Русская линия
Радонеж Светлана Колосовская03.12.2012 

Кинофестивалю «Радонеж» — семнадцать лет

Напомним читателям, что Фестиваль Афиша XVII фестиваля *Радонеж – 2012*«Радонеж» проводится ежегодно с 1995 года. В нем традиционно принимают участие около 200 государственных и негосударственных кино- и телекомпаний. Среди них российские и зарубежные государственные и независимые кино- и телекомпании, а также частные лица, создающие произведения по духовно-нравственной тематике. Свои фильмы представили все крупнейшие федеральные каналы. В этом году было прислано около 200 работ не только строго церковной тематики. Если сказать в двух словах- это фильмы о разумном, добром, вечном, поднимающие ту тематику, к которой коммерческое кино и ТВ в постперестроечные годы начисто утратили интерес. Но переполненный зал Дома кино свидетельствует о том, что это кино имеет своего зрителя. С чем, слава Богу, вынуждены считаться и министерство культуры, и Федеральное агентство по печати и средствам массовой коммуникации.

Со словами приветствия к гостям и участникам фестиваля обратились: Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Б. Иванов, Первый заместитель председателя Совета Федерации А. П. Торшин, Председатель Государственной Думы РФ С.Е.Нарышкин, Министр культуры РФ В.Р.Мединский, Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинский.

Большой зал Дома кино, вмещающий 1200 зрителей, был переполнен. Зрителям была предложена обширная концертная программа и фильм закрытия — «Орда», режиссер Андрей Прошкин.

Лауреаты Фестиваля

1. В номинации «Лучший фильм» — Гран-при фестиваля и серебряная медаль Преподобного Сергия Радонежского- «.Неркаги.», автор Екатерина Головня, производство: ООО «Студия Золотая Лента»;

2. В номинации «Лучшая режиссерская работа» — «Трезвитесь!», режиссеры Валерий Тимощенко, Наталья Шувалова, производство ООО «Краснодарская киностудия»;

3. В номинации «Лучший сценарий" — «Русь еще жива…», автор Валентина Матвеева, Студия «Леннаучфильм»;

4. В номинации «Лучшая операторская работа» — «Праздник», автор Юрий Шиллер, Студия Исследовательского центра «Культура народов Сибири»;

5. В номинации «Лучший анимационный фильм» — «Азбука церковнославянская», режиссер Елена Борушко, Студия во имя святого Иоанна Воина;

6. В номинации «Лучший телефильм центральных телеканалов» — «Матушка и храм. Дилогия», автор Валерий Шатин, Благотворительный фонд «Ориентир»;

7. В номинации «Лучшая телепрограмма региональных телеканалов — «Светлый день. Пасхальная радость», авторы: Дмитрий Астафьев, Алексей Машегов, Приход храма святого Иоанна Предтечи г. Красноярска по заказу телеканала ТВ Центр — Красноярск;

8. В номинации «Лучший исторический фильм» — «Война 1812 года. Первая информационная», автор Алексей Денисов, ООО «Воксель по заказу ВГТРК ГТК «Телеканал «Россия 1»;

9. В номинации «Лучший продюсер» — Константин Малофеев, «Война и мир Александра I». «Наполеон против России. Нашествие», автор сценария Елена Чавчавадзе, режиссер Галина Огурная, Фонд Святителя Василия Великого.

10. Специальный приз жюри — фильм открытия фестиваля «Старец Паисий», автор Александр Столяров, Телеканал «Россия-Культура», студия «Фишка-фильм».

К сведению наших читателей, фильмы кинофестиваля доступны для просмотра на сайте «Радонеж-ТВ».

***

В нынешнем году можно назвать две доминанты Фестиваля. Во- первых, историческая, заданная в нынешний год 200-летия войны с Наполеоном 1812 года. Жюри не могло не отметить высоко профессиональные и патриотические ленты: «Война 1812 года. Первая информационная» Алексея Денисова и «Война и мир Александра I». «Наполеон против России. Нашествие» Елены Чавчавадзе и Галины Огурной. Во-вторых, это тема деятельного милосердия. Она отражена в фильме- лауреате Гран-при — «.Неркаги.» Екатерины Головня. Яркая, самобытная личность главной героини первого фильма Неркаги (в переводе с ненецкого — «род негнущихся»), красота северной природы, суровые жизненные условия- все это необычно и по-особому привлекательно для зрителя. За полярным кругом, в Байдарацкой тундре, на берегу озера живут Анна Неркаги и ее сорок приемных детей. Анна оставила писательскую карьеру и поселилась на краю света. Вместе с несколькими педагогами она строит здесь дом и православный храм.

Второй из фильмов, завоевавших приз за лучшую режиссуру, -«Трезвитесь» Валерия Тимощенко и Натальи Шуваловой. Этот фильм — один из хитов фестиваля. Он традиционен и узнаваем, поскольку является третьим в серии «Русский заповедник». Главный герой — священник Виктор Салтыков. Личность отца Виктора- центральная в фильме. Действие картины развертывается в деревне «Жарки», в Ивановской епархии, где служит батюшка. Условия жизни- как всюду в сельской глубинке. Кредо отца Виктора: самые застарелые недуги народа способны исцелить труд в поте лица на родной земле и благословение Церкви. У батюшки спасаются русские мужики, в прошлом- неумеренно пьющие. Фильм показывает, как оживают, приходя к вере, и находят смысл своей жизни еще вчера потерянные люди. Это — фильм- действо, фильм-проповедь, которая завершается словом батюшки в конце фильма: «Возвращайтесь».

***

«Русь еще жива.» Валентины Матвеевой рассказывает о жизни и творчестве иеромонаха Романа Матюшина, чьи песни слушают и исполняют на всех континентах. Многочисленные почитатели творчества отца Романа примут его с глубоким интересом и благодарностью творческому коллективу.

***

В номинации «Лучший телефильм центральных телеканалов» жюри кинофестиваля отметило фильм Валерия Шатина «Матушка и храм. Дилогия». В конце ХХ века Спас- Елеазаров монастырь на Псковщине, место подвига отца Досифея, рекшего в свое время: «Москва-Третий Рим, а четвертому не бывать!», сыгравший исключительную роль в русской истории, оказался под угрозой уничтожения. В центре фильма — гибнущий храм и учительница из Подмосковья Татьяна Ивановна Беляева, будущая (ныне почившая) монахиня Елисавета. Благодарные современники рассказывают о ее подвижническом служении по восстановлению обители.

***

В номинации «Лучшая телепрограмма региональных телеканалов жюри кинофестиваля отметило телефильм «Светлый день. Пасхальная радость» Дмитрия Астафьева и Алексея Машегова. Красноярск.

Фильм искренний, несущий Пасхальную радость. Личность Красноярского владыки Пантелеимона, который сам, будучи преклонном возрасте, крестит будущих чад Церкви и наставляет их в вере, излучает Светлое Торжество. Такие пастыри как магнитом влекут к себе людей.

***

«Азбука церковнославянская» Елены Борушко и Ирины Кодюковой- лучший анимационный фильм. Он показывает, что процесс познания и радость созерцания нераздельно связаны. И взрослые, и дети в нем с удивлением узнают, что Кирилл и Мефодий дал буквам алфавита прекрасные имена: «глаголь», «добро», «покой». Фильм удостоен ряда наград. Директора и педагоги несомненно приобретут его фильм для воскресных школ и православных гимназий.

В этой связи хочется упомянуть и порекомендовать для просмотра в воскресных школах также цикл мини-фильмов «Святые христианской церкви «режиссера Николая Макарова. Каждый фильм длится не более 6 минут и популярно рассказывает о таких выдающихся светочах Церкви, как «Святой Николай Чудотворец», «Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон», «Преподобная Мария Египетская», «Великомученица Екатерина Александрийская», «Святой Иоанн Креститель», «Святой князь Александр Ярославич Невский».

***

Фильмы «Дети Божьи» Андрея Андреева и «Мой путь». Ольги Лагутиной относятся, пожалуй к кинокартинам, если и не «строго церковной», то миссионерской тематики. В них речь идет о тюремном служении священников, о храмах в местах заключения, о случаях прозрения, когда заключенные, обращаясь к Богу, обретают смирение и душевный покой. Каждый из них раскрывает роль Промысла Божия в его жизни. И как она была бы бессмысленна и бедна, если бы Господь не посетил страждущего узника.

***

«По следам генерала Ермолова», режиссер Сергей Роженцев Есть имена в истории России, которые составляют ее славу. Великая благодарность тем, кто напоминает нам о них. Перипетии недавней Чеченской войны вызвали в памяти русского народа образ главного покорителя и миротворца Кавказа, героя Чеченской войны XIX в. генерала Ермолова. Фильм сюжетно интересен и смотрится на одном дыхании, он, что называется, капитален: исторически доказателен, достоверен. Трагичен и поэтичен одновременно. Автор иллюстрирует исторический рассказ стихами, живописными полотнами и кинодокументами прошлых лет. От лица современных военных историков, генералов недавней Чеченской кампании мы слышим слова признательности генералу Ермолову, воину и миротворцу: его методы ведения Кавказской войны оказались пригодными в наши дни, в конце XX века.

***

«Не только за грехи наши.», режиссер Людмила Коршик. Фильм о торжестве Православия в Дальнем зарубежье. Благодарная русская паства, ныне живущая в США, свидетельствует о святости отца Иоанна Шанхайского. Он, как Моисей, вывел многочисленную русскую общину- около 6 тыс. человек- спасавшуюся от большевиков в Харбине, сначала на Филиппинские острова, а затем — в Америку. Он несколько дней молился, стоя на коленях перед Белым домом, и для его паствы, вопреки законам этой страны, был разрешен въезд. Не только за грехи наши Господь лишил нас Родины, — говорят духовные дети отца Иоанна, — но и для того, чтобы проповедь Христова пришла в далекую Америку. Благодаря его пастырскому подвигу, несколько поколений русских в Америке сохраняют свою святую веру.

***

«Монахиня Георгия» (Каледа), режиссер Сергей Князев.

Этот фильм- история благочестивой семьи почившего уже ученого и тайного священника Глеба Каледы. Киноповествование посвящено его жене, преставившейся в 2010 г., монахине Георгии. Она стала основательницей большого христианского рода. Дочь Московского священномученика Владимира Амбарцумова, жена тайного священника Глеба Каледы, мать двух протоиереев — Кирилла и Иоанна, и наместницы Московского Зачатьевского ставропигиального монастыря матушки Иулиании, она закончила свой земной путь, став монахиней и поступив на послушание к своей дочери.

***

Каждый год на кинофестивале «Радонеж» проходит один или несколько фильмов, посвященных Царской теме, убиенной Царской семье. В этом году на фестиваль подано два таких фильма: «Последний бал» Б. Лизнева и «Царский маршрут» А. Мингазовой.

«Последний бал». В фильме речь идет о костюмированном бале Большой Царской Семьи, который состоялся в 1903 г. Иллюзия бала и светских разговоров развернута на фоне реконструированных и вписанных в интерьеры дворца фотографий членов Царской фамилии. Какой хрупкой кажется их жизнь, когда смотришь на них сквозь призму трагедии, которая уже готова обрушиться на этот дом. Этот фильм — еще одна нота в осмыслении нашей истории.

«Царский маршрут» Аллы Мингазовой. Здесь показана судьба верных, до последнего вздоха служивших Царской семье: 32-летней фрейлины императрицы графини Анастасии Гендриковой и 64-летней учительницы и воспитательницы Царских детей (гоф-лектрисы) Екатерины Шнейдер. Они не покинули Царскую Семью как многие иные, но от начала и до конца прошли с нею ее крестный путь. Отправленные в Пермь, страдалицы были расстреляны на сибирском тракте сентябрьской ночью 1918 г. Этот фильм — вклад в познание нашей истории с тем, чтобы мы извлекли уроки из прошлого.

***

Помимо конкурсных документальных фильмов на Фестивале «Радонеж» можно было посмотреть игровые из рубрики «Радонеж рекомендует». Таким фильмом открытия фестиваля стала картина «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Режиссер и автор сценария- Александр Столяров. За сценарий этого фильма А. Столяров был удостоен звания лауреата 1 конкурса сценариев «Вера, Надежда, Любовь».

Фильм посвящен старцу Паисию Святогорцу, нашему современнику (+1994). Построен в форме диалога с послушником Петром. Почти полуторачасовой фильм смотрится на одном дыхании и оставляет по себе самые светлые чувства.

***

В заключение хочется сказать несколько слов о фильме закрытия Фестиваля — кинокартине «ОРДА», режиссер А. Прошкин, сценарий Ю.Арабов.

Православная аудитория, особенно после картин П. Лунгина «Остров», Прошкина-старшего «Чудо», А. Хотиненко «Поп» с нетерпением ожидала нашего фильма. Этот фильм — инициатива и заказ Русской Православной Церкви, поэтому его подготовкой, в том числе подбором режиссера и сценариста занималось кинообъединение «Православная энциклопедия». Изначально мыслился фильм о Святителе Алексие. Однако, несмотря на высокий уровень, фильм о святом не получился. Об Орде — получился. И фильму было дано его новое название — «ОРДА».

Действие картины происходит в середине XIV века, незадолго до знаменитой Куликовской битвы. За основу фильма взята поездка митрополита Московского Алексия в Орду для излечения внезапно ослепшей ханши Тайдулы. Великий хан монгольский Джанибек (Иннокентий Дакаяров) посылает в Москву за митрополитом Алексием (Максим Суханов), известным «московским колдуном». От её исцеления зависит, пойдут ли снова монголы войной на Русь или нет.

Православным людям этот сюжет известен из церковной истории, из акафиста Святителю Алексию, из различных служебных текстов. Но вышедший на суд зрителей фильм — это всеобщее достояние. Интересны светские комментарии из Интернета: «…, с кинематографической стороны фильм безупречен. Блестящая игра актеров, как Розы Хайруллиной в роли Тайдулы, так и Максима Суханова- митрополита Алексия. Практически все, даже безмолвные слуги и стражники, убедительны в своих образах. Нет ощущения подделки или бутафории. Спецэффектов много, но они очень органичны. Сюжет логичен и особых нареканий не вызывает», «.яркие и колоритные образы, аутентичный фон, внимание к деталям… полностью отсутствует лубочность».

Иначе говоря, с точки зрения массового светского зрителя, фильм получился. Авторы фильма «Орда» — сценарист Юрий Арабов и режиссер Андрей Прошкин — талантливые профессионалы. Но для создания подобного фильма этого мало. В картине, вопреки изначальному заказу и задумке, произошла смена акцентов. Изначально авторы больше внимания уделили именно Орде, поскольку задача эта казалась им наиболее технически и содержательно сложной. Слишком уж адски впечатляющей, поразительно достоверной выглядит Орда. В фильме не осуществлены даже некоторые вещи из возможного. Так, мы не находим, например, даже повествования о жизни святителя Алексия.

Но в целом, фильм «Орда» — это, несомненно, достижение нашего кинематографа. Его смотреть надо. И «разбор полетов», постановка «сверхзадач» тоже полезны. Настоящие фильмы, которые удовлетворили бы взыскательную православную аудиторию — вполне по плечу нашему кино. И такой работы мы ждем. Авторов такой ленты ждет требовательная, но благодарная аудитория.

http://www.radonezh.ru/analytic/17 331.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика