Православие и Мир | Протоиерей Георгий Бреев | 02.05.2013 |
Собственно, Великой Средой оканчиваются дни Великого Поста как времени покаяния: в последний раз прочитана молитва Ефрема Сирина, в последний раз сделаны земные поклоны в церкви. Даже церковные напевы и песнопения принимают другой характер.
Великий Четверг раскрывает новую страницу. До Пасхи иудейской остается два дня, и прежде этой Пасхи Господь раскрывает ученикам свое сокровенное желание: будет новая Пасха, Его воскресение, которое откроет вечную бессмертную жизнь.
В то же время Он говорит: «Я желаю совершить Пасху с учениками моими!» То есть Он хотел в последний раз разделить священнодействие, которое лежало в основе всего Ветхого Завета, считалось одним из величайших событий: избавление иудейского народа из египетского плена, в память которого совершалось вкушение агнца.
Господь дает указания одному из близких к нему людей: во-первых, Он хочет, чтобы на этой Пасхе никого не было, кроме учеников Его, чтобы даже место, где они будут ее содержать, было никому не известным. Поэтому Он не указывает ни хозяина дома, ни места, а посылает одного из учеников и говорит: на пути тебе встретится человек, который будет нести в кувшине воду, следуй за ним и, когда он будет входить в дом, обратись к хозяину: «Учитель хочет у тебя совершить Пасху со своими учениками».
Интересно, что Он не называет имен. Исследователи Священного Писания считают, что этим хозяином дома был тайный ученик Христа — праведный Иосиф Аримафейский. Он был человек очень состоятельный, имел свои строения.
Горница Тайной Вечери открыта до сего дня для паломников. Я сам был в этой горнице. Она сейчас отреставрирована, и выглядит не настолько грандиозно, как хотелось бы. Когда я был там, я думал: «Вот, я стою на этом месте, где совершилась Тайная Вечеря».
Входят ученики со Спасителем, вкушают Пасхального агнца, хотя еще не было Пасхальной Субботы, и по закону иудейскому еще не было принесения жертвы. Но Христос — уже новая Пасха, новый Агнец Божий. Он хочет показать всю свою любовь, всю свою приверженность закону Божьему — не просто традиции, а глубочайшим основам веры, поэтому Он совершает это величайшее таинство.
Как оно открывается? Господь склоняется к ногам своих учеников и омывает их. Это привело многих в недоумение.
Петр, будучи ревностным последователем, говорит: «Господи, Тебе ли, моему Богу и Учителю, омывать мне ноги? Да кто я такой, чтобы мог допустить это?!» Он воспротивился в ревностном негодовании: «Да не умыши мои ноги вовек», а Господь говорит: «Если Я тебе не умою ноги, то не будешь иметь части со Мной». Тогда апостол Петр говорит: «Тогда не только ноги, но и голову, руки, всего меня!», а Он отвечает: Достаточно умыть ноги, чтобы ты был чист. И все вы чисты, кроме одного, который предаст Меня".
Это таинство имеет место и сейчас. В Архиерейском служении Великого четверга существует чин омовения ног. Он существовал и в древности, и в этом году Святейший Патриарх тоже его совершит.
Оно показывает таинственно каждому из нас: кто бы ты ни был, даже в звании апостольском, ты никогда не будешь достойным для того, чтобы принять то, что предложит и совершит Спаситель и Бог, а предложит Он таинство Своего Тела и Крови.
Многие приходящие каяться говорят: «Батюшка, я не достоин, я не достойна!». Дорогие мои, да если б мы с вами совершили всё, что только заповедано нам, всё равно мы по самой сути грехоносцы и мы всегда будем недостойны! Тут говорить о достоинстве никто не может. Если Иоанн Златоуст говорит: «Верую, Господи, и исповедую, что сие есть Тело и Кровь Твои, Ты пришел грешников спасти, от них же первый есмь аз», — великие святые называли себя перед лицом этого великого Таинства самыми последними грешниками.
Господь совершает это Таинство после вкушения пасхального агнца: Он берет хлеб, преломляет его и говорит: «Это — Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Примите, ядите!», — и раздает апостолам. И после того как они приняли этот благословенный хлеб, тело Христа Спасителя, Он предлагает чашу по окончанию вечери: «Это — кровь Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая».
Мы знаем в Священной истории много заветов, установленных Господом. Завет с Адамом, завет с Ноем, завет с Авраамом, завет с пророком Моисеем на Синайской горе — союзы с теми людьми, которых Господь избирал, чтобы они принесли веру в единого Бога Творца и Создателя и приобщили народы, весь мир. В Великий четверг по слову Господа совершается Новый Завет, состоящий в принятии крови Господней, которой очищается и обновляется творение Божие. Кровью Богочеловека нам дано звание Сынов Божьих.
Это самая суть Великого Четверга: установление не только Таинства Святой Евхаристии, но и всего Нового Завета крови Господней. Этот завет проповедовался Спасителем во все дни Его земной жизни, а суть его: «Я исполняю волю Бога Отца, который возлюбил вас. Я иду отдать Свою жизнь, имея власть не отдавать её, с полной готовностью, чтобы вот вы стали чадами Нового завета».
Это средоточие Великого Четверга. В этот день мы вступаем в новый период. Со всяким христианином величайшей ценой, ценой пролития крови Единородного Сына Божия установлен завет. Он дает нам великую надежду и великую радость. Перед его лицом, его силой и властью, преодолевается всякий наш грех, всякая наша неправда.
В народе Великий Четверг называется Чистым. Начинается подготовка к Пасхе: в селах закалывали скотину и солили мясо на Пасхальные дни, готовят к совершению Пасхи дома, чистят иконы, убирают, готовят куличи и пасхи, красят яйца — такой традиционный православный уклад всегда был.
Прежде всего, мы готовим к Пасхе самих себя, приобщаясь к Богослужению. А подготовка дома ко встрече с родными в праздник — уже во-вторых.
В Великий Четверг установилась еще одна традиция — освящение мира. Миро нужно для одного из таинств — миропомазания, без которого наше крещение не получило бы полноты и завершенности.
Освящение мира совершается Святейшим Патриархом. Варится миро из множества натуральных трав из восточных стран в специальных сосудах — огромных чанах, на целый год. Потом разливают в маленькие сосудики священникам. У меня только на дне осталось.
Мы знаем о таинстве миропомазания из Ветхого Завета. Им возводились цари на престолы, помазались избранные Богом пророки. Священство совершается через руковозложение, которое тоже считается таким помазанием миром. «Яко миро на главе, сходящее на браду Аароню».
Все это совершается только в Великий Четверг. Это день, когда Господь не только Себя уготовал, чтобы искупить наши грехи, но и совершил таинственный божественный подвиг — тайну единения учеников с Собой.
На Тайной Вечере Господь не только поучал, но и совершил первосвященническую молитву. Ее передает 17 глава Евангелия от Иоанна. Господь в ней молится Богу Отцу о том, чтобы имели веру Божию последователи Его, чтобы единство их соблюдено было ими во все дни жизни. Он говорит в этой молитве, что идет готовить обители для своих учеников, что Он будет вознесен и низпошлет Духа Святаго на апостолов. И так же указывает на таинственное единение каждого верующего человека со Христом. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Так обозначает Господь, что, собственно, жизнь вечная — это знание Бога, Святой Троицы, поучений Господа и Спасителя Христа.
Первосвященническая молитва очень трогательна, Господь изливается в ней, говоря о любви с Отцом, предлагает в ней таинственное, благодатное, высокое учение, в котором изображается вся суть христианской жизни, упование на Бога и то сокровенное единство, которое Он устанавливает с этого дня.
http://www.pravmir.ru/protoierej-georgij-breev-o-velikom-chetverge-video/