Русская линия
Православие.RuСвященник Павел Гумеров13.11.2012 

О «русском Брейвике», виртуальной реальности и реальной жестокости
Беседа со священником Павлом Гумеровым

7 ноября юрист Дмитрий ВиноградовСвященник Павел Гумеров: расстрелял своих коллег по работе. Накануне он опубликовал манифест, в котором сравнил современное человечество с раковыми клетками, которые должны быть уничтожены. Также он выступил с критикой гуманизма и современного общества потребления. Многие поспешили назвать Дмитрия Виноградова «русским Брейвиком». Корреспондент портала Православие.Ru попросил священника Павла Гумерова прокомментировать это событие с духовной точки зрения.

 — Отец Павел, как бы вы в целом оценили произошедшее событие?

 — Произошла страшная трагедия, но страшен не масштаб этой трагедии, а нечто другое. Люди погибли не на войне, не во время катастрофы, не из-за халатности и неосторожности других людей, а в результате бессмысленной и беспощадной жестокости человека, который стал послушной игрушкой своих страстей и дьявола.

 — Как вы думаете, это убийство может быть связано с феноменом Брейвика? Ведь Дмитрий Виноградов, также как и Брейвик, перед убийством опубликовал свой манифест.

 — В данном случае мы имеем дело не совсем с феноменом Брейвика. Манифест Брейвика — это итог его сознательной политической жизни, так как он с шестнадцати лет состоял в Партии прогресса, был членом норвежской масонской ложи. Брейвик — идейный террорист-националист, хладнокровный, жестокий и расчетливый. Он был признан совершенно вменяемым. Убивая людей, он имел четкую программу, ставил довольно четкие цели. Его манифест занимал 1500 страниц. Про Дмитрия Виноградова мы, конечно, знаем очень мало, но я специально прочел его манифест, чтобы знать, о чем нам говорить. Могу сказать, что этот текст написал несчастный, разочарованный во всем, отчаявшийся человек. Он потерял веру, даже в себя, он не видит ни в чем смысла. Он ненавидит жизнь и окружающих. Любой психиатр, психотерапевт скажет, что написано это в глубокой депрессии. Когда борет тоска, уныние, действительно, кажется, что ВСЁ плохо и ВСЕ вокруг плохие, да и я сам совершенно зря живу. Очень типичные симптомы. Думаю, что самоубийство после акции тоже было частью его плана (правда, ему помешали), потому что весь этот манифест очень похож на предсмертную записку. После трагедии убийца сам признался, что им двигали гнев и отчаяние. Мы знаем, что он принес извинения и раскаялся в преступлении, поэтому в данном случае мы имеем дело с потерей контроля над своими страстями. Манифест, который Дмитрий Виноградов опубликовал накануне трагедии, был написан им после долгого периода депрессии, отказа от антидепрессантов и пьянства. Перед этим он пережил личную драму, насмешки окружающих, поэтому сложно сейчас сказать, был ли он идейным человеконенавистником, как Брейвик, или написал свое воззвание в минуту отчаяния.

Подавляющее большинство убийств, как мы знаем, совершается людьми под действием ярости, гнева, особенно на фоне злоупотребления спиртными напитками и наркотиками. Известно также, что страсть гнева может быть усилена нервно-психическими расстройствами. Приведу конкретный пример. В нашем храме не так давно произошел такой случай: одного нашего прихожанина ударил ножом в сердце старый сосед-товарищ во время совместного распития спиртных напитков, но после этого преступник сам ужаснулся своим действиям и вызвал скорую помощь. Слава Богу, человека чудом удалось спасти, хотя было задето сердце и он потерял больше трех литров крови. Этот случай говорит о том, что гнев ослепляет разум человека, и под влиянием гнева человек может пойти на страшные вещи, а убийство — это логическое завершение страсти гнева.

Каждый человек имеет определенные страсти: кто-то подвержен раздражительности, кто-то страдает тоской, унынием, кого-то мучает блудная страсть, кого-то пьянство, но задача каждого человека — не подкармливать в себе этого зверя, а бороться с ним с помощью Божией. Например, страсть гнева Святые Отцы сравнивали с огнем, но если огню не давать топлива, он погаснет.

 — Да, много преступлений совершается в состоянии гнева, аффекта, но Виноградов совершил свое преступление не спонтанно, он целый год планировал его, запасался оружием, учился стрелять.

 — Это еще хуже, значит он весь этот год, что готовился к расстрелу, позволял гневу и отчаянию жить и действовать в своей душе, он культивировал свои страсти, много раз совершал это убийство в мыслях. Если человек позволяет себе принимать греховные мысли и беседовать с ними, например, мысли прелюбодейные, или мысли об убийстве, самоубийстве, он рано или поздно приведет их в действие. Через греховные мысли дьявол входит в душу и начинает действовать, делая человека зависимым от страстей. Любой грех, страсть начинается с мысли о нем. Помните: «Всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). «За каждой страстью, — говорили отцы, — стоит свой бес». Он нашептывает человеку эти ужасные мысли. А Дмитрий Виноградов поддался сразу нескольким страстям, стал жить только ими. Это отчаяние, гнев, пьянство и, конечно же, огромная гордыня: «Я могу решать: кому жить, а кому умереть».

 — Влияет ли внешняя агрессивная среда, в частности, агрессивная и жестокая информация, на поступки людей?

 — Мы знаем, что нынешний человек окружен информацией, в основном, очень агрессивной — агрессивные компьютерные игры, кровавые боевики, жестокость в интернете, на телевидении. Такая информация является топливом для костра страстей, также она оказывает сильное влияние на людей в пограничном состоянии. В таком неуравновешенном, нервном состоянии, судя по всему, находился и Дмитрий.

Например, когда в Америке впервые вышел на экраны фильм Альфреда Хичкока «Птицы», американские врачи не могли справиться с потоком пациентов, обращавшихся к ним с разными нервными расстройствами. В нашей российской действительности также были зафиксированы подобные случаи. Например, после выхода на экраны криминального сериала «Бригада» произошел всплеск подростковой преступности. Влияние негативной информации на людей очевидно. Кстати, то, что соответствующие компетентные органы не позаботились удалить из сети личную страничку Виноградова с манифестом, также чревато серьезными последствиями. Не удивлюсь, если у него найдутся подражатели.

Самые низменные инстинкты способны растормозить и современные компьютерные игры, которыми повально увлечена большая часть молодежи. Американский полковник в отставке Давид Гроссман написал книгу «Не учите наших детей убивать». В этом исследовании он говорит о том, что современные компьютерные стрелялки ничем не отличаются от специальных тренажеров-симуляторов, на которых американских солдат обучают убивать врага. Любая максимально приближенная к реальности компьютерная игра, где льются потоки крови, разлетаются ошметки тел, совершаются убийства людей, учит человека одному — человеческая жизнь ничего не стоит, в убийстве нет ничего страшного, ведь все понарошку. Кстати, армейские симуляторы были как раз созданы для того, чтобы отучить военных от страха перед убийством. И поэтому в сознании многих молодых людей реальность и игра перемешиваются, и это ужасно, потому что, на самом деле, человеческая жизнь — это величайшая ценность. За каждого из нас пролил кровь Спаситель на кресте.

 — Есть мнение, что Виноградов психически болен. Тогда получается, что он не ответственен за то, что совершил?

 — Сложно сейчас сказать, болен он или нет, это покажет медицинская экспертиза. Несомненно, что нервными расстройствами и депрессией он страдал, так как принимал антидепрессанты. Но раз он учился в обычной, а не специальной школе для людей с отклонениями, раз получил высшее образование, тяжелыми психическими болезнями он не страдал. Но мы знаем, что сейчас масса людей находится на гране болезни и нормы, как говорится, «нет абсолютно здоровых, есть необследованные». Но, даже страдая психическим недугом, человек может научиться с ним жить. Я знал психически больных людей, страдающих довольно серьезными заболеваниями, которые знали о своей болезни, вовремя принимали лекарства, периодически ложились в больницу и не представляли угрозу для окружающих. Кто предупрежден, тот вооружен.

Нередки случаи, когда страшные преступления совершали люди в здравом уме и трезвой памяти. Тот же Бревик был признан совершенно вменяемым человеком.

 — На страничке Дмитрия Виноградова Вконтакте под манифестом поставили «лайки» тысячи человек, многие люди «перепостили» этот манифест. О чем это говорит?

 — Во-первых, то, что из семидесяти миллионов российских пользователей интернета у Виноградова нашлось несколько тысяч единомышленников — еще ни о чем не говорит. Возможно, это следствие того, что данное убийство стало сенсацией, известной буквально всем. Знаю, что многие скопировали манифест просто из любопытства, думая, что его скоро удалят, притом сами эти люди манифест не поддерживают и очень даже критикуют. Об этом я прочел в одном живом журнале, хозяин которого тоже «перепостил» манифест. Поэтому сложно сказать, какая часть общества его поддерживает. Например, известно, что в тех же социальных сетях от него отказались все интернет-друзья, кроме одного друга по школе.

Но почему-то некоторая группа лиц его поддержала. Мы знаем, что теория о превосходстве одних людей над другими стара как мир. По этому пути шли и революционеры всех времен и народов, и фашисты, и многие современные террористические организации. Можно вспомнить хотя бы предреволюционных террористов-бомбистов. Притом среди них были не только инородцы, но и самые обычные русские юноши и девушки, ослепленные идеями «свободы, равенства и братства». И вот, ради революционных идей они убивали не только министров и других государевых людей, но и рядом находившихся, ни в чем неповинных людей, детей и женщин.

Да, теория совсем не новая. Вспомним хотя бы знаменитую сентенцию Родиона Раскольникова, о том, что он обладает правом на убийство бесполезных людей ради блага полезных и великих. К сожалению, идеи Дмитрия Виноградова пропагандируются не только террористами и фашистами, но и некоторыми «властителями дум», например, подобные мысли можно найти у журналистов-атеистов Невзорова и Никонова. Господин Невзоров также постоянно говорит о том, что люди являются худшими из всех животных существ, а его коллега Никонов пишет, что человечество обречено, так как прекратился естественный отбор, ведь благодаря современной медицине выживают даже тяжелые инвалиды. Вам это ничего не напоминает?

Все эти мысли — прямое следствие безбожия. Только безбожник может так все примитивизировать. Наш мир, наша вселенная сверхпремудро устроена Творцом, в ней все пребывает в удивительном балансе, и Бог Сам знает, как позаботиться о мире и о человечестве. Человек — это не зверь, не молекулярная машина, а образ Божий, к нему нельзя подходить с чисто биологическими мерками.

Но, к сожалению, мы с прискорбием должны отметить немалый упадок веры и духовности в современном обществе, поэтому нет ничего удивительного, что некоторые психически некрепкие люди попадают под влияние подобных идей. И манифест ненависти к человечеству писал очень слабый, глубоко несчастный и заблудившийся человек. Он не может и не хочет сам справиться со своими проблемами, а обвиняет во всех бедах всех остальных. Это очень типичная психология. Мы знаем, что Россия стоит на втором месте в мире по самоубийствам, а именно на самоубийство или убийство человек идет от недостатка любви или от отчаяния. Я не думаю, что Дмитрий действительно мнил себя вершителем судеб мира. Полагаю, что его личная трагедия стала причиной его преступления.

— А откуда в мире берется жестокость?

 — Из-за того, что люди не имеют настоящего стержня, настоящей опоры в жизни, от недостатка веры, а как следствие — от недостатка любви, от нежелания бороться со своей гордыней, гневом, унынием. Плохие, жестокие поступки совершать гораздо легче, потому что даже сорняк растет без всяких усилий и только хороший злак требует ухода земледельца, а путь греха, путь страстей — это путь наименьшего сопротивления. Но, как сказано в Евангелии, «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» (Мф.7:13). Жестокость и агрессия — это путь разрушения и саморазрушения. Человек, который предается унынию, отчаянию, ненавидит людей, винит во всем других, сам в первую очередь от этого страдает. И, конечно, заставляет страдать и других, особенно своих близких. Почему так страшен грех отчаяния? Потому что человек заранее лишает себя дара жизни, он не хочет бороться за свое счастье, он не хочет становиться лучше и делать лучше свою жизнь, он только ропщет на Бога и на окружающих. Думаю, что Виноградов своим преступлением преподал страшный урок всем тем, кто питает ненависть к человечеству и обижен на весь мир. Вот чем кончаются подобные идеи. Очень жалко убитых им людей, их уже не вернуть, но также жалко и убийцу, страшно за молодого человека, который мог любить, быть любимым, но пошел по пути ненависти, отчаяния и разрушения. Стал убивать людей и свою бессмертную душу. Слава Богу, что ему не удалось выстрелить в себя, может быть, он еще сможет покаяться и обратится за помощью к Богу.

 — Что мы можем вынести для себя из этой ситуации?

 — Я думаю, что каждый из нас должен вынести для себя урок из этой истории. Я уже говорил, что абсолютно каждый человек имеет грехи, вредные привычки, страсти, все то, что при определенных условиях может каждого из нас сделать преступником, ведь мы знаем, что даже апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). То есть каждый из нас имеет влечение ко злу и поэтому для каждого из нас вера, христианство должно стать не формальностью, а живым учением Христа, которое меняет нас, помогает стать лучше, помогает бороться с нашим падшим естеством. Если вера никак не меняет нас к лучшему, то горе нам! Не надо думать, что Виноградов — это какой-то инопланетянин, маньяк, изверг рода человеческого. У меня есть один знакомый, совершенно нормальный человек, у него есть семья, дети, работа, но однажды он «по пьянке» чуть не зарезал своего товарища. Это не тот случай, который я приводил в начале нашей беседы, а просто похожий на него. Потом он горько раскаивался в этом, приходил ко мне на исповедь. Страсти — это демоны, и если не бороться с ними, они могут заставить пойти на преступление, на убийство, причём даже самого близкого человека.

Вспомним житие святой великомученицы Варвары. Она была единственной и любимой дочерью своего отца Диоскора. Отец не чаял в ней души. Но когда он узнал, что она христианка, ярость помутила его ум и сердце, и он с мечом гнался за своей дочерью, потом сам отдал ее в руки мучителям и после многочисленных пыток собственноручно отрубил ей голову мечом. Вот уж воистину: «от любви до ненависти — один шаг». Почему он это сделал? Потому что дал волю диаволу возобладать над ним. Справиться со своими страстями человек может, только обратившись к Богу. Без Бога, без участия в Таинствах, без покаяния невозможно победить ни одну страсть.

Если с нами случилась какая-то беда или нас обидели, не нужно предаваться гневу и унынию. В минуту скорби, опасности у нас возникают отрицательные эмоции, но в них еще ничего плохого нет, они заставляют нас мобилизовать силы. Если человек будет ко всему равнодушен, он не справится с проблемой. Но беда, если эмоции выходят из-под контроля. Отрицательные эмоции — сигнал к тому, что нам нужно что-то исправить. Не впадать в отчаяние и не предаваться гневу, а исправлять себя, менять свою жизнь, справляться с постигшей нас бедой. Ведь случайностей нет: если что-то случилось — значит, это зачем-то нужно. Но эмоция может принять и страшную, уродливую форму. Страсти — это мутанты эмоций.

 — Тогда почему психологи говорят, что вредно сдерживать негативные эмоции, ведь, дескать, они все равно вырвутся наружу.

Не нужно, борясь со страстями, скручивать себя в бараний рог и просто терпеть, стиснув зубы. Эмоции нужно преобразовывать. Каждая страсть лечится воспитанием в душе противоположной добродетели. Также и гнев, и уныние преодолеваются изменением своего настроя, сознания. Эмоции сигнализируют, что в нашей душе что-то не в порядке, но мы не должны кидаться на людей или лезть в петлю, а задуматься: почему в нас так мало добра и прощения? И работать над собой, чтобы в нашей душе появились прощение, понимание, любовь. Вот тогда уйдут и страсти. Надо помнить, что «свято место пусто не бывает»: если в нас мало любви, в душу приходят осуждение, гнев, гордыня. Начинать же борьбу со страстями нужно с того, чтобы учится бороться с плохими мыслями, заменять их на хорошие, добрые, светлые.

Со священником Павлом Гумеровым

беседовала Елена Тюлькина

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/57 340.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика