Фома | Павел Кузенков | 03.04.2013 |
Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной.
Согласно предписаниям Ветхого Завета, древнееврейский праздник пасхи праздновался «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером» (Лев 23:5; Числ 28:16) — то есть в начале полнолуния лунного месяца авив, который в древности считался первым месяцем года и началом весны (современные иудеи этот месяц называют нисаном и, начиная год осенью, считают седьмым по счету).
Таким образом, чтобы праздновать Пасху Христову, следует:
— установить дату первого весеннего полнолуния;
— дождаться первого после нее воскресного дня.
12 лунных месяцев длятся всего 354 дня, что на 11 с лишним дней меньше солнечного года, определяющего сезонные циклы. Поэтому они постоянно «блуждают» по временам года. Нужны какие-то критерии, чтобы понять, является ли данный лунный месяц весенним и, таким образом, пасхальным, или же следует считать его еще зимним и ждать следующего. Для решения этой проблемы уже в глубокой древности в Вавилонии и Древней Греции (а также в Китае) применялись специальные таблицы, по которым каждые три или два года один из лунных месяцев признавался «тринадцатым» (вставным), что выравнивало разницу между солнечным и лунным годом. Однако древние евреи предпочитали опираться не столько на таблицы, сколько на наблюдения за природой: признаками весны считались появление приплода у скота и созревание хлеба в колосьях. В эпоху земной жизни Иисуса Христа установление точной даты пасхи находилось в руках особого календарного совета и было покрыто строжайшей тайной. О его решениях сообщалось посредством сигнальных огней и скороходов.
После катастрофы Иерусалима и разрушения храма разрозненные иудейские общины стали пользоваться собственными календарями, которые имели разную точность и с каждым годом все больше расходились друг с другом. Это не могло не смущать христиан, которые в первые полтора века сами не занимались календарными расчетами, а просто дожидались иудейской пасхи.
В начале III века христианские ученые начали создание собственных методов вычисления Пасхи. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Ведь, согласно древней традиции, именно в это время, когда день равен ночи, а вся природа как бы рождается заново, — Бог сотворил мир. Значит, и «природным» началом каждого года следует считать весеннее равноденствие. По вычислению александрийских астрономов, в IV веке оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Первое же полнолуние после этой даты стали признавать весенним — а значит, пасхальным. Если оно попадает на субботу, Пасха празднуется на следующий день, если на воскресенье — Пасха в следующее воскресенье, через 7 дней.
Поскольку наблюдения за луной требуют навыков и не всегда возможны, были составлены таблицы дат пасхальных новолуний. Точно уложить астрономические циклы вращений Луны и Солнца (Земли) в целых числах невозможно, но по критерию сочетания удобства и точности из всех таких таблиц самой совершенной была признана александрийская пасхалия, изобретенная в Египте около 300 г. на основе пасхалии св. Анатолия, епископа Лаодикийского. Согласно этой системе, каждые 19 лет даты пасхальных полнолуний приходятся на одни и те же числа юлианского календаря. Если наложить на это еще и 28-летний цикл повторяемости дней недели (для учета воскресений), получится 532-летний большой цикл — «великий индиктион», — по истечении которого даты Пасхи будут повторяться в том же самом порядке.
Отцы Первого Вселенского Собора в 325 г. постановили, чтобы отныне празднование Пасхи не совершалось с иудеями (то есть в соответствии с их вычислениями). Ведь по иудейским таблицам пасхальное полнолуние нередко случалось раньше 21 марта — то есть еще в прошлом году. Выходило, что в отдельные годы Пасха совершалась дважды, а в иные — ни разу. Как писал св. равноапостольный Константин Великий: «Чего ради мы будем следовать людям, которые, как общепризнано, страдают страшным заблуждением? Уж мы-то не потерпим, чтобы Пасха праздновалась когда-либо дважды в одном и том же году!».
Отсюда видно, что канонический запрет праздновать Пасху «с иудеями» (7-е Апостольское правило, 1-е правило Антиохийского Собора) касается вовсе не совпадения во времени (что в принципе невозможно, так как правильной датой иудейской пасхи считается 14 нисана — то есть сам день полнолуния, в который христианская Пасха никогда не празднуется). Святые отцы, как было показано выше, запретили вычислять дату пасхи «вместе с иудеями» — то есть вслед за ними, в соответствии с их ошибочной методикой. Примерно с X века иудеи стали вычислять дату Песаха по новым, гораздо более точным правилам, и получаемые ими даты не совпадают с датами иудейской пасхи в православных пасхалиях. Но и вычисляемый таким образом Песах никогда не попадает на православную Пасху, все время оказываясь раньше нее (расхождение это из века в век увеличивается и теперь составляет по крайней мере 5 дней).
Александрийская пасхалия постепенно оттеснила все другие варианты пасхальных таблиц и действовала во всем христианском мире с VI до XVI века (кроме Армении: армянская пасхалия расходится с александрийской 4 раза за 532 года).
Следует иметь в виду, что 532-летняя пасхалия — сложная конструкция, создание которой требовало не только знаний в области астрономии, но и математического таланта. Она «работает» (то есть обеспечивает точность) только с юлианским годом. Поэтому после так называемой григорианской реформы ее применение оказалось невозможным, и у западных христиан определение даты Пасхи превратилось в сложнейшую математическую процедуру. Характерно, что те православные страны, которые в XX веке по политическим причинам также отказались от юлианского календаря, были вынуждены сохранить александрийскую пасхалию, что привело к целому ряду несообразностей.
Разумеется, александрийская пасхалия не идеальна. Она постепенно отклоняется от наблюдаемых астрономических явлений: равноденствие каждые 128 лет отступает от 21 марта на 1 день к началу года (как и юлианский календарь), а табличные полнолуния каждые 300 лет оказываются на сутки позже реальных. Но добиться более высокой точности и сохранить при этом цикличность таблицы оказывается невозможным. Например, григорианский солнечный календарь точнее юлианского — но лунные циклы с ним никак не совместимы. При этом современный иудейский календарь очень точен в отношении луны — но при этом не является цикличным и имеет довольно большую погрешность в отношении солнечного года. Православные богословы, давно заметившие эти погрешности, не придавали им никакого значения. Ведь в отличие от ветхозаветной «прообразной» пасхи, которая была сезонным праздником и была связана с локальными сельскохозяйственными реалиями, светлое Воскресение Христово носит вселенский и надмирный характер. Предписания Ветхого Завета на нее, строго говоря, не распространяются. В Церкви новозаветной гораздо большее значение имеет соблюдение стройного, отточенного многовековой литургической традицией порядка подвижных и неподвижных праздников — что может обеспечить только юлианский календарь и александрийская пасхалия. Сохраняя их в своем употреблении, Русская Православная Церковь хранит ту традицию, которую 17 столетий назад одобрили святые отцы Никейского Собора.
Таким образом, в 2013 году — 7521 году от сотворения мира, 73-м году 15-го великого индиктиона — Пасха, согласно александрийской пасхалии, будет праздноваться 22 апреля (что по гражданскому реформированному календарю соответствует 5 мая).
http://www.foma.ru/pochemu-pravoslavnaya-pasxa-otmechaetsya-5-maya.html