Татьянин день | Андрей Зайцев | 28.09.2012 |
В последнее время СМИ редко балуют христиан хорошими новостями. Но несколько дней назад случилось очень важное событие — 21 сентября 2012 года был подписан договор о передачи Санкт-Петербургской епархии храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе.
У этого храма очень непростая судьба, в которой отражаются все перипетии русской истории и церковно-государственных отношений последнего столетия.
Воинский храм в честь преподобного Сергия был построен в 1889 году, недалеко от казарм лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского Его Величества полка. В годы Первой мировой войны здесь были захоронены тела нескольких погибших офицеров полка. В1921 году храм был закрыт, а в Великую отечественную войну он был так разрушен, что от него оставались лишь стены. Однако самое необычное в судьбе святыни было еще впереди: в 1972 году здание храма передали местной автошколе. Через несколько лет новый владелец сделал «реставрацию»: сохранив внешний облик храма, полностью переделал его внутреннее убранство. В результате кощунство не только над религиозным, но и историческим памятником продолжалось почти до сегодняшнего дня. Новые собственники устроили в алтаре храма караоке-кафе с туалетами, а над гробницами русских воинов — пункт автосервиса.
Конечно, туалеты из алтаря делали и раньше. В мемуарах митрополита Вениамина (Федченкова) рассказывается о том, как офицер белой армии сделал из походного воинского храма конюшню с отхожим местом, но то были времена страшного озлобления и гражданской войны, а в случае с храмом преподобного Сергия все происходило буднично — посетители кафе пели в алтаре, затем отправляли естественные надобности, а потом чинили машины и покупали вино в различных лавочках над могилами русских воинов. Новый собственник — Росавтодор и его арендаторы не слишком обращали внимание на то, что своими действиями они разрушали собственное прошлое, и в прямом смысле слова гадили на головы предков.
К счастью, судьбой храма заинтересовались верующие люди, и в конце 2010 года они обратили внимание тогдашнего Председателя Совета Федерации на бедственное состояние святыни. Сергей Миронов обратился с письмами к патриарху Кириллу, начальнику Россавтодора и министру транспорта Игорю Левитину. Уроженец Царского Села просил Предстоятеля РПЦ МП помочь в возвращении церкви верующим, а владельцам здания храма напомнил, что подобное отношение к святыням не делает чести никакому государству: «В настоящее время здание храма находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ФГУ „Учебно-курсовой комбинат автотранспорта“ Росавтодора. В храмовой части сегодня располагается автосервис, а в алтарной — до недавнего времени находились кафе, магазин и туалеты. Последнее обстоятельство и вызвало массовое возмущение верующих. После моего вмешательства ситуация изменилась. Я лично осмотрел помещение 17 ноября 2010 года и убедился, что кафе, магазин и туалеты демонтируются».
Заметим, что туалеты, магазин, и кафе удалили лишь после личного вмешательства Миронова и его приезда в храм. В ответ министр транспорта Игорь Левитин заявил, что освобождение храма возможно лишь после предоставления другого помещения для автосервиса. По счастью, российским чиновникам хватило ума не просить новых помещений для кафе и туалетов. С тех пор прошло почти два года, и вот наконец все формальности были соблюдены, и в возрожденной святыне в день памяти преподобного Сергия 8 октября пройдет первая литургия. Еще предстоит большая работа по реставрации памятника, но усилиями многих людей удалось сделать главное — храм вновь превратился в место молитвы за воинов, отдавших жизнь за Родину.
История с храмом в честь прославленного русского святого даетповод поразмышлять об одной из главных российских проблем — нелюбви к собственной истории и стране. Недавно мы с женой были в Болгарии и посетили Шипку — место, где в конце XIX века русские солдаты из разных городов отдавали свою жизнь за свободу Болгарии. Замерзая на посту, умирая от голода и стужи, героически отражая попытки штурма, наши предки принесли на землю болгар долгожданную независимость. В начале ХХ века болгары построили у подножия Шипки храм-памятник в честь Рождества Христова, где золотыми буквами были выбиты имена русских офицеров и названия полков, сражавшихся за независимость страны. Храм этот пережил эпоху социализма, войну и до сих пор окружен заботой и вниманием. По всей Шипке стоят памятники воинам, бережно сохраняются места, где замерзали солдаты, на вершине горы стоит монумент-музей с небольшой, но тщательно подобранной экспозицией. К этому памятнику ведут больше тысячи ступенек, которые пешком преодолевают многие болгары и гости страны.
Храм преподобного Сергия в Царском Селе, конечно, не может стать главной национальной святыней России, но это не означает, что подвиг солдат, отдавших жизнь за Россию, должен находиться в забвении. В конце 2010 года Сергей Миронов предложил устроить там мемориал, посвященный подвигам героев Первой мировой войны, и сделать святыню «храмом воинской славы». Святейший Патриарх Кирилл тогда же поддержал эту идею, и выразил надежду на скорейшую передачу здания церкви верующим. Если в Царском Селе удастся возродить храм-памятник, то может быть мы, жители России, потихоньку начнем выздоравливать от исторического беспамятства и поймем, что Родина наша началась не с нас и, надеюсь, закончится не нами. Очень надеюсь, что мы научимся почитать собственных предков и молиться за них, тогда соединится цепь времен, и мы вспомним прекрасную древнерусскую идею о том, что наши умершие предки — это те, кто шли впереди, отстаивая наше право на жизнь. Возрождение подобных храмов-памятников будет им лучшей наградой за труды, а нам поможет отличать истинные ценности от ложных. И тогда совершенно иначе зазвучат пушкинские строки, вынесенные нами в заголовок. У каждого из нас есть свое «Царское Село», за сохранение которого стоит бороться.