Русская линия
Православие.RuИеромонах Игнатий Шестаков25.03.2001 

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА ПОМОГАЕТ ВСЕМ

Монастырь Лепавина находиться в одноименном селе в Хорватии, неподадеку от Копривницы в общине Соколовац. Свое название он получил от расположенного рядом леса Липа, и местечка Вина. Монастырский собор посвящен Введению Пресвятой Богородицы. По преданию монастырь основан в 1550 г. В XVII—XVIII вв. лепавинские монахи поддерживали активные связи с Россией, откуда неоднократно получали помощь и пожертвования. В этом монастыре какое-то время пребывал Сербский Патриарх Арсений III Черноевич. Во время Второй мировой войны монастырь был сильно разорен и разрушен. Чудом сохранилась величайшая святыня Сербской Церкви — чудотворная икона Божией Матери Лепавинская. После долгих лет неизвестности она в 1969 г., по милости Божией, вернулась в Лепавину. Множество верующих притекает к этой иконе прося помощи и ища исцеления. Протоиерей Душан Колунджич встретился и побеседовал с настоятелем монастыря Лепавина архимандритом Гавриилом (Вучковичем) о истории и сегодняшнем дне обители и ее величайшей святыни.
— Отец Гавриил, Вы подвизаетесь в Лепавине уже более десяти лет. Это уже почти столько же, сколько Вы провели в величайшей сербской святыне монастыре Хиландар. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям об двух этих монастырях?
Хиландар это духовный очаг всего сербского народа, который уже восемь веков освещает и согревает нас, а Лепавина это огонь перенесенный из этого очага более 450 лет назад. Лепавинский монастырь основал хиландарец, пустынник Ефрем (Вукодабович). Хиландарцы же несколько раз обновляли Лепавину в течение всей ее истории. Оба монастырских собора, и хиландарский и лепавинский, посвящены Введению Пресвятой Богородицы. В Хиландаре я прожил с 23 до 36 лет — это время духовного созревания монаха, когда он набирает духовную силу. Когда я молодым монахом отправился в Хиландар, у меня было намерение остаться там до конца жизни, но промысел Божий привел меня в Лепавину. Один русский духовник, наш современник, как-то сказал: «Все мы приходим на Святую Гору, чтобы остаться здесь, но промысел Божий в том, чтобы некоторые вернулись. Кто-то заканчивает на ней начальную школу, кто-то среднюю, кто-то университет, и возвращаются, чтобы распространять святогорскую духовность «. Этот дух Святой Горы разносили в православные страны многие святые: св. Антоний Печерский у монастыря Эсфигмена, и св. Паисий Величковский… И наш верующий святосаввский народ дышит этим духом, потому что по стопам св. Саввы и многие другие хиландарские игумены и монахи вернулись со Святой Горы, чтобы в последствие, будучи патриархами епископами или духовниками вести корабль нашей Церкви. Все накопленное мной духовное знание — святогорское и хиландарское. Когда вы находитесь там, то достаточно просто слушать эту речь, святоотеческую и подвижническую, слова о молитве, о спасении души… Я посещал и другие монастыри, чтобы услышать наставления опытных духовников. «Практическими занятиями» были встречи со старцем Паисием, отцем Серафимом на Карулях, отцом Лукой в монастыре Филофей, старцем Кириллом в Белоозерской келии, где я провел год. И наши сербские духовниики были исполнены святоотеческого предания — старец Никанор, мой духовник, и старец Моисей, Савва… Я благодарен Богу, что жил в Хиландаре в их время. Туда приезжали и видные писатели, академики, и у них можно было многому научиться. Настоящий духовный университет… на меня особое влияние оказал протоиерей Матея Матеич, писатель и профессор Колумбийского университета, который часто приезжал в Хиландар. Он учил меня издательскому делу, подталкивал к изданию журнала, дал мне много советов. Это все, что я накопил и принес в Лепавину из Хиландара. Подобно тому, как дерево пересаживают из плодового сада. Когда я приехал в Лепавину высопреосвященный Иоанн сказал мне: «Хиландарец основал этот монастырь. Пришло время, чтобы хиландарец обновил монашескую жизнь в нем». Господь удостоил меня чести служить иконе Пресвятой Богородицы Лепавинской уже 16 лет, дал мне добрую и послушную братию, дал мне словесное стадо, чтобы я заботился о нем, дал мне духовных чад среди вас в диаспоре, но до конца жизни я останусь хиландарцем и святогорцем.
— Как проходило возрождение монастыря Лепавина, и кто был наиболее активным его участником?
Большая заслуга в деле возрождения монастыря принадлежит Его Высокопреосвященству митрополиту Иоанну. Вскоре после своего назначения на Загребско-Люблянскую епархию он организовал восстановление монастыря. Было сделано медное покрытие на храм, в чем по благословению пресвященного владыки Василия, который пять лет был послушником в Лепавине, оказала помощь Зворницко-Тузланская епархия. Также началась реставрация восточной части корпуса и архиерейских палат. Митрополит вложил много труда в то, чтобы привлечь ктиторов и жертвователей. Он сам беседовал с ними, рассказывал о значении монастыря, о чудотворной иконе…
Особое влияние его слова оказали на сестру Урсулу, протестантскую монахиню. Перед встречей с митрополитом она уже слышала о Лепавине, потому что их монастырь в Помероле во Франции, перед этим посетила преподавательница из Загреба Бранка Прибич. Когда сестра Урсула и настоятельница этого монастыря приехали в Югославию, они побывали у владыки, в то время викарного епископа Лепавинского, и выразили желание посетить наш монастырь. Когда они прибыли в обитель, то увидели, почему митрополит был так печален. Монастырь находился в очень плохом состоянии. На старой, тогда единственной, части монастырского корпуса висел знак, предупреждающий об опасности. Его установил городской комитет из Копривницы, потому что здание в любой момент могло обрушиться. Увидев это, сестра Урсула ободрила митрополита, сказав ему, что Пресвятая Богородица позаботится о своем монастыре. На конференции европейский Церквей, проходившей в Жичском монастыре в 1982 г., владыка Стефан предложил внести Лепавину в программу межцерковной помощи, что и было принято. Сестра Урсула повсюду рассказывала про Лепавину, и вскоре Евангелическая молодежная организация из Виртенберга и верующие Евангелической церкви из Штудгарта предложили свою помощь в восстановлении монастыря. Митрополит не спешил с ответом, думая, что труды по восстановлению все-таки может понести наш верующий народ. Но в конце, увидев, что это единственный способ, он принял предлагаемую помощь.
Когда я в 1984 г. приехал в монастырь, велись реставрационные работы в старой части монастырского двора, а средства были выделены их епархиального фонда и из пожертвований наших верующих. В 1986 г. монастырь получил разрешение на строительство. Сразу же стали возводить новое крыло монастырского корпуса на месте разрушенного во время Второй мировой войны. Три года подряд в монастырь приезжала молодежь из Штудгарта и тремя группами по 30 человек работала на строительстве западной части монастырского двора. Сейчас, слава Богу, там живет большая часть братии, тут же расположена кухня, большая трапезная, но нужно заметить, что восстановительные работы по первоначальному проекту закончены не совсем до конца.
— Величайшая святыня монастыря, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, долгое время была вне монастыря. Как произошло ее возвращение под своды храма в Лепавине?
В 1941 г. монастырь опустел, потому что монахи были изгнаны, а в 1943 г. обитель была подвергнута бомбардировке немецкой авиации. На храм упали три бомбы, одна и которых пробила кров и взорвалась внутри храма. Все церковное убранство было уничтожен, и в том числе прекрасный иконостас — произведение раннего сербского барокко. Икона Пресвятой Богородицы чудом Божиим осталась невредима, но о ней долгое время ничего не было известно. Она была обнаружена только в 1967 г. Тогдашний настоятель Лепавинского монастыря о. Симеон (Сакуль), ища что-то среди забытых вещей на чердаке здания Загребской митрополии, увидел чудотворную икону. Кто принес ее в Загреб и оставил на чердаке не известно. Тогда икона была передана на реставрацию, и на праздник Успения Божией Матери 1969 г. была возвращена в монастырь. В этот день было совершено архиерейское богослужение. Тем самым Пресвятая Богородица ознаменовала свое возвращение в Введенский храм монастыря Лепавина. Во время чтения молитв перед чудотворной иконой один глухонемой мальчик заснул на амвоне. Проснувшись он подошел к матери и проговорил: «Мама, мама!»
— Когда и как Вы узнали, что Пресвятая Богородица принимает и слышит молитвы перед этой Ее иконой?
Икона Пресвятой Богородицы Лепавинская одна из самых почитаемых богородичных икон в нашей Церкви. О ее чудотворной силе знали уже давно. В монастырской хронике сохранились письменные свидетельства об исцелениях еще с XVIII в. От наших предшественников в монастыре я слышал рассказы о чудесах, так что я не могу сказать, что я сам тут что-то открыл. Пресвятая Богородица всегда изливала свою благодатную милость на тех, кто приходил и обращался к Ней перед Ее Лепавинской иконой в бедах. Она — наша Скорая Помощница, всегда готова нам помочь и ходатайствовать за нас перед Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом. Но печальная правда в том, что мы не искали помощи у Него. Когда я только приехал в Лепавину, почти никто, кроме как на великие праздники, не прибегал в этой святыне. Одна женщина из Вировитицы регулярно приходила молиться за свою больную дочку, она рассказывала, что после молитвы ее дочь чувствует себя лучше. В большом количестве наш народ начал приходить перед войной, и в годы войны. Так и есть: без неволи нет богомолья. И за то, что верующие пришли к иконе в Лепавине, Пресвятая Богородица их по-матерински помиловала и приняла под Свой исцеляющий покров.
— Недавно вышла книга свидетельств о чудесах от этой иконы. Какой случай лично на Вас оказал самое сильное впечатление?
У каждого приходящего к иконе Пресвятой Богородицы Лепавинской, чтобы получить от Нее помощь и утешение есть свое горе, свой крест. Тяжесть этого креста известна одному только Господу Богу, и поэтому ни одно свидетельство нельзя отбросить. Я в монастыре, чтобы нести свое послушание, чтобы молиться Господу и Пресвятой Богородице за тех кто к нам приезжает. Пресвятая Богородица видит помышления сердца всякого, кто становиться перед Ее иконой, и я не смею никого ставить впереди другого. И все-таки один знак Ее присутствия среди нас грешных был особенно впечатляющим. Это чудо в Беловаре в 1991 г., свидетелями которого были многие, и в том числе высопреосвященный митрополит Иоанн. В доме одного верующего вставленная в рамку икона Пресвятой Богородицы начала крестообразно двигаться вместе с лампадкой, и так изо дня в день двигалась вверх-вниз. На Светлую среду, придя с двумя верующими, во время чтения акафиста я ощутил аромат благоухания, а в правом дальнем углу иконы появилось миро. Это было большим утешением для всех православных в том краю, и великий знак, связанный с военными столкновениями и бедами, которые затем последовали.
— Были ли и такие, кто уехали из монастыря не утешенными и разочарованными? Есть ли такие свидетельства?
— Если они и были, то лично мне это неизвестно. Мы должны знать, что всемилостивый Господь, Который желает спасения всем людям, печеться о нас и тогда, когда мы думаем, что Он далек от нас, когда нам кажется, что Он не слышит наших молитв. Он их всегда слышит, только не всегда подает нам то, чего бы нам хотелось. Как отец не исполняет любое желание своего ребенка, потому что хочет уберечь его от возможного вреда, так и Отец наш Небесный не исполняет каждое наше молитвенное прошение, потому что хочет сохранить наши души для Своего вечного Царства. Поэтому попускается и страдание тела, чтобы душа очистилась и пробудилась от греховного сна. А у нас короткое зрение, и нам кажется, что Господь нас не слышит… Но и в светском лечении больные люди идут в больницу; там их лечат доктора, и кто-то выходит исцеленным, а кто-то нет. И никто после этого не говорит, что врач не хотел вылечить пациента.
-Вы получаете много благодарственных писем. Вы лично отвечаете исцеленным или достаточно того, что публикуете свидетельства в монастырском журнале?
— C теми, кто связанны с нашей святыней и со мной, как духовником, я контактирую, в основном, с помощью телефона. Важно услышать непосредственное, живое слово, потому что иногда в беседе больше говорит сам голос, чем слова. Мы посылаем и письма из монастыря, но больше по электронной почте. А благодарственные письма получивших милость исцеления публикуем, чтобы прославлялось имя Господне, и чтобы этими свидетельствами верные укрепились, а неверные вразумились.
— Из свидетельств о чудесных исцелениях мы видим, что в монастырь приезжают и инославные — римокатолики, протестанты, и иноверные мусульмане. Как они относятся к этой православной святыне?
— Монатырь Лепавина находится в месте, где большинство населения римокатолического исповедания. Для тех из них, кто приходит в наш монастырь это чаще всего первая встреча с Православной Церковью. Поэтому на всем монастырском братстве лежит большая ответственность достойно свидетельствовать истину Православия и нашей Церкви. Если мы по нашей немощи и недостойны этого призвания, то сама Пресвятая Богородица осветила Свой Свято-Введенский храм, и этот свет видят и многие не являющиеся православными христианами. Поэтому и они приходят с почтением к чудотворной иконе, ища у нее помощи. По своей вере и получают, как это бывало с албанцами и турками в монастырях Острог, Зочиште, Дечани, св. Наума … Точно также, как ко мне, как духовному лицу приходят с доверием, не смущаясь тем, что я православный священномонах. Многие из них ищут совета, наставления, духовного разговора, и не стесняются открывать мне свои проблемы. Мое дело ко всякому, кто с благими намерениями приходит в наш монастырь относиться, как к тому, кого нам послал Господь.
— Вы и ваша достойная братия пережили в монастыре ужасы последней войны. Как вы пережили время с 1991 по 1995 года?
— Мы ощутили ужасы этой войны, но не непосредственно на себе. По близости от монастыря не было военных действий и не было опасности разрушений. И на бушующем море всегда найдется какая-нибудь тихая бухта. Отец Василий, тогда послушник Воислав, и я все это время были в монастыре, и никто не пришел нам угрожать и сказать, что мы должны уйти отсюда. В этом отношении мы не испытали никакой угрозы. Мы возлагали надежду на Пресвятую Богородицу, надеялись на Ее защиту. Как сказала писательница Радмила Мишев, святыня хранила нас, а мы хранили святыню. Мы остались, как и наш народ, живущий в окрестностях монастыря.
— Значительно ли уменьшилось число православных сербов в окрестностях монастыря за последнее десятилетие XX века?
— В этот последний период нет, но в некоторые предыдущие да. Многие и не знают, что в этом краю живет сербское население, чьи исторические следы можно найти еще в XVI в. На территориях заброшенных и опустевших перед нашествием турок сербы основывали свои поселения. Их духовные и культурные потребности удовлетворяла наша Церковь. Насколько этот народ был набожен, и экономически силен, лучше всего свидетельствуют многочисленные большие и красивые храмы, построенные в основном в XVIII, реже в XIX в., и сохранившиеся до сегодняшнего дня. Только в округе диаметром 14 км с центром в Лепавине таких церквей 15: в Плавшинце, Вояковaчском Осиеке, Великом и Малом Поганце, Дугой Риеце, Копривнице, Крижевцах, Глоговце, Яворовце, Великой Мучне, Широком Селе… Когда-то сербы были здесь намного многочисленней чем сейчас. Возьмем к примеру три прихода, которые сейчас окормляет монастырь Лепавина: лепавинский, великопоганачский и вояковачский. По данным в лепавинском приходе в 1898 и 1936 гг. было 1300 душ, а в 1997 г. — 448; в великопоганачском в 1898 г. было почти 2700 душ, в 1936 г. их число снизилось до 2300, а в 1997 г. до 700; в войковачском приходе в 1898 г. было 1555 человек, в 1932 г. около 1300, а в 1997 г. всего 346. Видно, как число жителей уменьшалось в этом веке.
— Из каких мест больше всего приезжают к лепавинской святыне?
— Приезжают из Беловара, Загреба, Любляны, Белого Манастира, из окрестных мест, а в последнее все все больше паломников из Среднеевропейской епархии. Преосвященный владыка Константин в 1998 г. посетил монастырь Лепавину, а я по его благословению в этом и прошлом году был в Среднеевропейской епархии, чтобы во время Великого поста поисповедовать подчиненное ему духовенство. Так установились наши духовные связи, благодаря которым многие верующие из Германии, Швейцарии и Австрии приехали поклониться Лепавинской иконе Божией Матери. Велико число и тех, кто узнал о монастыре Лепавина из статьи в «Европейских новостях» и фельетона опубликованного в газете для диаспоры «Вести», после чего с нами здоровались и просили помолиться за них перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.
— Какие трудности встречаются чаще всего у тех, кто просит помощи у Матери Божией?
— Все несчастье боотчужденной, нецерковной жизни очевидна перед чудотворной иконой, потому что тут потерянное здоровье чаще всего ищут люди с духовными и психическими проблемами. Они дают о себе знать или приходят в основном потому, что слышали, что «и в Церкви есть некая помощь». Когда я их спрашиваю, ходят ли они в храм Божий, они говорят: только на Пасху и Рождество. Хотя в большинстве они и крещенные, но не постятся, не молятся, не находятся в какой-нибудь духовной связи с Церковью. Они говорят мне: «Ох, отче, мы все обошли и нет помощи». А я их спрашиваю: кого вы обошли? «Да, врачей, ясновидцев, исцелителей, были и у муллы». Тогда я их спрашиваю: были ли они у священника в своей церкви? «Э, нет!» А в конце, когда я им говорю, что они должны ходить на службу Божию, они оправдываются тем, что у них нет времени. Тогда и нет ничего удивительного, что начались такие беды. Созрели горькие плоды жизни противной Божиим заповедям. Психические проблемы современного человека, как правило, являются последствием неверия. Посмотрим хотя бы на многие наши семьи, которые живут в диаспоре. Родители уехали с родины ради лучшей жизни, в погоне за заработком работали день и ночь, и по воскресеньям и в праздники, добились материального благосостояния, но их дети, выросшие на чужбине, в глубине души несчастны, отчужденные, растерянные. Потому что родители им в детстве не привили того, что важнее всего: любви ко Христу. И теперь дети легко принимают ложные учения, потому что не знают Истину, попадают в плен пагубных сект, потому что не защищены благодатью Божией, сворачивают на неверный путь, так как не видят пути спасения.
Кроме того, имеет место и магия. Хотим мы об этом говорить или нет, она есть, и ее присутствие ощущается все сильней. Священное Писание и жития святых, например св. Киприана, говорят нам об этом, а также указывают нам на единственную спасительную защиту — это покаянное возвращение под крыло Церкви. В книге, которую издал наш монастырь, есть несколько свидетельств о страданиях от магии.
— Большинство приходящих приходят и просят «однократной» помощи или больше таких, кто много раз или часто прибегают к святыне?
— К сожалению, все же больше тех, которые приходят один раз и больше не возвращаются. Иногда даже будучи не крещенными, они ищут помощи и в других местах, идут искать помощи у какого-нибудь «биоэнегретика» — «на всякий случай». Не имеют в себе веры, и думают, что им необходимо еще что-то, чего нет в Церкви. По неизглаголанной милости Божией часто и они получают исцеление, но редко после этого перерождаются для жизни во Христе и возвращаются к старому образу жизни, так что к ним рано или поздно возвращаются и старые болезни. Когда Господь исцелил расслабленного при купальне Вифезда, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».(Ин. 5.14). Есть и такие, которые постоянно приходят в храм, но не потому, что хотят жить литургической жизнью, а для того чтобы защититься от магии. Тот в ком действительно рождается вера, тот пробуждается для истин Евангелия, тот и приходит на богослужения и принимает Святые Тайны, и читает Священное Писание, и слушает своего пастыря, и творит дела милосердия. И все, что с ним случается, болезнь или выздоровление, беды и радости, принимает со смирением пред Богом, уподобляясь праведному Иову.
-В Евангелии мы читаем, что из десяти исцеленных прокаженных только один вернулся поблагодарить Христа за исцеление. Как обстоит дело с исцелениями у чудотворной Лепавинской иконы?
— И сегодня, как и тогда, Господь вопрошает: «Где же девять?» Только и всякий из нас должен спросить сам себя, нерестанно ли он благодарит Господа за милости, которые Он нам посылает ежедневно, благодарит ли Он Бога от всей души и всего сердца за Егo бесчисленные дары.
— Вы родом из восточной Сербии, живете сейчас в краю, где сербы в меньшинстве, посещали и диаспору. Чтобы вы, на основании опыта накопленного в Хиландаре и Лепавине, могли пожелать сербам в Сербии, в Хорватии и диаспоре?
— Если выше всего и прежде всего мы будем ставить Христа Бога нашего, то обретем духовное единство, которое никто не сможет разрушить. Мы, как народ, имеем свой путь. Первыми по нему прошли наши духовные родоначальники — св. Савва и св. Симеон Мироточивый. Нужно только, чтобы мы соборно пошли за ними. Без оглядки на то, где мы жили — на родине или в диаспоре, если пойдем по их стопам, то придем на то же место — пред лице Бога Живаго. Соберемся же в Церкви, которая оставалась и тогда, когда все другое, что мы имели проподало. Со святым князем Лазарем мы на Косовом поле добровольно приняли от Господа свой крест и носим его до сего дня. Быть может, нам кажется, что он для нас немощных слишком тяжел, но Господь не дал бы его нам, если бы мы не могли его нести. В Косово опять великое страдание, опять все разрушено, только Церковь стоит. Израненная и окровавленная, но стоит. Значит, есть надежда. Вот, св. Савва вымолил, и Господь дал нашему народу и отечеству христолюбивого президента в лице господина Воислава Коштуницы. И мы в диаспоре должны возносить молитвы за него, чтобы Господь дал ему мудрости, чтобы вести наш народ и силы выдержать все испытания.
— Что лучше всего сказать, приглашая наших верующих посетить монастырь Лепавину? Что их там ждет?
— Ждет их икона Пресвятой Богородицы Лепавинская, от которой многие получили исцеление от болезней и утешение в горе. Монастырские врата открыты для каждого, кто приходит. Но, нужно сказать, что монастыри — это места посвященные Богу, что в них живут по особым внутренним правилам. И как написано в указе нашего митрополита, посетители должны подчиняться этому порядку и ничего не делать без благословения настоятеля. Верующие из диаспоры стали чаще приезжать в наш монастырь только в этом году. Раньше редко кто из паломников оставался в монастыре. Восстановленный монастырь Лепавина ограничен в помещениях: для гостей в распоряжении имеется только две комнаты, в каждой из которых по четыре кровати. Поэтому, конечно, необходимо заранее связаться с монастырем и сообщить о своем приезде. Некоторые нам звонят и те, кто хотят приехать и не могут оставляют имена для молитвенного поминовения перед чудотворной иконой. Для молитвы территориальная удаленность ничего не значит: где бы мы не находились Пресвятая Богородица всегда с нами.
Журнал монастыря Лепавина «Пут, истина и живот» 3 / 2001

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика