Русская линия
Православие.RuСвященник Павел Сержантов02.05.2013 

О Страстях Христовых и книге Иова

Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете. Удивительно раскрывает свои смыслы книга Иова. Ее положено читать Великим постом на церковных службах. Она готовит нас к встрече со Страдавшим и Воскресшим Христом.

Иов на гнище
Иов на гнище
О чем повествует ветхозаветная книга? О взаимоотношениях Бога и человека, как и любая другая библейская книга. Господь правит миром, награждает праведников и наказывает грешников. Но, как видно из книги Иова, не всякое бедствие есть наказание за грех.

В святой книге мы читаем о том, как Иов переживает тяжкие предсмертные муки, и его друзья призывают его покаяться, чтобы наказание от Бога прекратилось. Друзья не видят, что Иов принимает муки не за свои тайные грехи, что виновник страданий Иова — сатана, который завидует Богу и ненавидит служителей Божиих. Иов борется с сатаной. Христос принимает муки, как Иов, — не за себя, не за свои беззакония. Христос распят за чужие грехи.

Иов занимал высокое положение, был окружен почетом, потом все — детей, имущество, здоровье — и умирает в горьком отчуждении от человеческого общества, за городской стеной (греч. экафито эпи коприас эксо тис полеос, Иов 2:8). И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился, продлевает его жизнь на многие годы. И Господь наш Иисус Христос умирает за стеной Иерусалима. И воскресает к вечной жизни. И дает новую жизнь всем, кто в Него поверит.

Добро и зло в книге Иова ведут непримиримую войну. Злая сила обнаруживает большое могущество, но добрая Сила оказывается всемогущей. Бог — в полном смысле слова всемогущ, и Его служитель Иов обнаруживает немалую духовную силу, он побеждает сатану.

Противостояние Бога и сатаны — имеет место. Но это противостояние не на равных. Как ни силен сатана, Бог сильнее. Сатана вынужден подчиняться Богу, против воли, не во всем, — но в чем-то вынужден подчиняться Богу. Мы понимаем: Бог выше любого из ангелов, Создатель выше любого Своего создания.

Между Богом и сатаной происходит спор о праведном Иове: почему Иов хранит верность Богу? Только ли потому, что Бог оказывает Иову милости? Благословит ли Иов свою судьбу, своего Бога, если с Иовом произойдет настоящая беда и помощь с неба не придет?

Этот спор сатана проиграл. А кто его выиграл? Бог. Однако не будем забывать, что еще выиграл спор человек Божий Иов. Он победил сатану, он остался с Богом, несмотря ни на что.

Святой праведный Иов
Святой праведный Иов
Со стороны может показаться: паны спорят, а у холопов чубы трещат. Бог и сатана спорят, а праведный Иов вместе с семьей подвергается хладнокровному жестокому уничтожению. «На Иова поспорили». Так ли это? Нет. Иов не был разменной монетой в чьей-то игре. Могущественные игроки не выясняли отношения, используя живых людей как средство доказать свое превосходство. Бог не играет людскими судьбами, и сатану ограничивает в свободе действий, не позволяет ему играть в свое удовольствие. Для Бога мучения человеческие — не игра, ведь Он Сам пришел на землю и принял муки. Он встал на место человека, причем человека страдающего, погибающего. На Него тоже набросился сатана, и — Христос победил сатану.

Книга пророка Ионы воспринимается христианами как ветхозаветное пророчество о Христе. Книга Иова — тоже.

На Христа и на Иова ополчились злые силы. И еще приступили «добрые люди» с обличениями, с пространными речами, преисполненными поверхностного благочестия. Друзья Иова приходят к нему утешать болящего. Видят воочию скорбное его положение и сначала хранят почтительное молчание. Потом начинается разговор, о покаянии. Сначала друзья осторожно внушают Иову мысль, что бедствия постигают человека за грехи, покаявшийся человек получает от Бога прощение и беды отступают от него. Тем самым, Иова призывают к покаянию. Он отвергает эти призывы. Почему же? С каждым новым выступлением друзей становится понятнее — почему. Спор о покаянии принимает все более острый характер. Наконец, маски сброшены. Под масками друзей оказались жестокие лица судей.

Эти люди пришли не утешить, но осудить Иова. Их призывы к покаянию ничем принципиально не отличаются от некоторых допросов в сталинском НКВД. Бывало, что следователь НКВД не утруждался придумать арестованному обвинение, а просто спрашивал: «Рассказывай о своих преступных деяниях. Не было таковых? А почему ты в тюрьме оказался? По ошибке? Органы НКВД не ошибаются, просто так не сажают! Рассказывай, в чем твоя вина. Давай, не тяни! Ты сам заинтересован сделать чистосердечное признание».

Когда Иов в очередной раз отказывается назвать судьям свои тайные великие прегрешения, его друзья угрожают: «Тебе сейчас очень плохо. Ты не каешься — будет еще хуже!» Иов продолжает воздерживаться от такого не угодного Богу покаяния. И с болью признается, что хотел бы с Самим Богом поговорить, почему ему выпали такие страшные страдания. — И вот к Иову обращается Сам Бог, напоминает ему, что Творец выше всего сотворенного, что понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может. Иов смиряется перед Богом и покаянно признает величие замыслов Божиих и правоту Божиих деяний. Бог ставит точку в споре Иова с друзьями. Иов — праведен, друзья согрешили перед ним осуждением праведника, пусть они теперь просят Иова помолиться о них.

Ветхозаветная история заканчивается тем, что Иов побеждает козни сатаны, получает от Бога благословение. И все-таки она не заканчивается… Она как бы продолжается в Новом Завете, когда Сам Бог присоединяется к страждущему человечеству, как Человек живет, страдает и совершает великое служение на земле. Сходит в преисподнюю и побеждает злые силы, воскресает к вечной жизни и протягивает руку помощи погибающим людям.

http://www.pravoslavie.ru/put/61 091.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика