Русская линия
Вестник Русской линии01.02.2002 

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ

Общественная организация «Православный Санкт-Петербург» учреждила ежегодную Премию имени Сергия Нилуса.
Премия учреждена для поощрения наиболее цельных и общественно-значимых литературных трудов современных писателей, поэтов, публицистов и общественных деятелей, посвященных духовной жизни русского народа, его прошлому, настоящему и будущему. Учреждая премию имени Сергея Нилуса Председатель «Православного Санкт-Петербурга» Сергей Евгеньевич Васильев продолжает добрую дореволюционную традицию присуждения именных премий для поощрения русских писателей и ученых, их исторических исследований и литературных работ. Прекрасным примером такого возрождения явилось возобновление несколько лет назад, по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, одной из наиболее престижных до революции Макарьевской премии. Нет сомнений, что новая премия послужит благородному делу возрождения духовности в России и станет престижной наградой для православных авторов.

Жизнь и творчество выдающегося русского духовного писателя Сергея Александровича Нилуса, имя которого послужило для основания премии, является ярким примером беззаветного служения Православию и России в смутные времена начала ХХ века. Рядом своих исторических, назидательных и поистине пророческих книг Сергей Нилус сумел составить необычайно яркую и, в тоже время реальную картину духовной жизни России своего времени. Господь наделили раба Своего Сергия не только недюжинным литературным талантом, но и особой духовной чуткостью, прозорливостью в истолковании грозных знамений начала ХХ века. Не случайно именно ему суждено было первым опубликовать записи бесед преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым, этой «благой вести» о грядущем страшном и великом будущем России. Немалая заслуга Нилуса в подготовке прославления великого Саровского чудотворца.

Другой великий русский святой праведный Иоанн Кроншдадский благословил писателя на долгие труды на ниве православного просвещения, которые проходили под благодатным духовным покровительством Оптинских старцев. Преподобный Варсонофий Оптинский ряд лет окормлял супругов Нилусов, был щитом и покровом трудов писателя до самой своей кончины в 1913 году. По благословению этих двух подвижников духа Сергей Александрович впервые опубликовал знаменитые «Протоколы сионских мудрецов», в которых раскрывается сатанинский план захвата власти и подготовки воцарения антихриста в христианской Европе. Немалым мужеством надо было обладать, чтобы решится на такую публикацию, но «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф.5.6) сказал Господь, и сохранил чету Нилусов в огне гражданской войны и красного террора, когда за одно только хранение «Протоколов» можно было попасть под кровавый нож ЧК. Сергей Нилус, хотя и не без скорбей, мирно пережил десять лет советской власти и скончался в России в 1928 году.

Прикоснувшись к неисчерпаемым духовным сокровищам Православия, Сергей Александрович щедрою рукой делился ими со своими читателями, в числе которых были и венценосные особы, и простые верующие. «На берегу Божьей реки», «Святыня под спудом», другие произведения писателя вводят нас в чудный мир русского православия, знакомя с удивительными примерами подвижничества, являются не только утешением, но зачастую и добрым советчиком. Для современных духовных писателей книги Сергея Нилуса являются безусловным творческим ориентиром, и учреждение премии его имени должно стать хорошим стимулом их трудов.

Первое присуждение Премии имени Сергия Нилуса за 2001 год состоялось 13 января 2002 года в помещении Института текстильной промышленности в Санкт-Петербурге.

Первая Премия за 2001 год присуждена ведущему исследователю наследия С. Нилуса московскому писателю Александру Николаевичу Стрижеву, издателю собрания сочиненй Нилуса.

Второй Премии удостоен известный санкт-петербургский писатель Валерий Николаевич Лялин за цикл рассказов, посвященных духовной жизни Санкт-Петербурга и России в 70−80 годах.

Третия Премия присуждена руководителю Школы трезвения Санкт-Петербургского православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия Владимиру Алексеевичу Михайлову за издание «Листков трезвения».

Русская линия


НИЛУС Сергей Александрович (28.8.1862−1/14.1.1929), русский мыслитель, духовный писатель и общественный деятель. Один из выдающихся поборников идеалов Святой Руси.

По воспоминаниям современника, «это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима». Сергей Александрович был высокого роста, очень представительный, с большой окладистой бородой и сильной проседью, с выразительными карими глазами. Дома он носил русскую рубашку и высокие сапоги и, несмотря на скромную эту крестьянскую одежду, походил типом на русского боярина.

Родился Ннлус в небогатой помещичьей семье, проживающей в хлебосольной православной Москве с сорока сороками ее церквей, с их величавым колокольным звоном. Детство, отрочество, юность будущего писателя проходили в нарастающем отчуждении общества от церкви, когда обязательное говение на Страстной седмице многими уже воспринималось как некая повинность. Доброта матери, няни, непрерывно творивших благое ближнему со скромностью, свойственной только христианам, уклад родового имения Золотарево (Мценскнй у., Орловская губ.) не дали погаснуть в душе неясно сознаваемой любви к Богу.

По окончании гимназии и университета С.А. Нилус несет службу чиновника в различных местах Империи, по выходе в отставку хозяйствует в деревне. Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло в Троице-Сергиевой лавре, у нетленных мощей преподобного Сергия Радонежского.

Окончательное обращение православного в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к святому отцу Иоанну. Здесь, припав к ногам желанного утешителя, Нилус говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на сердце. «Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние: впервые я всем существом своим постиг значение духовника как свидетеля этого великого Таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божней в корне зло греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним Всевидящим и Невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости: горделивое сознание не унижает в тайной исповеди перед Всемогущим того, что человеческое ничтожество называет своим „достоинством“. Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле, и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости — это не есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей своей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодетельствованного, ниспослал мне свое прощение, когда о. Иоанн сказал мне: „У Бога милости много — Бог простит“. Какая это была несказанная радость, каким священным трепетом исполнилась душа моя при этих любвеобильных, всепрощающих словах! Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после моей сердечной исповеди у о. Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным».

Так, в зрелом возрасте он выбрал стезю духовного писательства. В 1903 в свет выходит первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая пять изданий. «О, благословенная моя Оптина!» Ей, «Калужскому Сарову», из шести томов своих сочинений Нилус посвятил четыре. Здесь, на берегу тихой омутистой Жиздры, вместе с женой Еленой Александровной Озеровой (1855−1932), близким по духу человеком, провел он пять лет. В Оптиной, как рыбарь, сидящий на берегу Божьей реки, Нилус улавливал своим неводом дары благодати Духа Святого. Разбирая богатейший оптииский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев. Эти материалы составили два тома — «На берегу Божьей реки» и книги «Сила Божия и немощь человеческая» и «Святыня под спудом».

В 1905 во 2-ом издании своей книги «Великое с малом» Нилус осуществляет публикацию Сионских протоколов — тайного иудейско-масонского документа — программы борьбы против христианской цивилизации. Публикация этого документа вызвала широкий резонанс в России и мире, открывая многим глаза на настоящую подоплеку исторических событии к. XIX—XX вв. На публикацию Сионских протоколов Нилус получил благословение св. Иоанна Кронштадтского, оптинского старца Варсонофия, священномученика митрополита Владимира Киевского, архиепископа Никона Рождественского.

После отъезда из Оптиной в мае 1912 Нилусы живут на Валдае, где усердием патриарха Никона был воздвигнут Иверский Богородичный монастырь. Обитель славилась подвижниками и тайнозрителями. Здесь С.А. Нилус продолжает разрабатывать основную тему своего творчества — апокалиптические события грядущего времени. «О том, чему не желают верить и что так близко», — таким эпиграфом он предварил самую провидческую свою книгу «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле» («Близ есть, при дверех»), увидевшую свет в 1911 и выдержавшую четыре издания. Последнее, предпринятое в январе 1917, было по приказанию Временного правительства почти полностью уничтожено.

Революция застала Нилуса в Малороссии, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Было все: гонения, преследования, обыски, и что ни год, то строже. За чтение его книг расстреливали, но Нилус, укрепясь молитвою, не впадал в уныние, а хранимый Самим Господом, продолжал писать о проявлении Волн Божией — о чудотворениях, о спасительной силе покаяния, о Церкви как водительнице совести. Эти материалы легли в основу второй части книги «На берегу Божьей реки».

Кончина писателя последовала в канун блаженной памяти преподобного Серафима Саровского, которого Сергей Александрович так чтил и для всенародного почитания которого так много сделал. Погребен С.А. Нилус был возле храма в селе Крутец (в семье настоятеля этого храма прожил он последние годы своей земной жизни) Александровой Слободы, вотчины Грозного. Ныне верными почитателями памяти С.А. Нилуса установлен осьмиконечный крест на могиле этого выдающегося русского духовного писателя.

До наших дней уцелели пророческие письмена Нилуса, и ныне они будят людей от духовного сна, оставаясь горящими светильниками глубокого живого евангельского духа, указующими путь жизни по вере для великого русского народа.

А. Стрижев. Святая Русь. Энциклопедический словарь Русской цивилизации.


https://rusk.ru/st.php?idar=6088


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика