто зашел в храм взять огарков, чтобы дома читать при свечах правило. Начальник упрекнул протоиерея, что не хорошо батюшке врать, а надо говорить правду. «Если я скажу правду, — ответил отец Евгений, — от этой правды пострадают невинные люди, чего я, как священник, допустить не могу».
В другой раз отец Евгений случайно встретился в парикмахерской с председателем сельсовета, который тоже зашел постричься. «О, батюшка, а ведь Христос имел бороду и волосы, а вы постригаетесь», — усмехнулся Березнюк. Отец Евгений после короткой паузы ответил: «Да, Христос имел бороду и волосы, и я имею. А вот вы, господин председатель, совсем ничего не имеете, а ваши учителя Карл Маркс и Фридрих Энгельс имели вот такие бороды!»
Через некоторое время у председателя сельсовета умерла мать, которая завещала, чтобы ее похоронили по церковному чину. Она была благочестивой христианкой и часто посещала храм, но сын-начальник не выполнил просьбу матери. В день похорон гроб с телом усопшей везли на грузовой машине. За двадцать метров от храма, посреди дороги, вдруг заглох мотор. Оказалось, кончился бензин. Вся похоронная процессия также остановилась. Прошло более двух часов, пока доставили бензин. За всем этим наблюдал отец Евгений возле церковного дома. После этого как-то председатель сказал батюшке, что, вот видите, я похоронил маму и без вашей помощи, и без церкви. Священник ответил: «Два часа стояла машина с гробом вашей матери возле церкви, как вы думаете почему? Разве водитель не знал, сколько нужно бензина, чтобы доехать до кладбища? Сотни людей, которые провожали вашу маму, сегодня говорят, что в тот момент ангелы взяли ее душу в храм и совершили отпевание, а потом только машина поехала дальше».
Протоиерей Иоанн Хильчук, настоятель Свято-Михайловского храма в селе Хотешове Камень-Каширского района на Волыни. Тогда еще молодой священник, но весьма ревностный к проповеди и служению. Пять часов утра, а в храме уже полно людей, как говорят, негде яблоку упасть. Очень требователен и строг в хранении благочестивой христианской жизни. Постник и молитвенник. Живое слово его проповеди проникало в сердце каждого слушателя. Сотни людей ехали со всех сторон к этому батюшке, чтобы духовно укрепить свою веру и очистить в покаянии свое сердце и душу. Ни один раз его вдохновенная проповедь зажигала в сердцах верующих жертвенную любовь к окружающим. Дух его веры жив до сих пор на приходе, где батюшка служил в молодые годы. Он еще жив и служит, вознося искренние молитвы обо всех.
— Кто из святых служит для вас ориентиром и авторитетом в духовной жизни и почему?
— Весной 1967 года я впервые прочитал житие преподобного Алексия, человека Божия. Это было потрясением моей юной души (мне было 19 лет). Второй раз подобное пережил, когда впервые посетил Почаевскую лавру и не мог отойти от раки с мощами преподобного Иова Почаевского. С этого момента появились мысли о монашестве. И когда в 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию, уже там прочитал житие Преподобного Сергия Радонежского. Их богоугодная, подвижническая, терпеливая жизнь и до сих пор служит мне примером и вдохновением.
Ревность не по силам
— Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего совершают молодые священники в окормлении своей паствы? И как этого избежать?
— Для священнослужителя руководством в житии и служении должны быть слова Христа Спасителя, которые Он завещал Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19−20). Кроме того, пресвитер церковный должен внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20, 28). Апостол Павел пишет к Тимофею: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Нарушая эти наставления, молодые священники совершают грубейшие ошибки в своей пресвитерской жизни. Когда священник слишком увлекается себялюбием и, не имея никакого опыта, хочет показать себя мудрее своих собратий, он впадает в грех слепой гордости. Гордость воспаляет зависть, а зависть убивает живую веру.
Был молодой священник, который по своей простоте начал молиться о бесноватых. Стали приезжать к нему больные, страждущие, а он, думая, что имеет силу изгонять нечистых духов, продолжал восхищаться «своими» успехами. В Почаевской лавре опытные старцы посоветовали ему бросить это дело: «Это не по твоим силам, у тебя жена, дети, брось отчитки и молись сокрушенным сердцем». Его собратья священники говорили то же самое, но он никого не слушал. После того как появилась у него болезнь головы, тогдашний архиепископ Дамиан запретил его в священнослужении. Когда он подлечился, ему снова разрешили служить, но батюшка уже слишком высоко думал о себе. Болезнь прогрессировала, и в итоге нежданная смерть (после простуды отказали почки) положила конец всему, что имел этот молодой иерей. Чтобы этого избежать, надо со смирением повиноваться евангельским заповедям, церковным правилам и своему правящему архиерею. Но главное, на мой взгляд, нужно совершать свое служение смиренно и ревностно, отдавая всего себя с любовью Богу и людям.
— В одной из бесед вы сказали, что активно стараетесь поднять авторитет Церкви благотворительными акциями. А что такое авторитет Церкви применительно к вашим условиям? На чем он основан и как его можно укрепить?
— Авторитет Церкви — это ее жертвенное служение обществу. После периода атеистического разгула для Церкви настало благодатное время благовествовать миру евангельское слово. Проповеди Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов подкреплялись добрыми делами, а евангельское благовестите имело большой успех. Слово Божие говорит, что вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Сейчас люди ожидают от Церкви деятельной любви. И поэтому нам, православным христианам, надо все силы направлять, чтобы Церковь имела живой пример жертвенной любви ко всем людям.
Слава Господу, тяжелое время уже немного уходит, когда прихожан Украинской Православной Церкви гнали, били, забирали храмы, постоянно клеветали и злословили как на церковную иерархию, так и на простых мирян на всех митингах и собраниях, когда призывали народ к ликвидации «московской церкви». Но верующие не переставали молиться, основывать новые общины, строить храмы, реставрировать старые, возрождать монастыри. Вместе с тем потихоньку удается налаживать сотрудничество с разными государственными и общественными организациями, проповедовать через СМИ. Православным волынянам не только удалось сберечь единство веры и Церкви, но и регулярно проводить разные благотворительные акции для поддержки сирот, одиноких престарелых людей, инвалидов, слепых, многодетных семей. Кроме того, много добрых дел простых мирян остается скрытыми для общества. Это был и есть действенный шаг православных волынян, которые не только знают, но и стараются исполнять слова Христа Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
Справка
На 1 января 2013 г. Волынская епархия (это половина Волынской области — восемь районов: Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский) насчитывает 374 общины и 264 храма (168 построенных после 1990 г.). В г. Луцке 19 действующих храмов, шесть из которых строится. Строительство собора Всех святых земли Волынской находится в стадии возведения арочных перекрытий. Волынская епархия до сих пор не имеет епархиального помещения, а размещается в небольшом церковном домике. Все средства уходят на строительство кафедрального собора. В августе 1992 г. сотрудники епархиального управления оказались практически на улице, когда раскольниками были отняты и кафедральный собор, и помещения епархиального управления, и все здания Волынской духовной семинарии. Волынская епархия остро нуждается в молитвенной и финансовой помощи.
Справка
Митрополит Волынский и Луцкий Нифонт родился 5 октября 1948 г. на Украине в крестьянской семье. После окончания школы служил в армии и работал.
С 1971 г., являясь студентом Московской духовной семинарии, исполнял послушание иподиакона Патриарха Пимена (Извекова). В 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре принял постриг. В 1979 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1977 г. рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка Козинская Волынской епархии. С 1985 г. в сане игумена, с 1988 г. возведен в сан архимандрита. В 1990 г. решением Синода УПЦ избран епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. В 1993 г. возведен в сан архиепископа, в 2001 г. — в сан митрополита. С 2012 г. — митрополит Волынский и Луцкий.
http://www.e-vestnik.ru/interviews/mitropolit_nifont_beseda_s_duhovnikom_6917/