Фома | Сергей Худиев | 02.05.2013 |
Мы вошли в Страстную Седмицу, когда Церковь вновь ставит нас перед Благой Вестью, которую она возвещает со времен Апостолов: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, (1Кор.15:1−4)»
О чем говорят эти слова — «Христос умер за грехи наши?»
Во-первых, о грехе. Представьте себе, что мы празднуем мой день рождения в каком-нибудь ресторане, и Вы спрашиваете — «я слышал, у тебе были какие-то неприятности? Ты попал под суд?» — «Да — весело отвечаю я — было дело, мне светило пожизненное, но суд пришел к выводу, что я, в общем-то, неплохой человек, да тут, к тому же, мой невиновный друг принял всю вину на себя, он и отправился в тюрьму». Вы, очевидно не поймете, о чем речь — если суд пришел к выводу, что я неплохой человек, и не заслуживаю кары, то зачем же невиновному нести эту кару на себе? Спасать меня от наказания за мои преступления просто не нужно.
Если невиновный несет тяжкую кару за мои преступления, это неизбежно означает, что я эту кару заслужил — что я вовсе не являюсь «неплохим человеком». Меру моей преступности я начинаю понимать, когда вижу, куда за меня отправился другой. Пророки и апостолы постоянно говорят о том, что Христос умер за грешников — за плохих людей, не заслуживших ничего, кроме осуждения. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18). Снова и снова Писание утверждает, что Спаситель «за преступления народа Моего претерпел казнь. (Ис.53:8)», «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:12)»
Желание как-то уйти от этих бьющих в лицо слов, сказать, что Пророки и Апостолы имели в виду что-то совсем не то, что сказали, совершенно понятно. Ведь если принимать их слова в прямом смысле, это просто значит, что мы заслужили осуждение перед судом Божиим. Более того, лично я заслужил осуждение — поскольку мы верим в то, что Спаситель умер не за абстрактный человеческий род, но за каждого грешника лично — как говорит Святой Апостол Павел, «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:20)» Вера во Христа не дает нам возможности сказать, что мы «несть, яко прочие человецы» — мы именно как прочие человецы, грешники, виновные и испорченные.
Мы видим, что грех поистине заслуживает осуждения. Мы обычно с этим не спорим — когда речь идет о грехах других людей, особенно, грехах совершенных против нас. Но наши грехи — это совсем другое дело; это почти невинные шалости, которые должны бы вызывать у Бога снисходительную улыбку, да и вообще мы жертвы — других людей, обстоятельств, генов, и еще чего-нибудь. Крест говорит о том, что это не так. Наши грехи не заслуживают снисходительной улыбки — они заслуживают тяжкого осуждения.
Но Крест — и это очень важно — говорит о прощении. Бывает дешевое прощение — например, когда какие-то люди осыпают меня в интернете бранью, оскорблениями и заведомо невыполнимыми угрозами, мне легко прощать их. Секрет моего великодушия очевиден — мне нет до них никакого дела. Легко выглядеть терпеливым, когда мне просто наплевать. Я прощаю их не потому, что я их люблю — а как раз наоборот, потому что ими пренебрегаю. Когда люди спрашивают, почему бы Богу просто не списать наши грехи, безо всякого Креста, мы же запросто прощаем друг друга — они говорят о дешевом прощении. Вот я сейчас обругаю Путина, Обаму, Меркель и всех мировых лидеров поносными словами — и мне ничего за это не будет. Потому что меня они меня любят и простят? Нет, потому что они просто не знают о моем существовании, а окажись я случайно в их поле зрения — так и не обратят внимания.
Бог дарует нам дорогое прощение — Он принимает наши поступки всерьез, Его суд — это проявление Его любви, Его глубочайшей заинтересованности в сотворенном Им мире и людях. Поэтому Его прощение оплачено оплачено дорогой ценой — и оплачено Им, не нами. Как слышим мы на каждой Литургии, «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:28)»
Дешевое прощение дает нам понять, что нами пренебрегли. Дорогое прощение убеждает нас в том, что нас возлюбили, подняли из грязи и омыли, чтобы ввести в дом. Дешевое прощение не дает ничего — дорогое прощение делает нас новыми людьми, призванными к новой жизни.
Крест говорит об этом — мы грешники, и мы заслужили осуждение, но мы приняты и прощены, потому что Сын Божий возлюбил нас и предал Себя за нас.