Ветхозаветные цари Давид и Соломон предъизображали Христа. «Престол твой устоит навеки», — говорил Господь Давиду через пророка Нафана (2 Цар 7. 17). Царский престол в Иерусалиме являл образ Небесного Престола, на котором восседает Христос, Сын Давидов и Царь Иудейский, в окружении животных с лицами льва, тельца, орла и человека (Иез 1. 1−26; Откр 4. 1−11). Библейская история свидетельствует о богатых украшениях трона царя Соломона. «И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве» (3 Цар 10. 18−19). В Ветхом Завете идеалы примирения и справедливости, ставшие символами царствования Соломона, ассоциировались с пророчествами о Спасителе. Пророк Исайя говорил о Христе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 1 9). Ветхозаветные апокрифы связывают символику трона Соломона с мессианскими пророчествами. Согласно легендам, на ступенях престола соседствовали скульптурные лев и вол, волк и ягненок, леопард и козленок, орел и павлин, ястреб и глубь. Трон окружали семисвечник, пальмы и павлины. Золотые виноградные лозы образовывали сень над престолом. Когда царь поднимался по ступеням, животные поднимали лапы, приветствуя царя, а над богато украшенным креслом летал механический голубь. Древнееврейские толкования сохранили легендарные подробности, связанные с троном Соломона. Ниже приводится один из вариантов агады: «Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов. Устройства престол был такого. Верх — закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней — шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени, лежат: с одной стороны — лев, с другой — вол. На второй ступени — волк и ягненок. На третьей — леопард и козленок. На четвертой — медведь и олень. На пятой — орел и голубь. На шестой — ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами — декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы, и на них павлины из слоновой кости. Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона. Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его. В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, — львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным. Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону… Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. „Из-за нас, — говорили они, — мир весь рухнет!“ — и невольно начинали одну чистую правду показывать. Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном» (Агада: сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей, М., 1993; Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 4). Сказания о престоле Соломона оказали влияние на христианство и ислам. Копии трона Соломона изготавливались для византийский императоров, персидских шахов и правителей мусульманских стран. Луитпранд Кремонский, посол германского императора Оттона I, посетивший Константинополь в 968 году, рассказывал: «Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины». Средневековые мусульманские представления о престоле Соломона сохранились в трудах Аль-Таляби и Аль-Кисаи, которые писали о позолоченных пальмах, винограде, львах, павлинах, райских деревьях и птицах, окружавших царский трон. Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Димитриевский собор был построен в 1194—1197 годах по заказу Великого князя Всеволода III, получившего образование при дворе византийского императора Мануила Комнина в Константинополе. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. Подробный анализ символики декора Димитриевского собора дан в работах российских ученых — Н.Н.Воронина, Г. К.Вагнера, Г. Я.Мокеева, А.М.Лидова, М.С.Гладкой. Центральная фигура резного убранства фасадов храма — сидящий на троне библейский царь Давид. Вокруг престола — львы, барсы, олени, павлины, пальмы, виноградные лозы, деревья. Над престолом изображен голубь. Легендарный львиный трон ветхозаветных царей, изображенный на стенах княжеского домового храма, напоминал правителям и народу Древней Руси об идеалах мира и справедливости, торжествующих в Новом Иерусалиме — Царстве Иисуса Христа. О библейских пророчествах напоминают мирные позы и улыбки большинства изображенных львов. Едой царственным зверям служат райские растения. Об отсутствии агрессивности свидетельствуют поднятые в жесте приветвия или скрещенные лапы животных. Умиротворенно улыбающиеся львы Димитриевского собора стали своеобразным символом Православной России — Нового Иерусалима и «визитной карточкой» Владимира. Паломники, посещающие святыни Владимирской земли, увозят с собой не только копии чтимых икон, но и гипсовые фигурки мирных львов, иллюстрирующих пророчества Исайи.