Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)14.01.2013 

О погребении по старому обряду

Добротность и основательность старого обряда особенно проявляется в сфере, связанной с кончиной человека. Здесь контраст с тем, как это обычно проходит, особенно отчетливо заметен.

Я даже думаю, что одна из причин тревожной демографической ситуации заключается в том, что в таком важном деле проявляется небрежность и поспешность. Тем самым уничижается ценность человеческой личности, пусть даже по отношению к его «мощам» (так в старых книгах именуется тело усопшего).

Хочу поделиться тем, как в нашем храме проходят проводы члена общины «в путь всея земли».

… Поступило сообщение о кончине кого-либо из членов нашей общины. Как правило, это мое духовное чадо. Естественно, если он серьезно болел, о нем усердно молились, оказывали помощь, его соборовали и причащали. В час предсмертного изнеможения над ним читался канон на исход души.

Этот канон исполнен великого покаяния и мольбы о милости, которые особенно потребны в смертный час.

Если случится, что христианин испустит дух еще во время чтения канона, то он дочитывается тогда с заупокойным запевом: «Покой Господи душу усопшаго раба Твоего, имя рек» (или: «усопшия рабы Твоея, имя рек»); после «Достойно» и «Трисвятого» канон завершается тропарями и молитвами заупокойного канона.

Этот канон читается как священниками, так и мирянами в отсутствии священника.

Старший помощник при отпевании разворачивает бурную деятельность: оповещает всю общину о кончине ее члена, консультирует родных и близких усопшего как приготовить его к погребению, организовывает чтение Псалтыри об усопшем. Сообщает родственникам о том, что желательно заказать по усопшему сорокоуст, а в 9-й и 40-й день и в годовщину смерти — панихиду. Говорит о том, как омывать тело усопшего. О том, как одевать усопшего, как полагать его во гроб. Советует родственникам, чтобы в ночь, накануне отпевания, тело было в храме (в зимнее время — в звоннице).

Настойчиво отговаривает от кремирования, если таковое планируется. В гроб на усопшего полагается только крест, если родственники положат иконку, не противиться, но в храме иконку не оставлять.

Обговаривает с родственниками о необходимости установки восьмиконечного креста на могиле.

Если усопший мужского пола, сразу предупреждает родственников и сотрудников морга о том, чтобы ему не брили бороду. Руки усопшего складывают крестообразно на груди (правую поверх левой), а пальцы обеих рук — как для крестного знамения, по древлеправославному обычаю. Между средним и безымянным пальцем левой руки полагается новая лестовка — таким образом, как принято ее держать на молитве.

Наверху крышки гроба нашивают восьмиконечный крест.

Согласно толкования блаженного Симеона, погребальный покров означает, что покойный находится под покровом (т.е. защитой) Христа и Его св. Церкви. Уместно вспомнить здесь и слова пророка Давида: «…покрыю и, яко позна имя Мое» (Пс. 90).

Если гроб стоит ночью в звоннице, то в храм он переносится после литургии. Перед звонницей совершается лития, и с пением и погребальным звоном тело переносится в храм.

По правую сторону от гроба на аналой перед началом отпевания полагается икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем.

Свечи в руках молящихся возжигаются после «Приидите, поклонимся..» На подсвечниках горят все свечи.

Перед началом отпевания священник читает две молитвы «над скончавшимся мирянином», молитвы на кутью и кадило. После заупокойной ектеньи читается 17-я кафизма, а чаще всего (из-за ограниченности времени) поются избранные стихи из нее. Кафизма разделяется на две статьи, на каждой из которых совершается полное каждение храма (кроме алтаря, т.к. царские врата закрыты). Припев к стихам первой статьи: «Помяни Господи душу раба Своего», а ко второй: «Упокой Господи душу раба Своего». Содержание заупокойных текстов глубоко трогательно и назидательно. Приведу некоторые из них:

«Господи вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас, и упокой его в нестареющемся блаженстве Твоем».

«Тем же возлюбленная моя братия, разумевше краткую нашу жизнь, преставленному покоя от Христа просим, и душам нашим велию милость».

«Человецы, что всуе мятемся, путь краток есть имже тецем, дым есть житие се, пара и персть и пепел, вмале является, и вскоре погибает».

«Егда словом Твоим предстанем, нелицемерному Ти судищу Господи, не осуди Спасе в Тя веровавших, вси бо согрешихом, но Тебе не отступихом».

«Плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть. Видех бо во гробех лежащую, еже по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну и безславну, не имущу видения ни доброты».

Вместо заупокойного канона поются (чаще их читают) заупокойные стихиры на 8 гласов. Перед каждой из стихир поется запев «Покой Господи душу усопшаго раба Твоего».

Перед прощанием священник произносит краткое прощальное слово и в последний раз благословляет усопшего. После возглашения вслух «Господу помолимся» читает разрешальную молитву втай «Бог милосердный» и «влагает ю в руце умершему».

Перед пением стихир на целование все одновременно делают 3 поклона со следующими словами прощения: «Дорогой раб Божий (или раба Божия), имярек, прости меня Христа ради во всем и за все» (крестное знамение, земной поклон); «А тебя Бог простит и благословит» (крестное знамение, земной поклон. Лобзание в венчик); «Аще имаши дерзновение, помолися о мне грешнем (или грешней) ко Господу Богу» (крестное знамение, земной поклон). Если есть возможность, то поклоны с этими словами можно делать, подходя ко гробу, парами.

При пении стихер сначала священник с дьяконом, потом родные и все молящиеся чинно (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, подходят к иконе Божией Матери с правой стороны гроба. Каждый совершает два поклона в пояс, затем поочередно целуют образ Спаса в правую ножку, а образ Богородицы — в правую руку и полагают еще по одному земному поклону. Все прикладываются ко кресту на груди усопшего, а близкие родственники ещё и к венчику. После того, как все попрощаются, священник закрывает саваном лицо усопшего и покрывало на нём. Далее он возливает масло, которое осталось после последнего соборования или берёт его из семисвещника. Масло возливается в форме восьмиконечного креста с троекратным пением «Аллилуия», после чего произносятся слова: «Господня земля и исполнения ея».

После заключительной литии при погребальном звоне («переборе») снимают гроб со стола и несут к выходу из храма, впереди несут икону с Распятием Господа и крышку от гроба. Как только автобус с гробом тронулся, раздается краткий трезвон колоколов.

На кладбище, если прощание было в храме, идти в том же порядке, как и при выходе из храма с пением «Святый Боже…», а если прощание будет ещё и на кладбище, певцы поют (или читает чтец) стихеры «Зряще мя безгласна..» При прощании приоткрывается только покрывало на уровне лица.

После того, как гроб будет опущен в могилу, священник в головах читает «молитву разрешению». В её тексте есть такие слова: «Прощаю тя и аз, отец твой духовный, имя рек, чадо мое духовное, имя рек, да будеши прощен в сем веце и в будущем, егда приидет Праведный Судия Христос Бог наш, хотяй судити живым и мертвым, и воздати комуждо по делом его». «И взем иерей лопату, сыплет землю на гроб крестообразно, глаголя: «Вся от земли, и вся в землю посылаеши Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой». Затем бросает 3 раза землю на гроб и все за ним по отдельности. После этого 15 поклонов («Покой Господи..»). Делаются исходные поклоны и затем приём кутьи. Кутья кладется в левую руку 3 раза. Каждая порция принимается отдельно. Перед принятием кутьи и после, каждый индивидуально делает 15 поклонов («Покой Господи..»).

Поминальная трапеза совершается по уставу. Родственники заранее предупреждаются относительно пищи на данный день, о необходимости исключения мяса и спиртного на поминальной трапезе.

Устав поминального обеда

Перед поминальным обедом моление обычное: «Отче наш..», а по молитве Исусовой (трижды) священник: трижды заупокойный тропарь с 15-ю поклонами: «Покой Господи..» Перед началом трапезы хозяйка стола приглашает молящихся к столу со словами «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас». Священник: «Аминь». Хозяйка: «Питайтесь Христа ради» (тоже повторяется перед принятием каждого блюда — ориентироваться на священника).

Текст для всех читает настоятель 3 раза перекрестившись со словами: «Покой Господи душу усопшего (ия) раба (ы) своего (ея), имя рек». «Блаженное утешение рабу (е) твоему (ей), имя рек. «Вечный покой, вечный покой, вечная память».

По окончании обеда хозяйка говорит: «Питались во славу Божию раби Христовы». Священник: «Аминь». Все трижды крестятся. Священник звонит в колокольчик. Все встают из-за стола. Священник: «За молитв..» Поется: «Слава и Ныне. Глас 6-й «Содетелю и Творче. Зиждителю, Избавителю, ослаби, отпусти Христе Боже, и душу его (ея) помилуй. Егда хощеши испытати, тогда пощади Милостиве и прими душу его (ея) Владыко, сведый тайная». Далее: «Достойно есть..» и прочее.

По окончании чтения на трапезе собравшиеся делятся воспоминаниями об усопшем.

https://rusk.ru/st.php?idar=59021

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Pytnik    15.01.2013 13:12
Спаси Господи!
спасибо за статью о.Кирилл.
Поклон вам из Алчевска.
Ждём в гости.
Даст Бог и Литургию в Св. Никольском соборе по старому обряду проведёте

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика