Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Всеволод Чаплин17.04.2013 

Покаяние — всегда дверь к Богу

Некоторые психологи и психотерапевты, проповедуя абсолютную человеческую свободу и оторванность от Бога, говорят: если ты будешь видеть свои грехи, свои несовершенства и заблуждения, а тем более каяться в них, куда тебе дальше идти? Только к полному концу всех твоих жизненных надежд, к унынию, отчаянию и самоубийству. Если ты грешен, если ты порочен, если ты не можешь своими силами справиться с собственными грехами, значит, вся твоя дальнейшая жизнь будет безрадостной, унылой, чудовищно пессимистичной.

На этот неправильный посыл, на это искушение у христианина есть ответ: покаяние подразумевает прощение Божие, покаяние подразумевает, что Господь снимает с нас всякую вину за грехи и последствия грехов, пусть не все и не до конца, но очень многие, а самое главное — делает нас способными жить дальше и не грешить. Не по нашему дару, не по количеству прочтенных молитв или сделанных добрых дел, а по Своей благодати Господь посылает нам такую возможность, такое счастье — жить святой жизнью, свободной от греха, и от того, чтобы чувствовать вину за этот грех. Люди, которые рассуждают о грехе и покаянии только в категориях борьбы с собственной совестью, считающие, что любое сознание собственного греха убивает полноту жизни, отказываются увидеть самое главное — Божию любовь, Божию благодать, Божие прощение, то, что делает человека новой тварью во Христе. Поэтому покаяние никогда не имеет ничего общего с унынием и отчаянием, с мыслями о том, что жизнь кончена и остается только полезть в петлю или броситься с крыши, как это делают юные существа сегодня, считая, что они не в состоянии справиться с собственными проблемами. Покаяние — это всегда дверь к Богу, дверь к жизни, к полноте бытия временного и вечного, покаяние — это знание о том, что Господь прощает наши грехи, делает нас другими.

Этого не могут многие понять или отказываются принять. Прежде всего, те, кто ненавидит сегодня веру и Церковь. А нам нужно продолжать смиренно и спокойно говорить о том, что мы знаем: здесь, в нашей Церкви, в нашей жизни действует сила Божия, по нашему покаянию нам дается дар прощения, дар новой жизни.

Сегодня многие спорят и о том, может ли быть коллективный грех и коллективное покаяние. Эта область богословских дискуссий одна из самых сложных. Мы знаем из Священного Писания, что Господь миловал и наказывал целые народы, мы знаем из творений святых отцов, что Господь не выстраивает отношения только индивидуально с каждым человеком, у Него есть свои отношения со всем человеческим родом, у Него есть свои отношения со многими народами, с Церквами, о чем мы знаем из Книги Откровения святого Иоанна Богослова, с сообществами людей, живущими в том или ином городе, в том или ином селе. В Эдеме все согрешили, и Господь весь человеческий род искупил, давая тем, кто идет за Ним, кто верует в Него, исполняет Его заповеди, возможность жить вечно, возможность пребывать в Его Царстве.

Современное мышление, социологическое, правовое, богословское, способно сводить все процессы, относящиеся к той или иной сфере человеческого бытия, только к жизни индивидуума. Некоторые направления, общественные и даже богословские, пытаются приучить нас к мысли о том, что, кроме человека, в мире ничего нет. Нет ни государства, ни семьи, ни общественных организмов, ни совокупности жителей того или иного места, есть только отдельный человек, и некоторые скажут, что есть Бог, и отношения между Богом и человеком — это только личные отношения, а некоторые скажут, что Бога нет, и, значит, есть только один человек, и все, что вокруг него, это либо выдумки тех или иных общественных лидеров, либо просто вещь, которую человек должен игнорировать и которая имеет смысл ровно настолько, насколько она служит его индивидуальным интересам.

Но из истории христианства и Священной библейской истории мы знаем, что могут и народы грешить и каяться, и Господь видит их соборный грех и соборное покаяние. Не стоит идти за теми, кто пытается говорить о коллективном покаянии за грехи, к которым никто из ныне живущих не причастен: восстание декабристов, те или иные войны и потрясения — иногда предлагают каяться и во всем этом. Но у нас есть возможность общенародного, деятельного покаяния за то искривление исторических путей России, которое произошло в XX веке. Это покаяние не просто символический акт, это изменение нашей жизни, изменение ума, за которым должно следовать и изменение дел и слов. Святитель Московский Алексий говорил: «Только то есть истинное покаяние, после которого прежние грехи презираются». Пусть это изменение жизни, начало жизни без греха, начало жизни по Божиим заповедям и по истиной вере станет соборным покаянием нашего народа, которое складывается из изменения ума и сердца, из изменения слов и дел, из покаяния на Исповеди, из покаяния в уединенной молитве многих и многих людей, составляющих народы Святой Руси.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53056


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика