Русская линия | Протоиерей Максим Козлов | 01.12.2012 |
Протоиерей Максим Козлов |
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов уверен, что многонациональность России не может быть препятствием к изучению русского языка в полном объёме на всей территории Российской Федерации, передает портал «Православие и мир».
На днях в Госдуму РФ был внесён законопроект о запрете обязательного изучения государственных языков национальных республик. Националистические организации в Татарстане, Башкирии и Чувашии собираются провести акции против этого законопроекта: по их мнению, он угрожает будущему национальных языков и противоречит заявлениям первых лиц государства о защите языков России.
«Я считаю, что изучение русского языка в полном объеме должно быть обязательным в пределах всей нашей многонациональной Родины, — отметил священник, комментируя выступления националистов. — Если мы хотим сохранить ее политическое и культурное единство, то язык межнационального общения, который объединял бы всех людей, на территории России, необходим. Как раз незнание его может вести к развитию сепаратистских, центробежных тенденций».
«При этом мне кажется вполне разумным, что в тех субъектах Федерации, где значительно присутствуют определяющие их национальную характеристику этносы или же как означенные меньшинства, предельно желательно знание этого языка хотя бы как проявление уважения по отношению к тем народам, которые в данном регионе являются образующими. Это в том числе снижает и возможное межнациональное напряжение».
«Проводить эту политику нужно, конечно, не за счет дискриминации одного языка другим, чисто филологически понимая, что есть преподавание родного языка, а есть преподавание языка, который для части населения, проживающего в данном регионе, неродной, что накладывает определенную специфику на его преподавание. В этом смысле мне видится разумным, чтобы тот же татарский или башкирский лицами, не принадлежащими к данным этносам, изучались бы в должном объёме, но не как родной. Подразумевается выход на уровень владения устной речью для бытового общения».
«Поэтому мне видится, что всё-таки должны быть школы, где преподавание ведется на русском языке безусловно, а язык местного этноса изучается как дополнительный неродной язык. А те, в свою очередь, для кого он родной, в качестве неродного изучают язык русский», — заключил отец Максим.
Русская линия