Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургСвященник Алексий Ястребов31.08.2012 

Ковчег под открытым небом

Гость программы «Беседы с батюшкой»Священник Алексий Ястребов, настоятель прихода святых жен-мироносиц в Венеции на телеканале «Союз» — священник Алексий Ястребов, настоятель прихода Святых Жен-Мироносиц в Венеции

На берегах Венецианской лагуны

— Как в Венеции появилось Православие?

 — Когда зарождалась Венеция, это V век нашей эры, ее основатели, все первые жители были христианами. В XI веке, как известно, Церковь разделилась на Западную и Восточную. Беженцы-византийцы в XV веке, после падения Константинополя, хлынули в Венецию, с которой исторически были связаны общими корнями, духовными в том числе. В середине XV века здесь зарождается православная греческая община, которая в дальнейшем оформляется, строит свой храм.

— Какая существует связь между Россией и Венецией?

 — Русь и Венеция так или иначе контактировали друг с другом. Постоянного представительства долгое время в Венеции не было. Однако, со времен Иоанна Грозного и даже раньше, русские купцы, послы по разным вопросам бывали в Венеции, венецианцы приезжали в Архангельск торговать — связь многовековая. Для русских паломников и купцов, сербов, болгар в Венеции главным духовным пристанищем была греческая церковь; храма русского тогда в Венеции не было, потому что греки принимали всех, даже в более позднее время на кладбище греческом хоронили русских аристократов. Петр I своим указом от 1711 года основывает наше консульство, которое оказалось вторым в истории России (первое было основано в Амстердаме). В Венеции позднее открыли и посольство.

— Как многовековая связь отразилась на современной жизни прихода?

 — Для русского человека, особенно XIX века, Венеция была не только местом почивания множества святых мощей, как об этом писали наши паломники Василий Григорович-Барский и епископ Порфирий (Успенский). XIX век — время зарождения русской интеллигенции, связан уже со светскими впечатлениями.

Венецию посетили десятки наших знаменитых соотечественников и воспели ее с точки зрения светской. Здесь могилы Дягилева, Стравинского, других деятелей культуры России (мы совершаем о них память, служим панихиды; подавляющее большинство из них были светскими людьми, но крещеными в Православии, часто похоронены в греческой церкви) — Чайковский, например, очень любил писать в Венеции, 6-я симфония там написана… Классики — это хорошо, но православная связь между Венецией и Россией более глубока и хронологически более древняя.

— Насколько Венеция интересна паломникам?

 — До приезда туда мне этот аспект был совершенно неведом. Нужно было думать о приходе. Тем не менее, первые шаги по Венецианским островам столкнули меня со святыми, о которых я не просто читал, а которые были для меня образцом для подражания. В частности, я оказался перед мощами святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского, исповедника, которого когда-то в семинарии открывал для себя, читая книгу «Исторический путь Православия» и воспринимал его как образец для подражания. Меньше пяти минут я на Венецианских островах, и вот вижу его мощи. Это меня потрясло. Тут же я вижу святого пророка Божия Захарию, поклоняюсь деснице святителя Василия Великого. Стало ясно, что Венеция для Православия место особое, как Рим, по множеству святынь. Конечно, в Риме святынь больше, но Венеция генетически связана с Православием — она была частью Византийской империи даже административно, на протяжении многих столетий впитывала в себя духовную силу Византии, а когда стала частью католической державы, то вывозила из Византии мощи православных святых, которые интересовали ее в первую очередь. Если в Риме святителя Николая Чудотворца знали постольку-поскольку, то барийцы и венецианцы очень хорошо знали, кто он такой: эта часть Италии была под очень большим влиянием Православия. Воровали — да, грабили — да. Но, по попущению Божию, совершившееся разграбление позволило создать из Венеции большой ковчег под открытым небом, где можно приложиться к мощам десятков православных святых. Здесь ты чувствуешь себя среди тех, кто по-своему понимал силу молитвы этих святых, по-своему любил эти святыни. Культурно Венеция осталась византийской.

— Насколько сейчас популярны паломнические поездки?

 — В Венецию всегда приезжают. У нас есть возможность совершать молебны, даже богослужения литургические. В соборе Святого Марка мы ежегодно 8 мая совершаем Божественную литургию на мощах апостола и евангелиста Марка, 19 декабря и 22 мая — на мощах святителя Николая. Иногда это бывает и без нас. Группы паломнические просто проходят, имея на руках какие-то сведения о православных святынях Венеции. Мы к этому относимся замечательно: это налаживает межхристианские связи — если раньше на православных смотрели как на людей экзотических, то теперь это уже реальность Венеции.

Семь лет мы собирали информацию о святынях, она складывалась в небольшие статьи о каждом святом, потом добавлялась история каждого храма — храмы, где находятся мощи, все восходят к первому тысячелетию. Родилась книга, мы ее назвали «Святыни Венеции», сделали и видеопутеводитель «Православные святыни Венеции».

— Всегда ли приезжие различают туризм и паломничество?

 — Это вопрос очень деликатный. Есть паломники, которые не против один день провести на море и позагорать, и они тут становятся туристами. И есть туристы, которые приехали с чисто туристической целью, но приходят в наш храм и с удовольствием подают записочки о здравии и ставят свечки. Или идут в собор Святого Марка и интересуются, где мощи святого апостола, совершают крестное знамение, и это уже тоже некий отход от туризма.

Древний обряд

— Звонок из Свердловской области…

 — Я в Египет хочу ехать, но мне исповедоваться надо, можно мне там исповедоваться вообще?

 — Египет — страна с глубочайшими христианскими корнями. Апостол Марк окончил свои дни на апостольской кафедре именно в Александрии Египетской, он основатель Александрийского Патриархата. Правда, в IV веке множество христиан этой страны, идя на поводу очень многих проповедников, сформировали иное учение, неправославное, которое не приняло решений IV Вселенского Собора. Это рана на теле Церкви. Эти люди — христиане, они доселе проливают кровь за исповедование имени Христова; их мы называем коптами. Египетские христиане — монофизиты, не признающие в Господе две природы — Божественную и Человеческую, а исповедующие только Божественную. Православие Вселенское этого учения не разделяет, и Церкви Египетская, Сирийская, Эфиопская не принадлежат к семье православных Церквей: мы не разделяем с ними таинства, мы не можем вместе с ними причащаться, исповедоваться. Евхаристического единства между нами не существует, поэтому православный человек исповедоваться у священника Коптской Церкви не должен. Однако в Каире, в Александрии существует Греческий Патриархат, то есть наш православный Патриархат. В этих храмах православный человек исповедоваться в Египте может.

— В духовной жизни Венеции заметен след Православия?

 — Венецианцы — особый народ. Это связано с их византийскими корнями. Храмы посвящены очень часто ветхозаветным святым, это примета византийской традиции. Очень распространены православные имена, такие, как Дамиан, Николай, которые в остальной Италии распространены меньше. Есть определенные особенности в древнем католическом обряде венецианской церкви, который восходит, по Преданию, к древнему свободному Патриаршему обряду: мы знаем относительно хорошо об амброзианской литургической традиции, которая в Милане присутствует, — менее известна Патриаршая литургическая традиция. Почему я говорю «Патриаршая»? Дело в том, что в Венеции с XV века епископ Венецианской (небольшой весьма) епархии имеет титул Патриарха. Патриаршество его восходит к преемству от апостола Марка. Патриарх для Запада — совершенно уникальный случай, патриархов на Западе нет. Древний Патриарший обряд частично сохранился в богослужениях венецианской церкви, как и почитание православных святых.

Ко всем — с открытым сердцем

— Вопрос из социальной сети — задает его Артем из Домодедова: «Православные в земле италийской — это эмигранты или местные? Какие взаимоотношения с католиками и другими инославными?».

 — Православные в земле италийской — в основном это эмигранты, которые приехали заработать на хлеб насущный, прежде всего граждане Украины и Молдовы, это 90% наших прихожан; они нуждаются даже в психологической помощи, а не в духовной. Сначала ночуют на лавочках; потом католическая организация берет их под свой покров; потом только начинают что-то зарабатывать и снимать жилье.

Первый наш адрес — парки, где собираются эти несчастные люди, которые в одночасье во время развала Советского Союза потеряли все. Священник здесь должен иногда выслушать и поплакать вместе с человеком. Есть наши женщины, вышедшие замуж за итальянцев, и здесь уже процент русских значителен. Есть и православные итальянцы — зачастую они даже непоняты своими родными. А православные итальянские священники, которые в 1970-х гг. пришли в Православную Церковь, это вообще наши герои. У нас есть несколько священников, которые несут свое служение по 20−30 лет. Мой ближайший помощник — итальянец. Мы не ставим себе целью никакого прозелитизма, никакой специальной миссии. Это люди, которые стучат и стучат, спрашивают — можно ли помолиться, задают вопросы, потом просят читать, потом просят принять в лоно Святой Церкви.

— Звонок из Москвы.

 — Я часто бываю в Италии и, в частности, в Венеции посещаю христианские святыни, но первый раз слышу о приходе. Где он находится? Где взять книгу, которую Вы показывали?

 — Венеция — небольшой город (это, кстати, его преимущество), как ларчик. В Риме приходится на туристическом автобусе переезжать от святыни к святыне, а здесь два шага — святыня… Приходу в следующем году 10 лет. Мы почти все эти годы находимся в одном храме неподалеку от железнодорожного вокзала и автовокзала Венеции, рядом с музеем истории. Я отошлю вас к нашему сайту venecia.pravoslavie.info. Храм у нас очень древний, посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи. Первое упоминание об этой церкви восходит к 1007 году, то есть ей больше 1000 лет. Католическая Церковь дала нам ее на правах временного богослужения, поэтому мы там совершаем богослужения временно, и надеемся, что если будет долгосрочная аренда, то сможем объявлять уже долгосрочные программы, в том числе и реставрацию. Открываем ее по понедельникам, вторникам и четвергам. Все это есть на нашем сайте. Относительно книги «Православные святыни Венеции» и диска — они есть у нас в храме, но тем, кто будет в Венеции очень недолго, надо иметь в виду, что они есть в соборе Святого Марка. Туда ведут любого туриста.

Только общение с Богом укрепляет веру

— Звонок из Каменска-Уральского.

 — Батюшка, мне 11 лет. Как укрепить мою веру?

 — Вера не постоянная величина — это состояние человека, не говорю «души». Поэтому мы ни одного человека не провозглашаем при жизни святым. Каждому человеку Господь может попустить преткнуться. Укрепление веры — это в первую очередь духовное молитвенное общение с Богом, неразрывный диалог, в котором нас Господь постоянно укрепляет и подает нам невидимо руку. Если мы крепко сжимаем ее, то пусть ноги наши не идут, все равно Господь нас тянет.

Есть такие слова: если ты можешь — беги к Господу, если не в состоянии бежать, то иди хотя бы, если не в состоянии идти — то ползи, если ты не в состоянии даже ползти, то лежи, но только повернись в сторону Господа. То есть вектор твоего развития должен быть в сторону Господа. А сил, по немощи нашей, конечно, может не хватать.

С точки зрения практической, это замечательное наше паломничество — не обязательно за границу, но и к нашим святыням. То есть личная встреча с Господом необходима. Но Господь по милости Своей делает ее тогда, когда Ему это надобно и нам более полезно. А вот мы можем ее добиваться и стучать в дверь всегда, это не богопротивно. Митрополит Антоний Сурожский описывает свою личную встречу — она была потрясающая. Но не у каждого есть такая встреча. Попадает крупинка, которая даже и незаметна, а потом она нас всю жизнь питает… Я вспоминаю, как я шел с бабушкой в храм. Эти все удивительные моменты первого соприкосновения с Церковью. Они стали фундаментом для дальнейшего. Совершенно детская вера, неразумная и нелогичная, стала фундаментом для богословского образования. Поэтому ты разберись в своей душе — увидь этот первый твой опыт, сделай так, чтобы он потихонечку обрастал другими духовными важными впечатлениями и через молитву, и через паломничество, через чтение Священного Писания, обязательного, ежедневного, оно само по себе прибавляет ума и веры, особенно молодому человеку, память которого еще не завалена грудой ненужной информации. Поэтому старайся взгревать разными способами, в этом нет ничего греховного. Даже Игнатий (Брянчанинов) назвал свою книгу «Аскетические опыты»: нет ничего страшного в опытах — падаешь, встаешь. Конечно, без экспериментов: опыт — да, а с экспериментами поосторожней. Поэтому в своем храме в простоте подвизайся, куда-то езди, ищи какие-то молодежные объединения у себя дома, это очень помогает молодому человеку подниматься в вере.

Мал золотник, да дорог

— Продолжим, в частности, про приход: насколько крепка община?

 — Ты крестишь детей, они растут, помогают в алтаре, а потом раз и — уезжают вместе со своими родителями. Или человек приходит и находит веру: приехал из Молдовы и был там… благоразумный разбойник такой (у меня были и такие примеры), нашел веру, стал твоим помощником, потом раз — в силу экономических соображений уехал. В этом смысле община специфическая. Но община есть.

Есть люди, которые из Риги приезжают к нам в паломничества. Для Венчания многие приезжают. Община специфическая, она часто виртуализируется, общаешься по электронной почте, — но она есть. Есть помощники. Есть маленькое молодежное звено, которое тоже сейчас как-то пытается организовываться. Есть воскресная школа небольшая. Конечно, выбивает почву из колеи отсутствие постоянного помещения. Но мы благодарим за все!

Наша община — маленькая. Венеция — один из самых маленьких городов Италии, меньше 50 тысяч (в Москве микрорайоны по 200 тысяч). Есть еще материковая Венеция, это где-то 250 тысяч, но все вместе это не так уж много. Община наша очень дружная, многонациональная, мы этим всегда очень гордимся.

— Всегда ли хватает времени для совершения таинств?

 — Стараемся, чтобы хватало. Жизнь приходская организована вокруг церкви. Воскресенье проводишь полностью — до тех пор, пока последний человек, нуждающийся в Исповеди или беседе, не уйдет; так же практически и суббота. Многих по воскресеньям не отпускают хозяева, так хотя бы поисповедоваться, если причащаться нет возможности. Приходится и напутствовать людей, причащать и исповедовать и отпевать; времени обязано хватать, и его хватает. Относительно таинства Крещения у нас подход серьезный — мы стараемся вводить хотя бы краткие огласительные беседы. Пытаешься людям объяснить, что это важнейшее таинство: я греха на душу брать не буду, выделите время хотя бы для такой недолгой встречи. В основном находим понимание. Беседовал Александр Сергиенко

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52626


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика