Русская линия | 20.12.2012 |
Основанный на далеких островах Белого моря в XV веке Соловецкий монастырь уже в следующем столетии стал одним из самых известных и почитаемых в России. За первые пятьсот лет своего существования он дал Церкви множество святых и подвижников благочестия, обогатил русскую культуру выдающимися памятниками зодчества, иконописи и литературы, деятельно способствовал освоению Севера и развитию мореплавания в акватории Ледовитого океана. В XX-й век «крайсветная» обитель входила как крупнейший духовный центр, привлекавший потоки богомольцев, имевший свои учебные заведения и владевший собственным флотом.
В 1920 г. богоборческая власть монастырь закрыла. В 1923 г. на оскверненных монашеских островах был организован Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения — печально знаменитый СЛОН. За последующие 16 лет через Соловки прошли десятки тысяч заключенных, многие из которых погибли от непосильных условий жизни и болезней или были убиты. Но в этом рукотворном аду не редкостью были отважные люди, которые духовно оказывались сильнее своих палачей, которые ради человеческого достоинства и веры в Бога готовы были идти на страдания и на смерть. Когда-то слывшие «русским Фавором», Соловки в эти годы явились миру в образе «русской Голгофы».
После закрытия тюрьмы в 1939 г. архипелаг был передан военным и надолго превратился в закрытый военный объект. В 1942—1945 гг. там действовала Школа юнг в составе Учебного отряда Северного флота.
Лишь в 60-е гг. XX в. Соловки стали вновь доступны. Туда отправились художники, историки, реставраторы и тайные паломники. Началось восстановление памятников древности, появился музей, действующий по сей день. В 1990 г. всё окончательно обратилось «на круги своя» — на островах зазвучала монашеская молитва, был возрожден Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Фотопроект «Возрождение Соловков» состоит из двух выставок, тематически и художественно связанных между собой и представляющих своеобразный диптих. Авторы предлагают зрителям вглядеться в две эпохи, когда в истории великой русской святыни происходили разительные перемены: разрушение сменялось созиданием — в начале материальным, а затем и духовным. Главные герои выставки — таинственное течение времени и свободные в своем выборе люди.
Первая выставка — «Новый день: Соловки 60-х» — переносит зрителей в те времена, когда Соловки только начинали открываться после безвременья лагеря и лихолетья войны. На выставке представлены фотографии одного из самых знаменитых фоторепортеров современной России, заслуженного работника культуры РФ, четырехкратного лауреата конкурса «WorldPressPhoto», специального фотокорреспондента газеты «Известия» В.В.Ахломова и замечательного фотографа из Сергиева Посада, фотолетописца Соловков Б.В.Ведьмина (1915−1994).
Вторая выставка — «Афон — Соловки: радость и надежда» — рассказывает о монашеской современности Соловков в ее соотнесении с современностью Афона — мирового центра православного монашества. И у Афона, и у Соловков — долгая и трагическая история. Явившиеся в этих уголках мира праведники осветили свои эпохи светом радости и надежды. Отблеск этого света различим и на лицах нынешних насельников этих необычных мест. Представленные на выставке работы объединены в диптихи, раскрывающие внутреннее единство двух Садов Спасения, как называют Афон и Соловки. Авторы снимков — девять фотографов из России, Греции и Украины, монахи и миряне.
Выставки были подготовлены сотрудниками Соловецкого Морского музея (www.museum.solovki.info) и экспонировались на Соловках в 2011—2012 гг. Кураторы фотопроекта «Возрождение Соловков» — Алексей Лаушкин и Светлана Рапенкова, художник — Рустем Каримов.
Организаторы посвящают представляемый фотопроект Виктору Васильевичу Ахломову и желают ему скорейшей реабилитации после тяжелой болезни.
Открытие выставок состоится 26 декабря 2012 г. в 17.00 в здании «Фотоцентра» (Гоголевский бул., 8).
https://rusk.ru/st.php?idar=58610
|