Православие.Ru | 30.07.2012 |
15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России и на Украине установлено празднование Дня крещения Руси. Более 1000 лет назад у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории. Равноапостольный князь был не только просветителем и крестителем, он был любящим отцом для своего народа, подвигнувшим его державной рукой на путь в Царствие Небесное. И на этом пути множество подвижников просияло святостью, став основанием и частью того, что мы сегодня называем Святой Русью.
А что же в наши дни? В чем и как могут люди, облеченные властью сегодня, подражать святому князю, чтобы приблизить свой народ к идеалам Святой Руси? А все мы чем и как можем по-настоящему почтить память святого князя в своей жизни, своих поступках и делах? Сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с просьбой дать ответы на эти вопросы.***
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии:
— Главный завет святого князя Владимира — это просвещение наших народов светом христианской веры. И, естественно, Русская Православная Церковь следует этому завету. Причем речь идет о том, что это процесс постоянный, требующий консолидации всех сил общества.
Что тут важно помнить? Для того чтобы просветить народ, у нас должны быть, прежде всего, пастыри (и, разумеется, достаточное количество!), имеющие глубокую веру во Христа, способные принять в сердце нужды и боли церковного народа. И, конечно же, эти пастыри, несущие сегодня свою миссию по завету князя Владимира, должны быть всесторонне образованными. В связи с этим хотелось бы отметить огромную роль духовного образования.
Я думаю, что сейчас наступает целая эпоха духовного образования, когда внимание Церкви и внимание народа будет обращено именно на эту сферу. Понятно, что здесь мы должны идти вровень с образованием светским, и государство должно признать наше образование. Это то, что касается представителей власти, ответа на вопрос: что они должны сделать?
А что касается нас, то нам следует привести наше образование в соответствие со стандартами государственными и международными. У нас должен быть разработан внутренний церковный стандарт, и все наши учебные заведения должны быть аккредитованы под этот стандарт. И вот тогда-то мы и сможем получить пастырей, не только сопереживающих своей пастве, несущих в полном объеме церковное служение, но и способных отвечать требованиям современного общества, быть вооруженными знаниями и навыками, чтобы выполнить миссию, которую завещал нам святой князь Владимир.
В Первом послании апостола Петра говорится: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2: 9). То есть не только пастырь должен быть готов к выполнению этой святой миссии, но и каждый христианин должен быть готов к тому, чтобы примером своей жизни обращать ко Христу людей, которые окружают его. Это обязанность каждого христианина. И день святого равноапостольного князя Владимира вновь напоминает нам об этой истине.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (г. Москва):
— Подражать князю, конечно, можно было бы в щедрости, простодушии, правде.
И вообще, то начало, которое он положил, и вера были очень радостные. В основе лежала радость обретения Бога как новой жизни. Для современных политиков, стоящих у кормила власти, сегодня это — вряд ли основа. Такие качества, как радость, милость, простодушие, щедрость, честность, — это все-таки больше христианские качества. Безусловно, они бы украсили любого политика, но я что-то очень сомневаюсь, что они сегодня возможны.
Или лучше сказать: эти качества невозможны вне Христа. Как раз жизнь святого равноапостольного Владимира — ярчайшее свидетельство тому. Вспомним разительную перемену личной жизни князя и самого видения мира после его крещения.
А что касается каждого из нас, мы не только можем, а вообще-то и должны стремиться к идеалам Святой Руси. Но Святая Русь — это не некий «идеал», это собор русских святых, людей разных племен и народностей, заметим, которые реально прошли евангельский путь — исполнили его. Именно поэтому нам нужно не подражать им самостоятельно, а, пытаясь войти с ними в общение в молитвах, в размышлении над их словами, жизнями, идти в единении с ними по проторенному ими пути. Такое отношение будет не отвлеченным теоретическим книжным идеалом, а взаимопроникновением. Тогда, глядишь, действительно, откроется возможность им уподобиться.
Протоиерей Олег Мельничук, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (г.Киев):
— Выбор — это следствие грехопадения человечества, этот феномен является механизмом дьявола для того, чтоб человек засомневался. В сомнениях человек теряет веру и руководствуется нелюбовью. Первым перед выбором стали Адам и Ева. Когда они начали познавать пространство, где нет Бога, нарушив предписания Творца. Чем это закончилось — мы знаем. Вся история человечества развивается по принципу выборности, будь это в геополитическом, национальном измерении, в глубинах души, или же на бытовом уровне.
Не случайно верующий человек, в первую очередь, руководствуется нормами и принципами Евангелия, а это обозначает, что на каждое своё действие он испрашивает волю Создателя.
«Господи, научи меня творить волю Твою», — молитва которая непрестанно должна звучать в сердце христианина.
Преодолевая выбор, мы принимаем решение. А тут — еще больше вопросов.
— Есть ли на наше решение Воля моего Создателя? — спрашивает искренне верующий человек.
А принять решение — это обязательно ответ перед самим собой, соседом, обществом, государством и Владельцем всего видимого и невидимого. Вот в чем вопрос?! Каждое правильное решение — это сила воли, глубина разума и чистота сердца. И критерий правильности определит время, секунды, сутки, года или же целые столетия….
Личность Равноапостольного князя Владимира — это, в первую очередь, то перо Руки Господней, которое написало Волю Творца на все последующие века! Особенно велика заслуга его как государственного деятеля, учитывая внутренне положение и внешнюю ситуацию могущественного государства — Киевская Русь!!!
Политика в области религии — самая сложная, как по мне, ведь это напрямую касается внутренних интимных струн души человека.
Выбор правителя Киевской Руси сделан, решение принято: Византийское православие! Крещение Руси — это начало бытия нового культурного пространства, чуждому тогдашнему языческому люду, мировоззрения. Это начало новой эры — святой Руси! Начала формироваться новая цивилизация человеческого бытия в политической, гуманитарной, социальной, культурной сферах.
Киев был, есть и будет городом, который определяет ход истории и очерчивает будущее десятков миллионов людей. Такова его миссия. Он сыграл важнейшую роль в X веке для мировой цивилизации и сегодня играет магистральную роль в жизни славянских народов!
«Радуйся, благоверный град Киев. Господь с тобою!… Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными (именами), и песнопениями святыми оглашаемый.» (митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»)
Священник Димитрий Березин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:
— Прежде всего, надо начать с себя. Пока не будет настоящей веры у людей, находящихся у власти, веры, преобразующей, прежде всего, собственную жизнь, говорить о Святой Руси невозможно. Мы видим уже в детях святого равноапостольного князя Владимира плоды его веры: святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Ярослав Мудрый — это все его сыновья. Но и в его семье не обошлось без трагедии — братоубийцы Святополка Окаянного.
Было бы очень правильно, если бы представители власти знали историю нашей страны, жития русских святых и стремились им подражать.
Если представители власти наконец поймут, что фактически эта власть дана им от Бога, а не от народа, тогда критерием правильности их дел станут Божии заповеди, а не человеческие страсти, и вся жизнь страны будет выстраиваться правильно.
Мы имеем сейчас нездоровое общество, где процветают тяжелейшие болезни: поклонение деньгам, жажда власти, потребительское отношение ко всему, в том числе к людям, отсутствие нравственности и морали, потеря традиций, забвение истории, мышление в соответствии с информационными поводами в СМИ и многое другое. Если представители власти сумеют перебороть в себе эти болезни и помочь обществу эти болезни победить, это будет лучшим их деянием, особенно если подкрепить это вдумчивой стратегией и разумной тактикой.
Но не стоит забывать, что исцеление и период восстановления бывают очень и очень долгими, так что не надо ждать сиюминутного результата.
А нам самим важно чувствовать свое единство. В России очень трудно сформулировать, в чем это единство состоит. Наверное, можно сказать, что оно состоит в русском народе. Таком народе, когда и русский, и украинец, и грузин, и армянин, и татарин, и бурят, и представители многих других национальностей, живущих в России, могут сказать: «Мы, русские…» — и далее по списку: «не сдаемся», «не продаемся», «победили в Великой Отечественной войне», «всегда держим свое слово» и т. д.
Особенно много сейчас стало возможностей разделиться. И чем ближе мы были, тем непримиримее может стать вражда. Хорошо бы нам еще на ранних стадиях мудро избегать этого, ибо блаженны миротворцы.
Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма во имя преподобного Агапита Печерского (г. Киев):
— Наши князья в большинстве своем, как и Владимир во время оно, не знают Бога. Они, как и он, полагают счастье в самовольных страстях, блуде и всевозможном лицемерии. А откуда, собственно, иным начальникам взяться? Честно сказать — неоткуда. Поставь любого из нас высоко, и из него такое полезет, что мыла не хватит, чтоб отмыть. Поэтому критика власти всегда должна уравновешиваться пониманием механизмов жизнедеятельности сынов проклятия, которыми сделались люди после грехопадения.
Но Владимир на каком-то этапе задумался. Причем крепко задумался. Как блудный сын из притчи, он стал сам с собой разговаривать. Вот эта необходимость однажды задуматься есть первейшее требование к нашим князьям, если говорить о том, в чем они должны подражать Владимиру.
Задумавшись о вопросах вечных, человек ищет достойных собеседников. Владимир позвал к себе иудея, мусульманина, западного патера, восточного монаха. Наши начальники в поисках мудрых советчиков и утешителей растравленной совести тоже будут искать людей из числа перечисленных. Здесь уже наша задача. Если наш брат — восточный инок, философ или пресвитер — с начальством побалагурит, анекдотик расскажет, водочки попьет, денег попросит, а о вере ни слова не скажет, то это катастрофа. Скорее всего, западный прелат, раввин или мулла поведут себя мудрее, притчу расскажут, мудрецов процитируют. И тогда наша надежда на Торжество Православия еще более уменьшится в размерах. Нам нельзя заискивать перед властью. Власть — объект миссии. Они тоже болеют, стареют, ругаются с женами, тревожатся за детей, любят родителей. И если они задумались о вещах серьезных, мы должны быть рядом со словом благодати, а не с просьбой или празднословием.
Далее. Если задумался начальник и получил некие ответы, он сразу меняться не будет. Да ему и нельзя. Он должен оставаться на коне, то есть быть «князем», конным (властным) человеком. Панибратствовать, в мужика переодеваться, как Лев Толстой, с жадным и неблагодарным плебсом ему заигрывать не надо. Надо оставаться начальником. И, исходя из положения, нужно пересмотреть круг своей жизни на предмет возможной помощи тем, кто реально в ней нуждается. От просителей отбоя не будет, и следует быть твердым и умным, чтобы не сеять в грязь. Потом нужно пересмотреть личную жизнь и ее распорядок. Соломон сказал, что благо той земле, у которой «князья едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» (Еккл. 10: 17). То есть нужна некая дисциплина, которая применительно к начальнику является высшей похвалой. Нужен пост, строгость к себе, к языку, к чреву. И с женщинами нужно упорядочить свои отношения. Власть — самый сильный афродизиак, и дамы летят на запах власти с ни с чем не сравнимой прытью, причем и с готовностью на все. Редкий начальник этого не знает, потому и обрастают многие любовницами и проблемами, теряют семьи и спокойный сон. Нередко из-за спины слабохарактерного Ахава выглядывает хищный профиль Иезавели. Подобное было с Владимиром. Сельцо Берестово (тогда — под Киевом, ныне — возле Лавры), где сегодня красуется Преображенский храм, было местом жительства Владимирова гарема. Любвеобилен был сей язычник и вождь язычников. Крестившись, князь упорядочил эту сторону жизни и погасил похоть. Чем не урок? Да и вообще князь всем нам важен тем, что он поменялся. Мы ведь сплошь и рядом не меняемся. Льем на исповеди крокодиловы слезки, но любим себя с грехами вместе, и оттого ничего не меняем в жизни. Владимир же изменился! Стоит подражанием почтить святого. Пусть пьющий «завяжет», ленивый подвигнется на труд, спесивый смирится, блудящий прекратит, жадный пусть делится. Ничего лучшего человек вовеки сделать не в силах. И надо понять, что Владимир лишь положил начало всенародным трудам, которые следует продолжать и углублять. Без приема эстафеты и без продолжения усилий, на одном словесном восхвалении никто никуда не уедет. Меняться надо. И служить надо. Христианская жизнь — это жизнь не для себя, а для Господа. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому живем ли или умираем — всегда Господни» (Рим. 14: 7−8). Это касается и начальников, и подчиненных. Из овец, не имущих пастыря, во Христе все мы должны превратиться в людей, нашедших себя и свое место в жизни. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то. начальник — начальствуй с усердием» (Рим. 12: 6, 8).
Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:
— Память прошлого, живая память истории — это навигационный прибор, который позволяет капитану уверенно вести корабль нации по волнам житейского моря в будущее.
Надо помнить, однако, слова И.В. Киреевского: «Перемещение прошлого в новое, отжившего — в живущее было бы то же, что перестановка колеса из одной машины в другую, другого устройства и размера: в таком случае или колесо должно сломаться, или машина».
Машина демократической формы государственного управления заметно отличается от машины монархической, о чем сказано в «Основах Социальной концепции РПЦ»: мы не можем допустить новых ее катастроф.
Поэтому нашим капитанам предстоит унаследовать у святого князя Владимира и его благоверных потомков именно те качества, которых нам не хватает сегодня: ответственность власти перед Богом, безукоризненный личный пример, служение благу народа.
Сегодня, как и в прошлом, народное благо объединяет дух и материю: хлеб у нас на столе, порядок у нас на улицах, мир у нас на границах и чистота у нас на земле, в воде и в воздухе неотделимы от правды в наших сердцах, закона в нашем сознании, истины в наших школах и чистоты в нашей информационной среде обитания.
О последней — отдельное слово. Волны житейского моря — немирные воды: противник, видимый и невидимый, непреклонен и неутомим в своей злобе. Засорить, замусорить, отравить информационную среду — стратегическая цель для него; в условиях вражеских помех наш навигационный прибор — национальная память — перестанет действовать, и наш корабль будет обречен на гибель. Поэтому особая забота — о помехоустойчивости нашей памяти или, что-то же самое, о духовно-нравственном здоровье нации.
Мы же все, в своих поступках и делах, точно так же позаботимся о компенсации недостающих национальных «колес» из сокровищницы прошлого. Вспомним, что такое нация: это совокупность людей разного рода и племени, незнакомых друг с другом, но готовых принять друг за друга смерть. Этот высокий принцип и определяет высочайшее место нации в христианской иерархии ценностей, и мы сегодня будем добиваться восстановления и укрепления национального единства по всем направлениям нашей многообразной общественной и государственной жизни.
Иеромонах Симеон (Томачинский), руководитель Издательства Сретенского монастыря:
— В лице святого князя Владимира, просветителя Руси, мы видим замечательный пример того, как правитель, познав истину, не стесняется всенародно свидетельствовать о ней, хотя это и неудобно — потому что противоречит прежним его взглядам, и обременительно — потому что придется менять жизнь в соответствии с убеждениями, и неполиткорректно — потому что большинство вокруг придерживается иных религиозных воззрений.
Святой Владимир не насаждал веру огнем и мечом, однако последовательно отстаивал свой цивилизационный выбор, как об этом рассказывает «Повесть временных лет». Не просто заявлял: «Я православный атеист» или «Я верю в добро», что при желании всегда можно интерпретировать в нужном ключе, а прямо говорил о своей вере и — главное — не только говорил, но и в своих поступках следовал ее ценностям.
Каждому из нас, и руководителям государства — в особенной степени, приходится сталкиваться со стремлением изгнать всякий религиозный дискурс из общественного пространства, с запретом самой возможности внутренней религиозной мотивации человека, с требованием поклониться идолу релятивизма. Скоро «либеративная демократура», по выражению Пелевина, запретит не только высказываться на тему гей-парада или эвтаназии, но и давать любую оценку в свете христианской нравственности, а тем более — говорить о православной цивилизации. Однако если мы ощущаем себя наследниками великой традиции, последователями святого князя Владимира, гражданами Святой Руси, то, наверное, не стоит бояться чужих насмешек, непонимания и даже злобы, когда речь идет о защите тех ценностей, которые мы получили от Бога.
Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:
— Мне кажется, что прежде, чем задаваться вопросом о том, в чем могли бы власть имущие подражать равноапостольному князю Владимиру, стоило бы спросить: а есть ли у кого-то сегодня такое желание? Ради чего люди приходят во власть? Что для них стоит на первом месте: власть как ответственность, как долг перед теми, кто наделил их соответствующими полномочиями, перед народом… Или же власть как возможность удовлетворения своих личных желаний, стремлений, амбиций, нужд? Думаю, что если для людей, которым присущ первый тип отношения к власти, было бы естественно подражать князю Владимиру, то для тех, кому ближе второй тип, вопрос о подражании крестителю Руси вряд ли стоит.
В чем это подражании в принципе могло бы заключаться… Прежде всего — в стремлении к личной праведности, чистоте жития, а изначально — к жизни по совести. Ведь правитель, как и отец семейства, только тогда может научить чему-то по-настоящему доброму свой народ или своих чад, когда подает им соответствующий пример. И отец в семье, и правитель в своей стране находятся на очень видном месте, и ни от детей, ни от народа не скроешь своих поступков, своих сердечных расположений, какой ты есть, таким тебя и будут видеть.
Что требуется от власть имущего, если он не только по имени, но и в самом деле христианин? Памятование о том, что он должен будет дать ответ за свой народ и за свое управление народом не только и не столько перед людьми, но и перед Богом. Это памятование и все остальное определяет, в том числе и готовность более заботиться об интересах и нуждах людей, нежели о своих.
Впрочем, думаю, что актуальней на самом деле вопрос о том, чем можем почтить память благоверного князя Владимира все мы — те, кто благодарен ему за сделанный им однажды выбор, те, к чьей судьбе таким образом он причастен, для кого он тоже, как и для всей тогдашней Руси, Креститель. Более всего в его собственной жизни лично меня поражает стремительность тех изменений, которые произошли в нем самом. Превращение из варвара-язычника, из жестокого воина-убийцы, из владельца целого «гарема» в того, кого народ с любовью именовал «Красным солнышком». Чудо подобного превращения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни — лучшая дань памяти святому правителю древней Руси…
Диакон Павел Сержантов, клирик храма Живоначальной Троицы на Грязех (г. Москва), сотрудник редакции журнала «Альфа и Омега», преподаватель ПСТГУ:
— У людей, облеченных властью, существует особый соблазн — воспринимать свое положение как привилегию. Великий князь Владимир преодолел этот соблазн. В своей высокой должности он видел служение, а не набор привилегий. Поэтому история сохранила о нем благодарную память. А в народе его прозвали Красным Солнышком. После лютой зимы пришло солнышко, стало больше света и радости, забурлила жизнь. Слава Богу, и сейчас есть такие начальники, о которых подчиненные говорят: «После его назначения мы свет увидели. Идеализировать его не надо, конечно. Но вы бы знали, какая у нас беспросветная ситуация была до того, как он на руководство пришел».
Прославим нашего духовного просветителя Владимира, идолы поправшаго. Великому князю подражать — дело трудное. Но можно подражать в малом, в посильном. Идолы при Владимире были и сейчас есть. Идолов активно насаждают неоязычники, оккультисты. Есть и менее очевидные идолы — наши собственные страсти. Греховная страсть для человека является кумиром, он страсти служит, как Богу надо бы служить. Почитая память равноапостольного князя, будем попирать этих идолов беспощадно, бороться против них, и да поможет нам Бог.
Священник Димитрий Шишкин, настоятель прихода Покрова Божией Матери в селе Почтовом (Крым):
— Прежде всего, надо бы, ох как надо бы, чтобы у каждого нашего «князя» была такая же чудесная бабушка, какая была у равноапостольного князя Владимира. Ну, пусть не такая сановитая и державная, но чтобы вера у нее была такая же крепкая и любовь. потому что мы видим, что вера правая, соединенная с любовью, обязательно приносит благие плоды.
Но это замечание относится к тем бабушкам, младенствующие внуки которых только еще в далеком будущем, возможно, станут «князьями». А что касается нынешних правителей и властителей, то даже если жизнь их, мягко говоря, далека от христианских идеалов, то им не плохо бы вспомнить о том, что и князь Владимир был от этих идеалов одно время весьма далек, но любовь к правде и красоте, решимость покориться Истине помогли ему совершенно преобразить свою жизнь, и он не посчитал, что это уже поздновато делать, и не оглянулся на то, что скажут почтенные партайгеноссе.
Ведь был же такой антипример — а именно отец князя Владимира. Святослав, говорят, склонялся сердцем к Православию, да побоялся пойти против дружины, побоялся, что та его «не поймет».
А вот сын его, князь Владимир, будучи до срока ярым язычником, с принятием православной веры совершенно преобразился.
Он оставил блудную жизнь (ведь немало наложниц имел), и оставил, думается, не потому только, что так надо было, а именно потому, что сердце его преобразилось, переменилось совершенно и, будучи омыто благодатью, уже не могло, не желало прикасаться к нечистоте, принимать скверну.
Был он жесток до крещения, а после переменился настолько, что, говорят, сами епископы убеждали его в необходимости карать преступников, уговаривали, потому что боголюбивый князь, помня о прежних своих согрешениях, других людей хотел уже только миловать.
Думал он, надо полагать, до крещения в первую очередь об интересах собственных и ближайшего своего окружения, а после крещения так полюбил народ, что воистину сделался ему отцом и по любви своей к простым людям стал именоваться ими ласково Красным Солнышком.
Конечно, преображение это княжеского сердца, княжеской жизни произошло удивительным и даже чудесным образом, но все-таки и не без его воли. Так что главным образом в этом — в желании жить по правде Божией — и могут и должны подражать великому князю его наследники если не по крови, то по призванию, по дару управления людьми. И хорошо бы им помнить, что этот именно дар дан им для мудрой заботы о своем народе, для попечения о его духовных и телесных нуждах, а не для личной наживы. Простая вроде бы истина, а как часто человек настолько удаляется от правды, что нечто простейшее, но важнейшее в жизни считает уже чем-то несущественным и горько потом расплачивается за такое свое легкомыслие и беспечность.
Ну, а что касается всех нас, «простых смертных», то неплохо бы нам помнить слова князя: «Кто друг мне, тот крестись». Только будем помнить еще, что крещением мы называем не только трехкратное погружение в купель, но и приобщение ко Христу, добрую жизнь в согласии с Ним, какой бы скорбной, трудной и мучительной порой она ни была в этом мире, лежащем во зле.
Чем мы можем порадовать своего великого предшественника, чем почтить его святую память? Конечно, только тем, что будем стараться жить по-христиански, основанием своей жизни полагая не многообразные соблазны больного и суетного мира, а слово Божие и его исполнение. И тогда наша жизнь и жизнь наших близких обязательно начнет меняться. И это «малое» преображение милостью Божией, возможно, перерастет в преображение Руси, и она еще подтвердит свое право именоваться Святой. А именно этого и ждет, как думается, великий равноапостольный князь Владимир, молясь Господу о вразумлении и исправлении своего народа.
Так что не будем отчаиваться, видя, что творится вокруг и внутри нас, но станем трудиться по мере сил, прежде всего над своей душой. помогая ближним. все упование возлагая на Господа и помня о том, что «невозможное человекам возможно Богу».
Протоиерей Андрей Грицышин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Дубровицы (Подольское благочиние Московской епархии):
— Начиная с князя Владимира, просветившего Русь верой христианской, именно христианство стало средоточием духовной и культурной жизни в нашей стране. Все лучшее, что было и есть в русской истории: культуру, искусство, архитектуру, музыку, — невозможно отделить от истоков Православия. Это богатейшее наследие, которое, можно сказать, касается лично тебя, и ты сможешь черпать из него вдохновение и ощутимую поддержку в жизни.
Давайте на миг представим, каким был князь Владимир. В молодости он являл собой воплощение всего языческого, что только могло быть. У него был гарем на 800 жен и наложниц, при нем происходили человеческие жертвоприношения. Но, слушая разных проповедников, он задумался: какова же вера истинная? И замечательно, что, когда благодать Божия коснулась его сердца, Владимир выбрал православную веру.
Насколько же тогда он изменился внутренне! В этом, можно сказать, символ крещения всякого человека. И поскольку князь Владимир был правитель, то это изменение внутреннее повлекло за собой и перемены в жизни государства. Он сразу бесповоротно оставил все свои языческие грехи и страсти. Он распустил гарем и женился на христианской принцессе Анне. Владимир стал очень милостивым князем — известна даже просьба бояр, чтобы он был более суров с преступниками, так как князь боялся нарушить христианскую заповедь, прибегнув к суровым наказаниям, и даже отменил смертную казнь. Он весь был наполнен светом, любовью. И он повел свой народ за собой, приобщив русичей к православной вере. За что они и назвали его Владимиром Красное Солнышко.
Чему могут научиться у святого Владимира представители власти сегодня? Наверное, это тем качествам, которые были в полноте у самого князя, — милосердию, вниманию к ближним, заботе о своем народе, честности и справедливости. Уверен, что эти качества не будут лишними в нашей жизни — не только у представителей власти, но и у любого человека.
А мы, чтобы почтить память равноапостольного князя Владимира, должны знать свою историю, чтить и развивать его деяния. И не случайно, что на Архиерейском Соборе 2008 года было установлено особое празднование в честь святого князя Владимира — в календаре церковном день 15/28 июля выделен теперь красным цветом. Более того, государство установило отмечать в этот день праздник — День крещения Руси.
Я полагаю, что каждый человек может принимать деятельное участие в этом праздновании, в частности рассказывая своим детям о славных страницах нашей истории. Не секрет, что у наших чад сегодня, увы, много иных кумиров, иностранных и странных (например, так называемый «человек-паук»). И дети не знают азов русской истории, а о князе Владимире судят по тому мультику, который, мягко говоря, не совсем отражает образ этого великого сына Руси. И в этом плане достойно сожаления, что в наших школах крайне медленно внедряется курс «Основы православной культуры».
У меня самого пятеро сыновей, и самый старший носит имя Владимир. Он родился 24 июля — в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Помню, тогда встал вопрос: как его назвать? И тут мне пришла в голову мысль: ведь как раз через четыре дня — память святого равноапостольного князя Владимира. А Владимир был внуком Ольги, первой княгини-христианки. Именно она учила своего внука в раннем детстве христианским молитвам, говорила с ним о Христе и Богородице. Так что есть связь не только родственная, но и духовная, ибо именно князь Владимир стал продолжателем дела святой равноапостольной княгини Ольги.
Сейчас мой сын Владимир уже учится в МГУ, подрастают младшие. Я думаю, Отчизне будет лучше, если все российские дети станут воспитываться и жить по заветам святого князя Владимира.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. Колчаново (Санкт-Петербургская митрополия):
— Святому равноапостольному князю Владимиру мы обязаны духовным рождением нашего народа. Не по плоти, а по духу — Бог через него призвал народ наш из тьмы к свету, ко Христу.
Нет сомнений в том, что историческая роль князя Владимира совершенно уникальна. И все, что мы имеем: сокровище веры, духовную культуру нашего народа и всю последующую историю, освященную Церковью, — мы бы не имели, если бы Господь не воздвиг этого святого, который взял на себя крест, сделав исторический выбор и совершив настоящий поворот.
А ведь князь Владимир мог осуществить совсем другой выбор. Как известно, ему предлагали разные варианты вероисповедания: и ислам, и иудаизм, и — в рамках христианства — католический вариант. Но он выбрал именно Православие, что и определило судьбы всего нашего народа.
Понимание этого очень важно, в том числе и для современной власти, которая считает возможным дистанцироваться от какого бы то ни было нравственного выбора. И всегда подчеркивает, что в некотором смысле она, власть, предопределена различными законами, конституциями, какими-то мировыми трендами, а потому, мол, вряд ли мы можем что-то сделать сами. Это совершенно не так. Пример князя Владимира — как раз пример личности в истории, когда правитель берет на себя историческую ответственность, в том числе за народы, а не уходит от ответственности, ссылаясь на какие-то туманные макроэкономические законы или международные глобальные интересы. И в этом смысле образ князя Владимира совершенно актуален и в политическом контексте.
Сегодня перед Церковью стоит, по сути, та же задача, что стояла перед князем Владимиром, — задача евангелизации нашего народа, который только внешне является христианским, а по сути пребывает еще во тьме язычества. Миссия князя Владимира должна быть сейчас осознана как наиболее актуальная для всего церковного сообщества.
Хочется всех поздравить с этим замечательным и важнейшим днем в нашей истории и пожелать, чтобы и образ князя Владимира, и память его, и эта дата стали дополнительным объединяющим началом в нашем разрозненном обществе.