Русская линия
Православие.RuСвященник Георгий Максимов28.07.2003 

Молитвенные позы в Ветхом Завете

И Господь явился Авраму и сказал ему:
Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и
будь непорочен… и пал Аврам на лице свое
(Быт 17:1,3).

В Ветхом Завете встречаются следующие варианты отношения к положению тела во время молитвы:
— не придавать вообще никакого значения положению тела;
— молитва стоя;
— коленопреклоненная молитва;
— молитва в положении ниц;
— молитва с простиранием (воздеванием) рук
Случай молитвы сидя встречается всего один раз — в известном эпизоде с войной против амаликитян, когда Моисей, стоя на холме, молился о победе, и когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его (Исх 17:11−12). Но здесь это, как видно из текста, является не более как вынужденной мерой для ослабевшего пророка. В общем же, следует признать, что Ветхому Завету не известна практика специально молитвы сидя. Пророк Иезекииль говорит: сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога (Иез.8:1). Возможно, это подразумевает молитву в сидячем положении.
В некоторых местах также говорится о поклонах во время молитвы, но не совсем понятно, имеются ли при этом в виду собственно поклоны, либо же падения ниц. Некоторые тексты (в частности, Исх 34:8−9) указывают на предпочтительность последнего варианта, в связи с чем мы не решились выделять их в особую группу.
Складывается впечатление, что древние праотцы не придавали какого-либо особого значения позе во время молитвословия. Так, лежа на постели разговаривает с Богом Авраам во время ночного откровения (Быт 15.1−3), стоя у колодца молится раб Авраамов, поджидающий Рахиль (Быт 24:12−13), во время перехода молится Иаков (Быт 32:9).
В этой связи очень важно, что первым, кто в Библии обращает внимание на состояние человеческого тела во время молитвы, является Сам Бог, когда Он при Купине говорит Моисею: сними обувь твою с ног твоих (Исх 3:5). Этими словами тело включается в сакральную жизнь; оказывается, что его положение и состояние имеет особое, самостоятельное значение для духовной реальности. По Библии, состояние тела вообще и его поза в частности, во время богообщения — откровение ли это, или же рядовая молитва, — не просто знак или символ смирения, покорности и т. п., но самозначное действие. Наиболее яркое подтверждение тому — уже приводившийся выше текст о войне с амаликитянами.
Позднее именно в продолжении этой же линии внимания к состоянию тела во время молитвы, Господь повелевает перед скинией установить умывальник, чтобы священники омывались прежде чем приступить к священнодействиям (Исх 40:30−31).
Молитва стоя — это, если можно так выразиться, стандартная молитвенная поза, предписанная Ветхим Заветом: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня (Втор 10:8).
По-видимому, коленопреклоненная молитва выражала большее молитвенное усердие, и складывается впечатление, что первоначально являлась по большей части личной, произвольной формой телоположения во время молитвословия. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того (Дан 6:10).
Коленопреклоненная молитва встречается достаточно часто, но, что интересно, она нигде не заповедана. Несмотря на это, она становится столь распространенной, что уже к написанию книг Маккавеев существует практика, когда на всеобщих молитвах преклоняет колена весь народ (2Мак 13:12).
Про молитву земного поклона — в положении ниц, можно сказать, что она, как думается, призвана была выражать самоуничижение, смирение молящегося перед молимым. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле (2Цар 12:16). И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря… (4 Царств 20:2) Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал (Езд 10:1). Помимо позы стоя, это единственная поза, считавшаяся, по-видимому обязательной для каждого: И видел весь народ столп облачный, стоявший у входы в скинию; и вставал весь народ и поклонялся каждый у входа в шатёр свой (Исх 33:10). И весь народ падал на лицо свое, и молились (1Мак 4:55).
Можно сказать также, что эта поза более характерна для покаянных молитв. Благодарственные молитвы воссылаются стоя (1Пар 23:30; 3Мак 7:14).
Простирание рук более характерно для просительных молитв. И вышел Моисей от фараона из города и простёр руки свои к Господу; и прекратились гром и град (Исх 9:33). И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу и сказал… ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему (3 Царств 8:22,25). Позднее, этот молитвенный жест также получает всеобщее распространение: все же, простирая к небу руки, молились. Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим. (2Мак 3:20,22).
Интересно, что по Библии формы положения тела во время молитвы совпадают с молитвенными позами осуждаемых идолопоклонников: А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой» (Ис 44:17).
«Падать ниц, кланяться — везде знак проявления уважения. Склониться перед другим — признать его величие, его превосходство"[1]. Действительно можно сказать, что поклон означает признание превосходства того, перед кем склоняются, коленопреклонение — деятельное выражение смирения, воздевание рук — сугубое прошение и исповедание собственной беспомощности.
Однако только ли это символы? Естественнее предположить, что само определение и закрепление поз тела во время молитвы служит выражением той мысли, что молитва — это дело не только ума или духа, но всего человека, дело, в котором посильно должны участвовать и душа и тело.

[1] Малерб Мишель. Религии человечества. М.-СПб., 1997. — С. 338.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика