Нескучный сад | Диакон Августин Соколовски | 03.05.2013 |
В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Евангелие говорит нам о том, что когда Господь наш Иисус Христос был распят на Кресте, солнце померкло, и наступила тьма. Эту тьму переживали не только те, кто присутствовал тогда перед Крестом Христовым. Но и все мы, воспоминающие Страдание Господа нашего, переживаем эту необыкновенную ночь, когда солнце как бы робеет, скрывая свои лучи. Мы переживаем тьму, но тьма эта исполнена света. Это свет, исходящий от лица Христова, свет факелов, принесенных теми, кто пришел взять Господа на Крест, и это свет свечей, которые мы приносим и держим в руках, слушая Евангелие Страдания.
Свет Христов освещает апостолов. Он освещает Первоверховного Петра, обещавшего Христу умереть за Него, но испугавшегося пения петуха. Свет Христов освещает предателя. Но предатель боится света Христова и поэтому лицо его видно при свете факелов. Свет Христов освещает и таинственных персонажей евангельской истории, о которых нам почти ничего не известно, кроме нескольких слов Евангелиста. Так, жена Пилата посылает к правителю с просьбой отпустить Праведника, ибо она «много пострадала за него». Свет освещает и того, кто на слова Христовы о том, что Он не сделал и не сказал ничего плохого или тайного, бьет Его по лицу, говоря: «Так ли отвечаешь первосвященнику?» Дерзость этого поступка настолько возмутила первых слушателей Евангелия, что в одном из апокрифов говорится, что ударивший Христа был тем расслабленным, которого Господь в свое время исцелил у иерусалимской купели милосердия. Он не знал имени Исцелившего, узнав же, тотчас объявил иудеям, что это Иисус. Тогда Господь предупредил его: «Не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшее» (Ин. 5, 14). Здесь мы видим всю глубину предательства, которая не может скрыться и во мраке ночи, видна при свете факелов.
Среди всех тех, с кем мы сегодня предстоим перед Крестом Христовым, есть два человека, с которыми мы связаны особенным образом. Это Понтий Пилат. Евангелист Иоанн проникнут к нему какой-то особой симпатией. Во всем повествовании Евангелия чувствуется желание обвинить иудеев и оправдать Пилата. Пилат говорит со Иисусом, он спрашивает Его, откуда Он. Пилат спрашивает об истине. Пилат по-своему бессмертен. Это вечный персонаж человеческой истории. Он близок каждому. Каким-то странным образом он напоминает идеальный образ демократического правителя. Ведь он не желает принять инициативу решения на себя, но весь суд отдает народу, зная, что народ может оказаться неправ. Пилат потрясающе напоминает современного человека, человека, который в глубине сердца знает, что истина есть, но задается вопросом: «А что есть истина?». Пилат — прообраз агностика, прообраз всякого человека, который не знает о Боге, потому что не хочет больше знать.
Разбойник. Неведомый, никому не знакомый разбойник, распятый рядом со Христом на Кресте. Разбойник в самый последний момент своей жизни — этой совершенно неизвестной, покрытой мраком жизни — освещается светом лица Христова и исповедует Его праведность. Он просил вспомнить его во Царствии, но Христос обещал ему рай.
Свет лица Христова и свет принесенных нами свечей объединяет нас, объединяет апостолов, объединяет нас с ними перед лицом Христовым. Он объединяет нас, указывая нам на то, что мы спасены Его словом, словом обетования подобно разбойнику. Мы освещены светом лица Христова и спасены Его обетованием. Свет Христов просвещает нас, и свет Христов побуждает нас молиться и просить у Христа Распятого за всех тех, кто, подобно Пилату, отказывается или не может видеть свет. Не случайно, по древней традиции, именно в этот день Церковь просит Бога пролить свой свет на всех тех, кто, подобно преследующим Христа и предающим Его, остается лишь во мраке света факелов, скрываясь от света лица Богочеловека.
Мы уповаем и мы просим Господа, чтобы благодать Креста просветила всех тех, кто, как Пилат, не знает, что есть истина. Мы просим, чтобы Господь даровал всем, кто распинает Его, не принимая в мире, кто преследует Церковь, кто во имя Божие творит зло и насилие, быть прощеными, быть принятыми, принять дар веры и услышать обетование: «Сегодня будешь со мной в раю». Аминь.