Русская линия
Православие.RuПротоиерей Димитрий Шишкин05.04.2013 

Взрослый разговор

Ксюшенька, солнышко мое, подожди. Сядь, пожалуйста, вот сюда и послушай меня.

Ты не думай, что я собрался читать тебе нотацию. Как бы тебе это объяснить. Понимаешь, мы с мамой очень любим тебя. И сердце у нас болит, когда мы видим, как ты ведешь себя иногда. И как поступаешь. Мы ругаем тебя и наказываем, но именно потому, что любим, потому, что хотим, чтобы ты была добрым, чутким и отзывчивым человеком. И мы знаем, что ты такая и есть. Но не всегда.

Итак, послушай, что я тебе хочу сказать — как взрослому человеку, с которым уже можно говорить серьезно.

Доченька моя, пойми одну простую вещь: та православная вера, которую исповедает наша семья, — это не игра какая-нибудь, не показуха, не видимость одна, как тебе кажется, может быть, иногда. Поверь, если бы это было так, я бы снял епитрахиль и в храм больше уже не пошел, потому что я не хочу ничего изображать и уж тем более не хочу «играть в веру». Православие — это сама жизнь по правде Божией, по Его заповедям. И мы стараемся так жить, хоть это и плохо у нас порой получается.

Вот говорят иногда, что человек — это то же животное, только говорящее. А ведь это не так, доченька. То, что нас объединяет с животными, — это телесная и, может быть, душевная жизнь. Телесная жизнь понятна: поспал, поел, умылся, зубы почистил. Душевная жизнь сложнее: это и интересы твои, и друзья, и игры, и общение, и мечты. Всё это есть и у животных, и даже иногда сложнее и тоньше эта жизнь у них устроена, чем у некоторых из людей. Посмотри на попугайчиков наших, как они шумят иногда, скачут по клетке, разговаривают, ругаются, мирятся. лопочут на своем — попугаичьем. Конечно, душа животных, если ее вообще можно так назвать, отличается от человеческой, но всё-таки много есть и похожего. Что-то же у них происходит в душе совсем не простое, как кажется. Собаки какие бывают и умные, и верные — словно пример нам подают. Но одного нет у животных, и это — то, что делает нас людьми.

Нас сотворил Бог по образу Своему и по подобию. То есть мы призваны быть Его детьми и в вечной радости жить в согласии с Ним. Ах, если бы ты только могла понять, какая это необыкновенная, высшая радость! Молю Бога о том, чтобы Он дал тебе это почувствовать. И это, доченька моя, называется жизнью духовной. К этой жизни призван каждый человек без исключения, кем бы он ни был.

Но одно дело, что Бог сотворил нас для этой жизни, и совсем другое — на самом деле этой жизнью жить. Эта непостижимая, великая жизнь начинается не иначе, как в таинстве крещения. Так что человек некрещеный хоть и сотворен по образу и подобию Божиему и призван к духовной жизни, но по-настоящему он жить этой жизнью еще и не начинал, даже если он человек хороший и добрый. Об этом Сам Господь сказал такими словами: «Если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царствие Небесное». А войти в Царствие Небесное — это и значит жить одной жизнью с Богом, в той полноте, которую Он дарует по Своей любви к нам и по Своей благости.

Но вот что я хочу тебе сказать — и это очень важно. Послушай, пожалуйста, внимательно. За душу каждого человека на этом свете идет война. Да-да, настоящая война — что называется, не на жизнь, а на смерть. Потому что духи тьмы поднебесные, как их называет Церковь, стремятся всеми силами погубить человека для вечности и ввергнуть его в вечную муку.

Вот ты спрашиваешь: кто они такие, эти духи, и для чего им губить людей? И это очень правильный, нужный вопрос.

Бог не сотворил зла. Но еще до того, как был сотворен материальный мир, до того, как был сотворен космос, Господь сотворил ангелов — и один из них, высший, позавидовал Богу, захотел быть первым и сделался по злому своему умыслу Богу врагом. А за ним и многие другие из ангелов потеряли свое достоинство, из добрых сделались злыми. И была война на небе — так об этом говорит Писание — и были эти бывшие ангелы изгнаны вон и сброшены в преисподнюю, и стали они с тех пор называться падшими ангелами, или духами тьмы, или просто бесами.

Так вот, уже когда эти бесы были изгнаны из мира духовного, высшего, Господь сотворил человека, и сотворил Он его для радости, для любви, для вечной благодатной жизни, как мы об этом с тобой уже говорили. Больше того, Церковь нас учит, что именно люди, любящие Бога, живущие по правде Его, должны восполнить число отпавших ангелов. И то, что человек в премногих трудах и скорбях, преодолевая их по-доброму, приобретает благодатную вечную жизнь, служит обличением бесов, которые, будучи ангелами, не знали скорбей и болезней, не трудились в поте лица для достижения Царствия Божиего — и не ценили, не сохранили того, что было дано им даром. Но и человек поначалу не знал ни тягости трудов, ни скорбей, ни болезней.

Итак, Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию. Сотворил мужчину и женщину — наших прародителей: Адама и Еву. Но бесы позавидовали человеку и из ненависти к Богу соблазнили человека на грех. Они ему внушили ту же мысль, из-за которой сами отпали от Бога: что только себя самого нужно слушаться и считать в этом мире первым и главным. И не обязательно слушаться Бога. Такая мысль, такое настроение сердца называется гордостью, и это есть начало всех зол.

Увы, человек послушал тогда не Бога, а падшего ангела, склонился к его советам, согрешил и утратил многое из того, чем одарил его Господь при творении. Именно из-за греха, говорит Церковь, появились в мире болезни, страдания и сама смерть. А поскольку все мы произошли от первых людей, то все мы, люди, подвержены этой духовной болезни — склонностью ко греху. И бесы, зная это, уже с детства присматриваются к каждому человеку и стараются понять, к какому греху у него есть особенное расположение.

Святые отцы говорят, что в каждом человеке Богом заложены три силы: мыслительная, желательная и раздражительная. Мыслительная сила призвана помочь нам познавать Бога «всем разумением своим», желательная помогает любить Его «всем сердцем», а раздражительная сила дана нам для того, чтобы мы решительно отвергали от себя всякий грех. Эти силы тесно переплетены в человеке, но в каждом они имеют от природы разную крепость. В одном больше развита сила мыслительная, в другом — желательная, в третьем — раздражительная.

Бесы же, будучи хитры и коварны, стараются эти силы в человеке извратить так, чтобы они служили не спасению, а его погибели.

Вместо любви к Богу они внушают человеку любовь ко всему, что доставляет греховное наслаждение. Вместо смиренного познания Бога бесы внушают горделивое мнение, что существует только то, что может вместить человеческий ум. Они учат раздражаться и гневаться на всех, кроме себя. Они соблазняют человека на грех и так стараются погубить. Потому что чем больше человек грешит — тем более он удаляется от Бога. А последствие грехов — запомни! — это всегда слезы, разочарование и боль, а если человек не одумается, то и сама смерть — смерть тела, а затем и души, которая вместо радости вечной идет в вечную муку. Страшно это, но такова цена жизни, доченька моя, такова сама жизнь.

И вот поэтому каждый человек должен быть очень внимательным к себе, к своей внутренней жизни, потому что каждый грех начинается в сердце, начинается с греховного помысла или чувства. И если человек не противится этому чувству или помыслу, если соглашается с ними — то начинает грешить на самом деле и постепенно, всё более удаляясь от Бога, становится злым. И исправиться потом бывает очень и очень сложно.

У каждого человека из-за его беспечности есть свои греховные наклонности. Один больше склонен к гордости. Он упрям, надменен, легко обижается. Другой — гневлив, раздражается по любому поводу, кричит, ругается. Третий — сластолюбив, любит только то, что доставляет наслаждение, что приятно. Четвертый ленив и не любит трудиться. Пятый любит деньги, дорогие и красивые вещи.

Словом, хоть и разными грехами согрешают люди, но у каждого человека есть грехи, с которыми ему нужно бороться особенно усердно.

Ты спрашиваешь: как бороться с грехом? И это тоже очень хороший и правильный вопрос.

Для того-то я и завел этот разговор — чтобы открыть тебе самую главную тайну нашей жизни. А тайна эта заключается в том, что все мы, независимо от возраста и характера, независимо тот того, мальчик ты или девочка, — все мы должны быть воинами, чтобы с помощью Божией бороться с грехом и приобщаться Божией любви и правде.

Эта война должна продолжаться всю жизнь. И вот тебе главный закон этой борьбы, главный закон духовной жизни. Я хочу, чтобы ты запомнила его на всю свою жизнь:

Отвратись от зла и сотвори благо.

Но как же нам отвращаться от зла? А так, как учит нас Господь. Следить внимательно за своим сердцем. И как только возникает в нем что-то дурное, нехорошее — говорить решительно, пусть даже не вслух, а про себя: «Отойди от меня, сатана!» И крепко молиться Богу, чтобы Он тебя защитил, чтобы помог сотворить добро, а не зло. Вот хочется тебе ответить резко, потому что кто-то тебя обидел, — а ты молчи. Молчи и молись: «Господи, помилуй!» Повторяй эту молитву про себя как можешь долго до тех пор, пока душа не успокоится. Только повторяй с верой, всей душой устремляясь к Богу и прося Его о помощи. У тебя все кипит в душе, а ты молчишь и молишься. Пройдет какое-то время, пусть даже полчаса или больше, всё уляжется, и ты подумаешь: «Господи, как хорошо, что я не вспылила, что не стала отвечать дерзко и гневно на замечание!» И какая тишина, какая радость поселится тогда в сердце. Это потому, что ты вместе с Господом победила грех.

И напротив: если не заметишь этот первый момент, когда в сердце рождается страсть, и поддашься ей — в мгновение ока забудешь себя, наговоришь гадостей, дерзостей, и закончится всё скандалом, криками, руганью и слезами. И так тяжело, так горько будет потом на сердце, потому что ты не вступила в борьбу с грехом, а поддалась, стала ему слугой. А через грех, как я уже тебе говорил, в мире распространяется всякое зло, так что ты из-за своего невнимания стала — страшно сказать! — служителем зла.

Но даже если случится такое, а случится непременно и не раз, потому что та борьба, та война, о которой мы с тобой говорим, — очень трудна. но и тогда, когда согрешишь, — никогда не отчаивайся и не унывай, а поспеши со слезами излить свою печаль, свою горечь в молитве ко Господу. Прибеги к нему с сокрушением сердечным и скажи: «Господи, прости! Ничего у меня не получилось доброго на этот раз, но я всё равно очень, очень хочу быть с Тобой! Я жалею о том, что по невниманию своему сотворила зло, и очень хочу исправиться. Помоги мне, Господи!»

И если ты так помолишься, то Господь обязательно тебе поможет исправиться. Потому что Он знает, как непросто бороться с грехом, и человека согрешившего жалеет и ждет от него покаяния. А покаяние — это и есть признание своего греха со слезами сожаления и с твердым намерением исправиться.

Учись, учись уже с детства распознавать в себе действие злых страстей и отвергаться от них всеми силами, обращаясь за помощью к Богу. Пусть это станет правилом для тебя, доброй привычкой, твоим постоянным оружием. Как только почувствовала что-то худое в душе — не медли, а отвергни от себя это греховное чувство с решимостью и гневом, сказав в душе: «Это не я так думаю (или чувствую), а ты, сатана. Отойди от меня!» И тут же молись крепко-крепко Богу, чтобы Он сохранил тебя, помиловал, помог тебе устоять в добре. Другого пути у нас нет.

И так — борясь всю жизнь с грехом в себе самой, избегая греха сознательно, обращаясь за помощью к Богу и живя, поступая по Его правде, ты постепенно разовьешь в себе тот дар, тот залог духовной жизни, который дан тебе при крещении. Ты тогда действительно и опытно в живом чувстве и радости поймешь, что значит — жить духовной жизнью, и эта жизнь будет для тебя самым большим и главным богатством.

Ты спрашиваешь: как же узнать, что есть добро, а что есть зло? от чего именно нужно отвращаться и убегать, а что нужно творить, даже если это неудобно и трудно?

Во-первых, в каждом человеке есть совесть. Это голос Бога в душе. Так что без всяких книг ты всегда знаешь, что сделала добро, из той чистой радости, которая возникает в душе, когда ты это добро сделала. И, напротив, всегда знаешь, что совершила дурной поступок, из той смуты, тоски и горечи, которая возникает в душе, когда ты сотворишь зло. Итак, совесть — первый подсказчик в твой борьбе. Но этого мало. Существует еще Закон Божий, воплощенный в словах и правилах, которые записаны в главной нашей книге — в Евангелии. И о нем говорят все святые люди. Больше того, эти люди потому и называются нами святыми, что они преуспели в борьбе с грехом и делании добра. Научились опытно отвергать зло и творить благо. И пример их жизни, их слова и поступки учат нас духовной жизни. Вот почему так важно читать и знать содержание Евангелия, узнавать больше о жизни святых отцов и подражать их примеру.

Никогда не смотри на худые поступки других людей. Не смотри на то зло, которое творится вокруг тебя. Смотри на то, как учат тебя жить и поступать Господь и Его святые. И старайся все свои поступки, слова и даже мысли сверять с этим добрым образом жизни. Стой в этом твердо, потому что только это и есть действительное и надежное основание твоей жизни.

Кроме того, очень важно участвовать в таинствах Церкви, и в первую очередь — исповедоваться и причащаться. Не жди, пока взрослые — мама или папа, бабушка или дедушка — станут тебя уговаривать исповедоваться и причаститься, пойти в храм на всенощную и литургию. Сама ищи этого, стремись к Богу, проси о том, чтобы тебе полюбить церковную жизнь. Любовь — это дар Божий, и Господь подает его тому, кто его ищет.

Мы говорили с тобой, что если случится тебе согрешить, то тут же нужно покаяться перед Богом, попросить у Него прощения. Но Сам Бог установил так, что совершенно Он разрешает или освобождает нас от тех грехов, в которых мы каемся, только когда мы приступаем к таинству исповеди. Когда ты называешь свой грех перед священником, а он читает над тобой разрешительную молитву. А в таинстве Причастия мы черпаем силы для нашей духовной жизни, больше того — мы черпаем Саму жизнь, соединяемся с Богом, живем Его жизнью, а это главное, запомни. Ради этого и нужна вся та борьба, о которой мы говорим. К этому мы и должны стремиться всей душой, для этого и должны трудиться всю нашу земную жизнь. Потому что только тогда мы можем называться христианами, если, отвергая в себе зло, мы будем день за днем, шаг за шагом, постепенно и терпеливо стараться возрастать в добре. То есть думать, чувствовать, говорить и жить так, как заповедовал нам Христос.

Запомни это, доченька, на всю свою жизнь, и да благословит тебя Господь достичь той вечной и неизреченной радости Небесного Царствия, к которой Он всех нас призвал.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 609.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика