Русская линия
Православие.Ru Юрий Клиценко02.09.2002 

ПРАВОСЛАВИЕ В АНГЛИИ: СИМВОЛИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ ТКАНИ ИЗ ГРОБНИЦЫ СВЯТОГО КУТБЕРТА

Святой Кутберт, епископ Линдисфарнский, — один из самых почитаемых святых Древней Англии. Следуя Божественному откровению, Кутберт подвизался в монастыре на острове Линдисфарн и впоследствии был избран епископом. Архиерейская хиротония Кутберта была совершена в 684 году Архиепископом Кентерберийским Феодором. Архиепископ Феодор из Тарса по воспитанию и образованию был православным с Востока. То удивительное обстоятельство, что первый великий Архиепископ, возглавивший Английскую Церковь, происходил из Православного сообщества, до сих пор еще недостаточно изучено. Святой Кутберт, епископ Линдисфарнский, почитается православными христианами Англии и США.
В 1827 году при обследовании гробницы святого Кутберта в кафедральном соборе Дарема среди архиерейских облачений был обнаружен фрагмент византийской ткани с надписью на греческом языке. Варварское, по свидетельствам очевидцев, вскрытие мощей, организованное протестантами с целью «разоблачения суеверий», подтвердило историческую связь английского христианства с Православием.
На византийском фрагменте облачений святого Кутберта изображены древние эмблемы архиерейского служения — воды с плавающими в них рыбами, а также олицетворение земли с символами плодородия.
О космической символике священных облачений свидетельствует Библия. Прославляя сотворившего мир Господа, Псалмопевец восклицает: «Ты одеваешься светом, как ризою» (Пс. 103. 2). Творец покрыл землю водами «как одеянием» (Пс. 103. 6). Небеса и земля подобны одежде:
«В начале Ты, основал землю,
и небеса — дело Твоих рук;
они погибнут, а Ты пребудешь;
и все они, как риза, обветшают,
и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся»
(Пс. 101. 26−28).
В книге Премудрости Соломона сказано, что «на подире первосвященника был целый мир» (Прем. 18. 24). Об символах природных стихий среди облачений первосвященника упоминают Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Филон Александрийский учил, что «всякий человек по своему телесному устроению сородственен всему миру, ибо образован из тех же самых стихий» (О сотворении мира, 146). Одежды ветхозаветного архиерея соответствовали космическому значению завесы Иерусалимского храма. По словам Филона Александрийского вместе с первосвященником во святое святых входила вся вселенная, изображенная на его облачениях (Жизнь Моисея, II).
В новозаветной традиции богослужебные облачения также соотносятся с космической символикой храма.
Богослужение Православной Церкви указывает на связь между совершенным Христом спасением человека и преображением всего творения. Домостроительство спасения человека и человечества во Христе, начатое в Воплощении Сына Божия через соединение с Его Божеством плоти человеческой, означает в то же время и спасение видимой Вселенной посредством преображения ее во Христе и Теле Его — Церкви (Духовное преображение творения в православном богослужении, Журнал Московской Патриархии N7, 1983).
Чин облачения архиерея на середине храма означает вочеловечение и Крещение Христовы. В византийских храмах архиерей облачался, стоя на реках изображенных на полу храма. При этом святитель изображал Христа, облекшегося в одеяние падшего адамова естества и омывшего одежду человеческой плоти водами крещения.
В службе на Богоявление (Крещение) Господне Святая Церковь воспевает: «Одеяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския… Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир» (стихиры на литии).
«Источники воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4. 14), «реки воды живой» (Ин. 7. 38), рыбы и «побелевшие для жатвы нивы» (Ин. 4. 35), изображенные на облачении святого Кутберта, указывают на благодать архиерейского служения.
Символы на облачении святого Кутберта имеют иконографические параллели в византийском искусстве. Земля, окруженная водами, представлена на мозаике пола базилики VI века в Никополисе, Греция. Изображения водоплавающих птиц, рыб и рыбной ловли встречаются как в ветхозаветном, так и в раннехристианском искусстве. В мессианской иконографической программе мозаичного пола древней синагоги в Хамам Лиф в Тунисе две рыбы с продетыми сквозь рот веревками указывают на победу Господа над левиафаном, иллюстрируя текст из книги Иова:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?» (Иов 40. 20−27).
В христианском искусстве рыбы символизируют спасительное служение Христа и апостольскую проповедь Евангелия.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика